РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СТО ЛЕТ НАЗАД
Проблема использования технических
средств в обучении привлекала внимание
специалистов, чутких к назревающим общественным
тенденциям, еще в конце девятнадцатого века.
Знаменитый экономист и статистик, профессор Иван
Иванович Янжул, испытав в работе тогдашнюю
техническую новинку – пишущую машину
«Ремингтон», сразу счел своим долгом выступить в
педагогическом журнале с размышлениями о
воспитательном значении нового технического
средства.
Нечто о «Ремингтоне»
«Общее правило всякой машинной работы
заключается в том, что она вызывает безусловную
потребность известного порядка и подчинения ему,
без чего машина отказывается служить. Стоит
допустить малейшее упущение, или отсутствие
внимания, или недостаток дисциплины воли – и
плоды продолжительной работы могут исчезнуть
«аки дым». Итак, первое полезное свойство пишущей
машины – это приучение к порядку и аккуратности.
Но аккуратность и точность – такие добродетели,
которые не могут развиваться в отрыве от других
похвальных свойств. Машина непременно развивает
у юноши или ребенка наблюдательность,
активизирует способность рассуждать,
дисциплинирует волю учащихся, без чего не может
хорошо идти работа на всякой машине. Если писание
на машине привычного человека совершается
автоматически, то у обучающегося почти каждое
действие вызывает нужду в размышлении и
построении тех или иных силлогизмов.
Еще один благоприятный результат важен столько
же в воспитательном, сколько и в образовательном
отношении: печатные буквы выходят так ясно,
отчетливо, что нет более места недоумению
относительно ошибок в правописании, расстановок
знаков препинания или описок. Здесь не может
быть, как в известной пьесе Гоголя, не то
«Евдокия», не то «Обмакни».
Американские педагоги, исследовавшие процесс
работы на пишущей машине в школах, пришли в
выводу, что пишущая машина является превосходным
средством для развития не только внимания
учащихся, но и сообразительности, а
относительная быстрота писания толкает и
побуждает к большей быстроте мышления. Больше
того, в процессе работы они лучше усваивали язык!
Зажиточные и образованные семьи с большим числом
детей разного возраста могли бы взять инициативу
попробовать и проверить на практике наблюдения и
мнения как мои, так и американских педагогов».
Нечто о воспитательном значении
пишущих машин. –
«Вестник воспитания»,
1897, январь, № 1
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|