Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 79 
 

Борис СОКОЛОВ

Человеческое измерение

Энциклопедия для детей Аванта+. Т. 18: Человек. Ч. 3: Духовный мир человека.

Энциклопедия для детей Аванта+. Т. 18: Человек. Ч. 3: Духовный мир человека.
М.: Аванта+, 2004

Третья, заключительная часть тома «Человек» посвящена нашему духовному миру. Она будет полезным пособием на уроках истории, обществоведения, литературы и мировой художественной культуры.
Как отмечается в предисловии, «человек – существо познающее, творческое, умеющее созидать. Он создает мир отношений с другими людьми, мир культуры. И все это, в свою очередь, создает его самого. Человек и становится человеком, лишь когда приобщается к общечеловеческим духовным ценностям». Том делится на шесть разделов, в которых освещены различные стороны человеческой натуры. Это человек познающий, человек свободный, человек созидающий, человек в измерениях культуры, человек в поисках смысла и человек будущего. Авторы тома рассматривают проблемы человеческой природы, выбора между добром и злом, поисков смысла жизни, природы творчества, основные эстетические категории прекрасного и гармоничного, а также ключевую проблему основных направлений биологической и духовной эволюции человеческого рода. Они убеждены вслед за Зигмундом Фрейдом, что человек есть тайна, которую нам предстоит разгадывать всю жизнь. Данная книга призвана помочь читателям в поиске ответов на ряд частных вопросов этой великой загадки.
Интересна статья о научных парадигмах, где приведено их определение, данное американцем Томасом Куном: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений».
А в статье «Мифологические сценарии будущего» говорится о тех апокалипсических мифах, порой облеченных в научные формы, которые свойственны различным народам как в древности, так и в наши дни. При этом сами по себе мифы нередко стимулировали научные исследования. Так, «мифологические идеи о строении космоса стимулировали развитие современной научной мысли». А миф золотого века помогает сохранять веру в светлое будущее человечества. Авторы допускают возможность дальнейшей биологической эволюции человека: «Как знать, может быть, наше пребывание на Земле не вечно и род людской, оставив позади периоды младенчества, детства, отрочества, зрелости, однажды придет к своему естественному концу? Но будет ли это смерть, напоминающая уход из жизни отдельного человека, или трансформация в иные формы существования?» Не очень понятно, идет ли здесь речь о возможности возникновения какого-то нового биологического вида «сверхчеловеков», или о возможном инобытии в Царствии Небесном.
По мнению авторов энциклопедии, хотя вид «хомо сапиенс» существует без каких-либо изменений с момента своего возникновения, сегодня человек подошел к пределу своих биологических возможностей. Поэтому нельзя исключить в будущем коррекцию человеческого организма с помощью генной инженерии и появления на Земле некой модификации человека разумного. Что же касается духовной эволюции, то здесь наше будущее представляется следующим образом: «Существуют методики преподавания чтения, иностранных языков и многих других сложных вещей детям до 1,5 лет… Если обучение чтению шестилетнего ребенка – трудный процесс, занимающий не один месяц, то полуторагодовалый малыш осваивает чтение практически моментально. Изучение иностранного языка для пяти-
классника – тяжелейшая работа, для малыша – простейшая… Разрабатываемые в данном русле теории и методики обучения позволяют предположить, что человечество стоит на пороге революции в образовании…
Если преподавателя приходится готовить пять лет в вузе, то обучить маму работать с малышом по таким методикам можно очень быстро». Если этот оптимистический сценарий реализуется, то человечество, как кажется, сможет хотя бы на время справиться с тем «информационным взрывом», с которым оно сталкивается со второй половины XX века. Однако вероятность реализации любого сценария будущего человеческого общества просчитать невозможно. Ведь прогнозы общественного развития – вещь неблагодарная. Как справедливо отмечается в энциклопедии, не менее половины прогнозов, данных писателями-фантастами и футурологами в 60-х годах XX века на 2000 год, не сбылось. А они касались исключительно научных открытий. Общество же, в отличие от науки являющееся продуктом деятельности множества разнонаправленных воль, в принципе не поддается более или менее точному прогнозированию на длительную перспективу, иначе человек рискует лишиться свободы воли.
Книга богато иллюстрирована как репродукциями шедевров мировой культуры, так и собственными оригинальными рисунками готовивших том художников.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru