УЧЕБНИКИ N 79
В списках, таблицах, цифрах...
Школьное обозрение. Бюллетень
учебного книгоиздания № 4, 2004
Главными темами последнего номера
журнала «Школьное обозрение» стали изменения в
структуре Министерства образования и науки и
дискуссии вокруг образовательной области
«обществознание».
Аналитический материал Сергея Полякова поможет
специалистам разобраться в том, что же
происходит в министерстве, какие функции будут
выполнять вновь образованные структуры и что
последует за кадровыми перестановками. А таблица
«Структура федеральных органов исполнительной
власти, ответственных за формирование и
реализацию государственной образовательной
политики» с многочисленными федеральными
службами, управлениями, департаментами,
агентствами и отделами окажется очень полезной
всем работникам сферы образования.
В рубрике «Госполитика» Владимир Ерошин,
член-корреспондент РАО, директор Института
управления образованием, рассмотрел, как
проводящаяся административная реформа повлияет
на систему образования, и в частности на
экономические отношения в данной сфере. По
мнению специалиста, большинство законов,
принятых в последние годы, «скорее ограничивают,
нежели поощряют, экономическую активность
образовательных учреждений». В.Ерошин также
высказал свое мнение о проблеме правового
статуса образовательных учреждений и
особенностях отраслевой системы оплаты труда.
Юрий Кожин, учитель истории и обществознания
гимназии № 1562 им. Артема Боровика г. Москвы,
представил обзор учебников по обществознанию
для основной и средней школы. Для младших
подростков в федеральном перечне сейчас
представлены только две линии учебников: под ред.
Л.Н.Боголюбова и учебные пособия А.И. Кравченко и
Е.А. Певцовой. Для учащихся 8–11 классов учебников
обществознания значительно больше. Автор статьи
подробно разбирает структуру каждой книги,
отмечает наиболее удачные разделы и параграфы,
определяет концепцию издания, указывает на
художественные особенности, манеру изложения
материала, понятийный аппарат учебника. Таблица
«Учебно-методические линии учебников по
обществознанию» позволит учителю, библиотекарю,
методисту легко сориентироваться на рынке
изданий данной образовательной области и
сделать оптимальный выбор.
Ольга Кишенкова, кандидат исторических наук,
доцент кафедры социально-политического
образования Академии повышения квалификации и
переподготовки кадров Министерства образования
и науки РФ, рассказала на страницах журнала о
новом государственном стандарте по
обществознанию. Обществознание – единственный
предмет в новом базисном учебном плане, на
изучение которого количество учебных часов
значительно увеличилось: один час с 6-го по 9
класс.
Валентина Бурякова, методист кафедры
социально-гуманитарных дисциплин Московского
института открытого образования, заслуженный
учитель России, продолжает тему и рассматривает
учебники обществознания для старшеклассников с
точки зрения образовательного стандарта.
Таблица, прилагаемая к материалу, подскажет
учителю, в каком учебнике та или иная тема
представлена наиболее полно. Например, педагог,
выбравший для преподавания обществознания
учебник «Человек и общество» под ред.
Л.Н.Боголюбова, за материалом о естественных и
социально-гуманитарных науках может обратиться
к учебникам Е.Н. и Ю.Г.Салыгиных.
Александр Драхлер, редактор интернет-проекта
«СОМ – в помощь учителю», представил обзор
образовательных мультимедиа по обществознанию.
Среди них выделяются издания, обеспечивающие
преподавание курса в целом, пособия для
абитуриентов и электронные издания,
поддерживающие изучение какой-либо части
школьного обществоведческого образования
(философия, история, политология, право,
психология и др.). Александр Драхлер также изучил
крупнейшие интернет-ресурсы по данному предмету,
разделив их на рубрики: «Методики», «Общество»,
«Экономика», «Человек», «Политика», «Право»,
«Культура и духовная жизнь».
Традиционно на страницах «Школьного обозрения»
можно ознакомиться с перечнем учебных изданий,
одобренных ФЭС и рекомендованных к присвоению
грифа Минобразования России в марте–апреле 2004 г.
В рубрике «Экспертиза» на этот раз детально были
проанализированы новые книги по информатике
(Захарова И.Г. «Информационные технологии в
образовании»; Журин А.А. «Microsoft Office XP в школе»;
Байков В.Д., Сафронов И.К. «Уроки Интернета для
школьников»), «Этническая психология» (Платонов
Ю.П., Крысько В.Г.), переизданные издательством
«Вагриус» научно-популярные книги по истории
России Натана Эйдельмана, комплект тетрадей по
коррекционной логопедической работе с детьми,
имеющими отклонения в развитии, Мазановой Е.В. и
«Модульный курс профилактики курения» для 5–11
классов Сизанова А.Н. и Хриптович В.А.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|