Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 79 
 

Сергей ОЛЕНИН

Как петровская картошка

О некоторых особенностях информатизации отчественного образования

В прошлом году набережночелнинская общественная организация «За гражданское образование» получила грант от американской некоммерческой организации «Прожект Хармони» на обучение учителей и членов общественных организаций новым информационным технологиям (НИТ), а проще говоря – пользованию электронной почтой и работой в Интернете. Проект, получивший поддержку Юсупа Якубова (в ту пору депутата Госсовета РТ, автора татарстанского закона об информатизации), распространялся на десять городов Татарстана, и ему предшествовал анализ ситуации в образовательной сфере. А ситуация была такова: на тот момент только в 3 челнинских школах (из почти 100) была возможность пользоваться этими средствами коммуникации. Примерно так же дело обстояло и в других городах, за исключением, быть может, Казани, где приобщение к НИТ идет более быстрыми темпами.
Ответ на вопрос: «Почему технологии XXI века так медленно входят в обиход образовательной сферы?» – на первый взгляд неоднозначен: обычно директора школ и учителя ссылаются на отсутствие средств, достаточного оборудования (год-два назад говорили об отсутствии оборудования как такового), хороших методик, на трудные компьютерные программы и недостаток у учителей времени для того, чтобы их осваивать (параллельно звучит тезис о «прекрасных результатах, и так достигаемых при использовании лучших в мире традиционных российских учебников и программ») и т.д.
Однако всем пользователям компьютеров хорошо известно, что новые программы, поставляемые постоянно ругаемым Биллом Гейтсом, с каждым годом становятся все совершеннее и одновременно легче. Все давно забыли про автоэкзет и конфиг- файлы и про трудности англоязычного интерфейса. Освоение программ доступа в Интернет даже для новичков стало возможным за считанные часы. Трудность представляют моменты психологические. Виртуальные, так сказать. И не только…
Разослав в городские отделы образования письма с предложением бесплатно провести обучение, организаторы… ответов не получили. В набережночелнинское управление образования пришлось писать 3 письма.
Пришлось обращаться в Министерство образования и науки, которое, в отличие от местных органов, не отказалось от дополнительных инвестиций в систему повышения квалификации учителей и оказало содействие в установлении контактов. Только после этого городские отделы пошли на контакт с организаторами акции. Но как!
Сотрудники методического отдела одного их крупных нефтяных городов с плохо скрываемым недовольством упрекнули: «Мы в ближайшее время хотели провести для учителей платные аналогичные курсы, а теперь после вашего обучения они не захотят посещать их».
В другом городе поступила команда прекратить начавшиеся было занятия: во вступительной части преподаватель рассказывал, как НИТ используется в американских школах, промышленности, армии, общественной жизни (имея в виду «компьютерное будущее», к которому нужно стремиться), но одна из бдительных учительниц – совсем в духе прошлого (благо занятия проводились для учителей обществоведения) – сообщила начальству, что приезжий «пропагандирует американскую технику и американский образ жизни». Начальство – предпенсионного возраста – решило от греха подальше прекратить эту идеологическую диверсию. Неудивительно поэтому, что здесь же на вопрос, когда был изобретен Интернет, вполне всерьез от учительницы истории последовал ответ, что тогда же, когда вождь пролетариата проводил съезд, на котором и сформировал свою знаменитую большевистскую партию.
Организаторы проекта попытались привлечь к преподаванию местных учителей информатики. Оказалось, что далеко не все из них представляли, что же это такое – Интернет. И тем более могли пользоваться соответствующими программами. Более того, немало из них считают, что знание этих программ совсем необязательно ни для них, ни тем более для учителей других специальностей. Так, в соседнем с Челнами химическом городе пришлось обратиться за помощью к любителю-интернетчику, который не то что не имел специального образования – у него вообще его не было. Тем не менее компьютером он владел превосходно.
Казусная ситуация сложилась еще в одном соседнем городе, где руководство города из-за благих побуждений и под влиянием, вероятно, газетных призывов к внедрению компьютерных технологий в школы обещало оплатить школам неограниченный доступ в Интернет. И для начала оплатило его четырем школам. Когда спустя несколько месяцев решили проанализировать, как доступ в Сеть используется, то оказалось, что… никак. Преподаватели лишь слышали о предоставленной возможности, но, не умея пользоваться ни компьютером, ни нужными программами, ничтоже сумняшеся просто ее проигнорировали. Чего, кстати говоря, не сделали провайдеры, которые, заключив договор о выгодном для них тарифе, выставили управлению образования кругленький счет в несколько десятков тысяч. Лафа прикрылась. На вопрос методисту гуо, курирующему информатику, почему же заключили такой неграмотный договор, последовал ответ: «Я ничего в этом не понимаю».
В Набережных Челнах решили поступить еще круче – такой большой город мыслит глобально и задачи ставит перед собой соответствующие. В начале прошлого учебного года все средства массовой информации взахлеб рассказывали о том, что скоро, что вот-вот все школы будут подключены к Интернету, что выделено около полутора миллионов для создания сетей в – пока – одиннадцати школах, которые и будут вначале осчастливлены. Ларчик открывался просто – в Челнах проводился республиканский педсовет с участием президента, и нужно было «блеснуть». Блеснули – сети в школах создали. Но… (разумеется, неожиданно) выяснилось, что провайдеры за Интернет просят деньги, которых, разумеется, нет. Сети также не работают – учителя не знают, что с ними делать, как использовать. Многие ведь даже не знают, какая клавиша на компьютере для чего служит.
