УЧЕБНИКИ N 79
Человеческое измерение
Энциклопедия для детей Аванта+. Т. 18:
Человек. Ч. 3: Духовный мир человека.
М.: Аванта+, 2004
Третья, заключительная часть тома
«Человек» посвящена нашему духовному миру. Она
будет полезным пособием на уроках истории,
обществоведения, литературы и мировой
художественной культуры.
Как отмечается в предисловии, «человек –
существо познающее, творческое, умеющее
созидать. Он создает мир отношений с другими
людьми, мир культуры. И все это, в свою очередь,
создает его самого. Человек и становится
человеком, лишь когда приобщается к
общечеловеческим духовным ценностям». Том
делится на шесть разделов, в которых освещены
различные стороны человеческой натуры. Это
человек познающий, человек свободный, человек
созидающий, человек в измерениях культуры,
человек в поисках смысла и человек будущего.
Авторы тома рассматривают проблемы человеческой
природы, выбора между добром и злом, поисков
смысла жизни, природы творчества, основные
эстетические категории прекрасного и
гармоничного, а также ключевую проблему основных
направлений биологической и духовной эволюции
человеческого рода. Они убеждены вслед за
Зигмундом Фрейдом, что человек есть тайна,
которую нам предстоит разгадывать всю жизнь.
Данная книга призвана помочь читателям в поиске
ответов на ряд частных вопросов этой великой
загадки.
Интересна статья о научных парадигмах, где
приведено их определение, данное американцем
Томасом Куном: «Под парадигмами я подразумеваю
признанные всеми научные достижения, которые в
течение определенного времени дают научному
сообществу модель постановки проблем и их
решений».
А в статье «Мифологические сценарии будущего»
говорится о тех апокалипсических мифах, порой
облеченных в научные формы, которые свойственны
различным народам как в древности, так и в наши
дни. При этом сами по себе мифы нередко
стимулировали научные исследования. Так,
«мифологические идеи о строении космоса
стимулировали развитие современной научной
мысли». А миф золотого века помогает сохранять
веру в светлое будущее человечества. Авторы
допускают возможность дальнейшей биологической
эволюции человека: «Как знать, может быть, наше
пребывание на Земле не вечно и род людской,
оставив позади периоды младенчества, детства,
отрочества, зрелости, однажды придет к своему
естественному концу? Но будет ли это смерть,
напоминающая уход из жизни отдельного человека,
или трансформация в иные формы существования?»
Не очень понятно, идет ли здесь речь о
возможности возникновения какого-то нового
биологического вида «сверхчеловеков», или о
возможном инобытии в Царствии Небесном.
По мнению авторов энциклопедии, хотя вид «хомо
сапиенс» существует без каких-либо изменений с
момента своего возникновения, сегодня человек
подошел к пределу своих биологических
возможностей. Поэтому нельзя исключить в будущем
коррекцию человеческого организма с помощью
генной инженерии и появления на Земле некой
модификации человека разумного. Что же касается
духовной эволюции, то здесь наше будущее
представляется следующим образом: «Существуют
методики преподавания чтения, иностранных
языков и многих других сложных вещей детям до 1,5
лет… Если обучение чтению шестилетнего ребенка
– трудный процесс, занимающий не один месяц, то
полуторагодовалый малыш осваивает чтение
практически моментально. Изучение иностранного
языка для пяти-
классника – тяжелейшая работа, для малыша –
простейшая… Разрабатываемые в данном русле
теории и методики обучения позволяют
предположить, что человечество стоит на пороге
революции в образовании…
Если преподавателя приходится готовить пять лет
в вузе, то обучить маму работать с малышом по
таким методикам можно очень быстро». Если этот
оптимистический сценарий реализуется, то
человечество, как кажется, сможет хотя бы на
время справиться с тем «информационным взрывом»,
с которым оно сталкивается со второй половины XX
века. Однако вероятность реализации любого
сценария будущего человеческого общества
просчитать невозможно. Ведь прогнозы
общественного развития – вещь неблагодарная.
Как справедливо отмечается в энциклопедии, не
менее половины прогнозов, данных
писателями-фантастами и футурологами в 60-х годах
XX века на 2000 год, не сбылось. А они касались
исключительно научных открытий. Общество же, в
отличие от науки являющееся продуктом
деятельности множества разнонаправленных воль,
в принципе не поддается более или менее точному
прогнозированию на длительную перспективу,
иначе человек рискует лишиться свободы воли.
Книга богато иллюстрирована как репродукциями
шедевров мировой культуры, так и собственными
оригинальными рисунками готовивших том
художников.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|