Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 79 
 

Елена КАРТАШОВА

В списках, таблицах, цифрах...

Школьное обозрение. Бюллетень учебного книгоиздания № 4, 2004

Главными темами последнего номера журнала «Школьное обозрение» стали изменения в структуре Министерства образования и науки и дискуссии вокруг образовательной области «обществознание».
Аналитический материал Сергея Полякова поможет специалистам разобраться в том, что же происходит в министерстве, какие функции будут выполнять вновь образованные структуры и что последует за кадровыми перестановками. А таблица «Структура федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию государственной образовательной политики» с многочисленными федеральными службами, управлениями, департаментами, агентствами и отделами окажется очень полезной всем работникам сферы образования.
В рубрике «Госполитика» Владимир Ерошин, член-корреспондент РАО, директор Института управления образованием, рассмотрел, как проводящаяся административная реформа повлияет на систему образования, и в частности на экономические отношения в данной сфере. По мнению специалиста, большинство законов, принятых в последние годы, «скорее ограничивают, нежели поощряют, экономическую активность образовательных учреждений». В.Ерошин также высказал свое мнение о проблеме правового статуса образовательных учреждений и особенностях отраслевой системы оплаты труда.
Юрий Кожин, учитель истории и обществознания гимназии № 1562 им. Артема Боровика г. Москвы, представил обзор учебников по обществознанию для основной и средней школы. Для младших подростков в федеральном перечне сейчас представлены только две линии учебников: под ред. Л.Н.Боголюбова и учебные пособия А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой. Для учащихся 8–11 классов учебников обществознания значительно больше. Автор статьи подробно разбирает структуру каждой книги, отмечает наиболее удачные разделы и параграфы, определяет концепцию издания, указывает на художественные особенности, манеру изложения материала, понятийный аппарат учебника. Таблица «Учебно-методические линии учебников по обществознанию» позволит учителю, библиотекарю, методисту легко сориентироваться на рынке изданий данной образовательной области и сделать оптимальный выбор.
Ольга Кишенкова, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политического образования Академии повышения квалификации и переподготовки кадров Министерства образования и науки РФ, рассказала на страницах журнала о новом государственном стандарте по обществознанию. Обществознание – единственный предмет в новом базисном учебном плане, на изучение которого количество учебных часов значительно увеличилось: один час с 6-го по 9 класс.
Валентина Бурякова, методист кафедры социально-гуманитарных дисциплин Московского института открытого образования, заслуженный учитель России, продолжает тему и рассматривает учебники обществознания для старшеклассников с точки зрения образовательного стандарта. Таблица, прилагаемая к материалу, подскажет учителю, в каком учебнике та или иная тема представлена наиболее полно. Например, педагог, выбравший для преподавания обществознания учебник «Человек и общество» под ред. Л.Н.Боголюбова, за материалом о естественных и социально-гуманитарных науках может обратиться к учебникам Е.Н. и Ю.Г.Салыгиных.
Александр Драхлер, редактор интернет-проекта «СОМ – в помощь учителю», представил обзор образовательных мультимедиа по обществознанию. Среди них выделяются издания, обеспечивающие преподавание курса в целом, пособия для абитуриентов и электронные издания, поддерживающие изучение какой-либо части школьного обществоведческого образования (философия, история, политология, право, психология и др.). Александр Драхлер также изучил крупнейшие интернет-ресурсы по данному предмету, разделив их на рубрики: «Методики», «Общество», «Экономика», «Человек», «Политика», «Право», «Культура и духовная жизнь».
Традиционно на страницах «Школьного обозрения» можно ознакомиться с перечнем учебных изданий, одобренных ФЭС и рекомендованных к присвоению грифа Минобразования России в марте–апреле 2004 г.
В рубрике «Экспертиза» на этот раз детально были проанализированы новые книги по информатике (Захарова И.Г. «Информационные технологии в образовании»; Журин А.А. «Microsoft Office XP в школе»; Байков В.Д., Сафронов И.К. «Уроки Интернета для школьников»), «Этническая психология» (Платонов Ю.П., Крысько В.Г.), переизданные издательством «Вагриус» научно-популярные книги по истории России Натана Эйдельмана, комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, Мазановой Е.В. и «Модульный курс профилактики курения» для 5–11 классов Сизанова А.Н. и Хриптович В.А.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru