УЧЕБНИКИ N 79
Эльмир ЯКУБОВ,
муниципальное учреждение Хасавюртовская
городская централизованная библиотечная
система
Республика Дагестан, Россия
Муниципальные и школьные
библиотеки: поиски путей взаимодействия
По образованию я педагог. Преподавал
математику в вузе, педагогическом колледже,
техническом лицее и средней школе, работал
учителем начальных классов и воспитателем
детского сада. Но начинал свою профессиональную
карьеру методистом по библиотечным фондам
школьных учебников: эту должность в конце 70-х
годов ввели в штаты городских и районных отделов
народного образования в связи с
осуществлявшейся тогда реформой советской
школы.
В сентябре 2001 года меня назначили директором
муниципального учреждения Хасавюртовская
городская централизованная библиотечная
система. Днем я руководил работами по
восстановлению пострадавшей от разрушительного
террористического акта центральной библиотеки
города, а долгими зимними вечерами, изучая опыт
благополучных библиотек в стране и за рубежом,
придумывал невероятные (как мне тогда казалось)
планы нашего будущего. Самое интересное в том,
что эти фантазии мои коллеги-подвижники (а
библиотекари на Руси, я теперь знаю это точно,
святые люди) воспринимали как руководство к
прямому действию. Именно тогда и родилась
поначалу казавшаяся неосуществимой идея
возродить библиотеки в школах.
Самые яркие впечатления детства у меня связаны с
книгами и школьной библиотекой, где я проводил
свое свободное время. Уже работая в гороно, много
сил и времени посвятил тому, чтобы сделать
библиотеку родной школы образцовой. Считаю, что
мне удалось это: поучиться к нам приезжали
педагоги со всего Северного Кавказа.
Придя через 20 лет в библиотеку школы,
называющейся ныне многопрофильным лицеем, я
испытал неприятное ощущение того, что время
здесь остановилось, прямо как в сказке о спящей
красавице. И это при том, что окружающий
библиотеку внешний мир непрестанно меняется,
заставляя людей по-иному думать и жить в
изменяющихся обстоятельствах.
Понимая, какой дополнительный груз взваливаем на
себя, мы все решили на базе библиотеки
Хасавюртовского многопрофильного лицея создать
консультационный центр, обеспечивающий
методическое сопровождение инноваций в школьных
библиотеках. Инициируя процесс изменений, мы
преследовали и свою “корыстную” цель: в
перспективе передать школьным библиотекам,
максимально приближенным к пользователям, часть
своей ответственности и полномочий с тем, чтобы
сосредоточиться на основных принципиальных
направлениях информационно-библиотечной
деятельности.
Наш временный творческий коллектив,
поддерживаемый руководством и педагогами лицея,
начал свою работу с выстраивания модели школьной
библиотеки. Мы исходили из того, что функции
библиотеки современного образовательного
учреждения не просто модифицируются и
расширяются. Меняется миссия: библиотека должна
стать информационно-образовательным центром,
выполняющим педагогические функции, которые
позволят давать знания, умения и навыки,
необходимые каждому для продолжения
непрерывного образования и самообразования в
течение всей жизни.
Новая миссия библиотеки потребовала
определенного эволюционного скачка: в
формировании фондов, в техническом оснащении, в
изменении профессионального сознания
библиотечных работников.
Оценив состояние документного фонда библиотеки,
мы пришли к выводу о его неполном соответствии
образовательным и воспитательным задачам лицея.
В целях обеспечения доступа учителей, школьников
и их родителей к самой разнообразной информации,
предоставления широких возможностей для
формирования культуры умственного труда,
развития критического мышления на
педагогическом совете было принято решение
пополнять библиотечный фонд в основном
нетрадиционными носителями информации: аудио-,
видео- и электронными изданиями. Для этого были
использованы и возможности бюджета, и донорская
помощь попечителей лицея. За год библиотека
пополнилась 87 компакт-дисками,
систематизированными по отраслям знаний,
архивом копий документов из сети Интернет
объемом более 1 гигабайта и 36 кассетами с
обучающими фильмами.
При поддержке городской администрации на базе
кабинета информатики была создана медиатека. В
первую половину дня кабинет работает в учебном
режиме, а после занятий и по воскресеньям
становится филиалом лицейской библиотеки. В
распоряжении пользователей 10 компьютеров,
объединенных в локальную сеть с выходом в
Интернет (эта услуга оплачивается из расчета 0,24
доллара США за 1 мегабайт полученной информации),
а также собственные электронные ресурсы.
Активное использование в
воспитательно-образовательном процессе новых
информационных технологий коренным образом
изменило отношение учащихся к учебной
деятельности, а учителям позволило резко
повысить результативность и качество своего
труда.
Поскольку книжный фонд библиотеки в основном
составляют учебники, особой необходимости в
автоматизации библиотечных процессов пока не
возникало. Но уже этим летом на бюджетные
средства и предоставленный Фондом Потанина
грант для лицеистов будут приобретены почти
тысяча томов классической и современной
художественной литературы, справочные и
энциклопедические издания. Поэтому решено
установить на сервере библиотеки программное
обеспечение для успешной навигации во все
возрастающих ресурсах.
Библиотекари лицея, которых и дети, и взрослые
все чаще хотят видеть в роли
педагогов-консультантов, творцов развивающей и
комфортной информационной среды, под
руководством сотрудников ЦБС учились работать с
видеоматериалами, осваивали компьютерные
технологии, овладевали интерактивным поиском
информации.
Муниципальные
и школьные
библиотеки:
поиски путей
взаимодействия
Окончание. Начало читайте на 1-й странице
Итогом работы временного творческого коллектива
можно считать концепцию развития библиотеки
лицея, которая предусматривает расширение
документального фонда посредством активного
межбиблиотечного книгообмена, использование
таких форм индивидуального, группового и
фронтального обслуживания пользователей,
которые не ограничиваются пространственными
рамками, формирование информационного
мировоззрения учащихся и продвижение знаний и
умений по информационному самообеспечению
учебной и иной познавательной деятельности.
Следующим этапом работы по реорганизации
системы библиотечного обслуживания школьников
города стала межрегиональная конференция
“Школьные библиотеки: разрушение барьеров”,
проведенная Хасавюртовской городской ЦБС в
сентябре 2003 года при поддержке Института
“Открытое общество” – Фонд Сороса (Россия).
Партнерами проекта выступили:
Региональный общественный Фонд Гаджи Махачева
по поддержке науки, образования и культуры.
Дагестанская республиканская детская
библиотека.
Министерство образования Республики Дагестан.
Научная библиотека Дагестанского
государственного университета.
Республиканская общественно-политическая
газета “Дагестанская правда”.
В работе конференции приняли участие школьные
библиотекари, учителя и руководители
образовательных учреждений, специалистов
органов управления образованием, сотрудники
научных, массовых и детских библиотек из городов
Избербаш и Хасавюрт, из Бабаюртовского,
Казбековского, Кизлярского, Новолакского,
Ногайского, Хасавюртовского районов, а также их
коллеги из Ножай-Юртовского, Урус-Мартановского
и Шелковского районов Чеченской Республики –
всего около 70 человек.
Основная цель проекта заключалась в том, чтобы
продолжить начавшуюся конструктивную
деятельность по поддержке библиотек
образовательных учреждений, объединить усилия
различных библиотек, заинтересованных в
позитивном развитии региона и готовых к
сотрудничеству на основе базовых ценностей
открытого общества, предоставить им
дополнительный ресурс для дальнейшего
совершенствования.
В последние годы в нашей стране происходит
активная реорганизация системы образования.
Однако потенциальная роль школьных библиотек в
осуществляемой реформе просто игнорируется.
Необходимо разрушить некоторые из барьеров,
препятствующих эффективному развитию школьных
библиотек. Барьеры разделяют школьные
библиотеки друг от друга и изолируют их от
социальных партнеров: педагогических
коллективов, родительской общественности,
органов управления образованием, учреждений
культуры, в том числе массовых библиотек.
Сложившаяся ситуация приводит к тому, что
учащиеся, не получив ответа на свои вопросы в
школьной библиотеке, обращаются в муниципальные,
вынужденные в связи с этим сосредоточиться на
обслуживании детей и юношества и значительно
ограничить предоставление информационных услуг
другим категориям пользователей. Конференция
стала форумом для обсуждения этой проблемы.
Кроме открытой профессиональной дискуссии, были
проведены тренинг “Толерантность – ковчег XXI
века”, различные практические и творческие
упражнения, деловая игра. Всем участникам
конференции предложен обширный раздаточный
материал по обсуждаемой теме, методические
рекомендации, библиографические списки и пр.
Специально к мероприятию подготовлена
книжно-иллюстративная выставка “Разные
культуры – общие ценности”.
Проект, став своеобразным инструментом
объединения усилий различных библиотек,
способствовал не простому сложению, а умножению
их потенциала. Мы получили реальную возможность
передать апробированные методики и технологии
широкому кругу библиотек региона. Многократная
трансляция опыта обеспечила проекту
множительный эффект. Жизнеспособность проекта
усиливается и тем обстоятельством, что
установленные в ходе его реализации деловые и
неформальные отношения продолжаются и на основе
сотрудничества различных социальных структур
содействуют интеграции созданных ресурсов в
новые проекты. Благодаря успешной реализации
проекта многие школьные библиотеки, обретшие
соответствующую консультационную поддержку,
получили возможность значительно расширить
область своей деятельности, активно внедряют
новые библиотечные технологии, выступают в
качестве ресурсных центров. Кроме того, созданы
механизмы, позволяющие оказывать реальное
воздействие на эффективное развитие школьных
библиотек, что в конечном счете должно разрушить
существующие барьеры и уравнять возможности.
В том, что предпринимаемые нами меры по
объединению усилий муниципальных и школьных
библиотек своевременны и эффективны, мы
убедились на Всероссийском фестивале
“БиблиОбраз” где представили опыт совместной
работы с библиотекой лицея, ставшей лауреатом
представительного смотра, и получили
одобрительный отзыв профессионалов. Кстати, это
достижение также является примером расширения
партнерских связей и эффективного использования
ресурсов городской ЦБС, предоставившей
конкурсанту и организационную помощь, и
методическую поддержку, и скромные финансовые
средства.
Позитивная оценка стимулировала новый проект, к
реализации которого мы намерены приступить в
следующем учебном году. Нам предстоит решить
следующие задачи:
привлечение к участию в изменениях широкого
круга школьных библиотек не только города, но и
всего северо-западного региона Республики
Дагестан и приграничных территорий Чеченской
Республики;
накопление, систематизация и распространение
соответствующей информации;
обучение школьных библиотекарей;
разработка модели взаимодействия школьных
библиотек друг с другом и с социальными
партнерами.
В рамках проекта предполагается создать в
структуре ЦБС межшкольный медиацентр, где
каждому партнеру будет предоставлена
возможность для обмена идеями и опытом,
знакомств, представления своей деятельности,
дискуссий. Проект призван продвигать достижения
всех библиотек, выразивших готовность
сотрудничать с нами, всемерно содействовать их
общественной активности и инициативе, помочь
школьным библиотекарям научиться самим решать
комплексы реальных проблем, опираясь на
накопленные ресурсы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|