Министерства образования – и федеральное, и республиканское – с регулярным постоянством выпускают циркуляры, призывающие к использованию НИТ. Дело, как правило, ограничивается грозными приказами по управлениям образования предоставить планы применения НИТ по каждой школе. И их предоставляют. Директора, девяносто процентов которых и близко не подходили к компьютерам, возлагают эту задачу на учителей информатики, которые их либо переписывают друг у друга, либо пишут по принципу школьных сочинений. Руководители гуо – как правило, люди, шедшие к этой должности долгие годы и находящиеся в нескольких шагах от пенсии, – как опытные функционеры также понимают, что главное – отчитаться. Поэтому совместные сочинения директоров школ и учителей рассматривают не как руководство к действию, а как и положено рассматривать школьное сочинение – как тренировочный эпистолярный опус.
Справедливости ради стоит сказать, что в некоторых районах пытаются наладить регулярную, а не эпизодическую, на курсах, проводимых каждые пять лет, учебу по ликвидации компьютерной безграмотности. В Мамадыше, например, методист вменил учителям информатики одно из четырех еженедельных факультативных занятий проводить с учителями.
Но это редкое исключение. Хотя почти повсеместно созданы центры по внедрению НИТ, созданы они по старым принципам. Работать там легче, а там, где легче (в государственных структурах), обычно неведомо какими путями (вернее – очень даже хорошо известными!) скапливаются те, кому и хочется работать полегче. Руководителем также, как правило, подбирается удобный человек, умеющий писать грамотные отчеты, т.е. в возрасте, прошедший управленческую советско-российскую чиновничью школу (но ничего не понимающий в компьютерных технологиях). Пример: минувшей осенью в одном из районов республики на свой семинар были собраны руководители таких центров. Руководитель семинара решил провести чат с правлением Российской Федерации Интернет Образования (ФИО). Там сначала испытали чувство удовлетворения (их работа нужна!) и одновременно напряг (вдруг из глубинки последует теоретический вопрос, на который не сразу найдется ответ!). Но когда им задали всего лишь пару вопросов, один из которых опять же был связан с вождем пролетариата: «Как в Интернете представлен В.И.Ленин?», состояние “фиошников” было близко к ступору. А.Драхлер, курирующий в ФИО связь с учителями истории и обществоведения, потом рассказывал: «У нас после подобных чатов очень убавляется оптимизма по поводу внедрения в школы НИТ: уж если руководители центров по их внедрению задают подобные вопросы, то что же представляют из себя рядовые учителя?»
Действительно, в том, что касается овладения НИТ учителями и директорами, то здесь, как говорится, конь не валялся. Им далеко в этом до своих учеников. Пару лет назад в одной из челнинских школ у автора этих строк состоялся следующий разговор с ее директором (предпенсионный возраст, авторитарный стиль, пользуется в гуо авторитетом): «Если вы говорите, что у вас нет средств на Интернет, то почему бы вам не предоставить ученикам ваше оборудование (компьютеры, модем, телефонную линию) и предложить им самим покупать интернет-карточки? Они бы кооперировались, это было бы для них недорого, и, кроме того, посещаемые сайты контролировались бы учителем? Пусть лучше тратят деньги на Интернет, чем на игры в компьютерных клубах». Ответ был следующий: «А что будет с этого иметь школа? Если они будут пользоваться школьными компьютерами, то должны платить». На возражение, что компьютеры уже оплачены родителями учеников, т.к. куплены на средства с внесенных ими налогов, ответа не последовало. В этой школе выхода в Интернет до сих пор нет, хотя все необходимое оборудование имеется уже несколько лет.
Штатные методисты методотделов также занимают в большинстве своем своеобразную позицию. Какая она в «нефтяном городе», мы говорили выше. В другом соседствующем с Челнами городе методистка прошла обучение в Казани, в Intel, владеет многими сертификатами, но на вопрос, почему бы ей не организовать постоянно действующие курсы для учителей или нечто вроде клуба, ответила: «Передо мной таких задач не ставят, а мне это не нужно».
Во всех городах, где реализовывался проект, в методических центрах была распространена анкета, в которой предлагалось ответить на вопросы, как все-таки в школах или хотя бы в методцентрах используется доступ к сетевой информации (что, собственно, и является сверхзадачей внедрения НИТ), какие специализированные рассылки они получают. Во всех полученных назад анкетах вместо ответов стоял прочерк.
Таким образом, осваивая бюджетные средства в виде поступающего в школы оборудования, руководство школьным образованием всех уровней Татарстана (за исключением, быть может, самого министерства), как правило, не ставит перед собой задачу эффективно его использовать. Живут по принципу: «Дали – возьмем. И еще попросим». Так как в этой системе не практикуется конкурсное назначение на должности, что помогло бы прийти к руководству новому поколению, понимающему сущность происходящей в мире информационной революции и сумевшему овладеть компьютерными технологиями, то, вероятно, статус-кво будет продолжаться до полной смены поколения управленцев образованием. На это уйдут годы.
…Ситуация очень напоминает историю с внедрением в Россию картошки. Она довольно быстро вошла в сельхозоборот Петербурга и Москвы, но на расстоянии 100 км от столиц ее не знали еще около 100 лет: каждый год она завоевывала примерно 1 км территории.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru