РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ
Играйте все этюды Черни!
Так нужно ли учить детей нотной
грамоте? Увы, нужно.
И вообще нужно давать все, что можете дать.
И даже более того
Настройщик пианино чинил войлочные
молоточки, читал свои и чужие стихи. Потом
поговорили о бесполезности музыканта в данное
время в данном месте. Я сказала: «И зачем учить
детей нотной грамоте?» Настройщик удивился: «А
зачем вообще детей учить грамоте?»
Летом одни семьи мечутся – где бы
пианино достать; другие маются – куда бы этот
ящик пристроить. К счастью, многие отдают
деревянного друга безвозмездно «в добрые руки».
«Добрые руки» выгадывают пространство на самых
мелкотравчатых кубатурах, ползая по углам с
сантиметром: если шкаф поставим немножечко
углом, диван сдвинем.
Детишек принято учить музыке. Кем, когда, зачем
принято? Низачем. Так. Как в культурных семьях:
музицирование, иностранные языки, хорошие
манеры, вышивание «бисерного чехольчика на
зубочистку» – прочий институт благородных
девиц.
Я спросила у дочери, студентки Гнесинского
училища:
– Нужно ли детей насильно учить музыке?
– Детей ничего насильно нельзя, – ответила моя
певица.
Дает ли музыкальная школа общее развитие? Да.
Точно так же, как и студия живописи, или бального
танца, или кружок вязания, испанский язык и
спортивная секция. Не больше.
Что лично мне дали 11 лет в музыке? Сгорбленную
спину, навсегда испорченные отношения с
родителями, неприязнь к любому виду обучения на
долгие годы. А еще музыкальная школа подарила мне
способность слышать, любить и понимать
классическую музыку.
Тут как-то прибежала
взъерошенная дочь. Завтра экзамен по
музлитературе, ничего не знаю по Моцарту,
садись-ка, мать, за рояль, темки мне наиграешь. И –
бух, бух – клавиры «Волшебной флейты» и «Дона
Жуана»! А мать 20 лет не сидела за роялем, страшные
клятвы давала: ни инструмента в доме не будет, ни
нот!
Села за пианино, размяла пальцы… После
цитировала из фильма Михалкова «Сибирский
цирюльник»: «Этот Моцарт, который достал меня по
самые гланды… Так вот, этот Моцарт… великий
композитор!»
И кстати, ребенок «пять» получил.
Итак, нужно ли учить детей нотной грамоте?
Увы, нужно.
И вообще нужно давать все, что вы можете дать. И
даже более того.
При малейшей материальной возможности стоит
загромоздить квартиру роялем, изыскать внятного
преподавателя. Отяготить себя и ребенка нудным,
кропотливым и достаточно тяжелым трудом.
Единственный совет: отступите от авантюры, если
дитя явно против, отбивается руками и ногами. Не
насильничайте.
Впрочем, истории известны случаи последующих
попреков. В 15, 20 и даже в 40 лет дитя может
оттопырить губу и промолвить: «Так надо было
настоять!!!»
И все же не надо настаивать. Пусть даже и попреки.
Сохраним ребенку детство! «Связанная птица не
может быть певчей».
Бывает, что малыш охотно влезает в новое дело. Но
до вольного полета годы и годы гамм, арпеджио,
неинтересных «гимнастических» упражнений… Это
как балет: станок два часа ежедневно. И еще
неизвестно, что из тебя получится. Живой,
активный, подвижный ребенок просто не способен
на многочасовые подвиги на одном месте. Это ведь
нужно очень любить, или очень хотеть, или иметь
маму-надсмотрщика, лучше с ремнем. Если всего
этого в вашей квартире не наблюдается – так и
бросьте. Вон знакомые «идут по неверному пути
Паниковского», ищут, где б взять пианино, –
отдайте им, пусть теперь другие «порадуются».
Если же процесс пошел и ребенок шатко-валко или
даже охотно подходит к инструменту, не спугните
его! Поощряйте, хвалите. И не сравнивайте с
другими детьми.
Помню, в моей музыкальной школе самой способной
оказалась дочка уборщицы: талант ведь не
выбирает. Моя мать, музыкант, была этим очень
оскорблена. «Вот, – говорила она, – девочка
понимает, что будет мыть полы, если не выучится,
потому и старается. А ты…» И ду-ду-ду, и ду-ду-ду…
И я опускала несчастную, бесталанную
десятилетнюю голову.
Вероника Долина про свои детские музыкальные
занятия поет: «Да я не музыкой гнушалась, а
слишком часто мне внушалось, какой во мне,
безрукой, прок?»
Не возлагайте надежд на победу на конкурсе
Чайковского. А просто почаще говорите ребенку:
«Гений! Чистый гений!»
Мы ведь не устраиваем гонку вооружений за
лауреатством, правда? Просто получаем от жизни
удовольствие.
…А еще настройщик пианино сказал мне: «Вам
просто не повезло с педагогом. Меня мой учитель
влюбил в музыку на всю жизнь».
Но вот у моей дочери педагогом по фортепьяно была
блестящая пианистка, потрясающий музыкант,
дивный человек. И что же? Встала Элис в третью
позицию, пустила пар из левой ноздри… И бросили
фортепьяно. Сейчас ребенок говорит: «И правильно
не заставляла. Но знаешь, сейчас мне бы очень
пригодились и помогли те неполученные знания».
Кто-то, окончив музыкальную школу, никогда больше
не подходит к инструменту. Но моя знакомая,
ученый-биохимик, лучший отдых видит в том, чтобы
купить новые ноты и сесть разбирать
произведение. Сама себе концертирует,
репетирует, учит наизусть.
Теперь о тех, кто в наше время избирает путь
волшебства и радости. Ошиблась – нищий путь
волшебства и радости. Как было сказано: «Не нужны
были стране советской ни Стравинский, ни
Пендерецкий. Не нужны теперь стране российской
ни Пендерецкий, ни Стравинский». Музыканту, как и
ученому, сегодня на Родине делать нечего. Разве
что очень повезет. Везет немногим. Коль решил
ребенок стать музыкантом, пусть реально видит и
звезды, и тернии.
Что касается не классического образования, а
эстрады – тут даже говорить нечего. Это путь
сомнительный, нечестный и бешено дорогой.
Особенно опасны здесь игры с маленькими детьми.
Куклята быстро привыкают к сцене и успеху и
никем, кроме звезд эстрады, себя видеть не желают.
Что, напугала? А вы не бойтесь. Потому что если уж
суждено вам делить единое жизненное
пространство с ребенком-музыкантом, никуда не
денетесь! Он у вас «роялю» выпросит, а то и так
будет круглосуточно петь-свиристеть. Соседям
тоже придется смириться. Это я со знанием дела
говорю, как пострадавшая.
Играйте все этюды Черни!
И никакой на свете скверне
на ваших пальцах не бывать.
Все десять заняты этюдом,
На вид трудом, по сути – чудом,
Не будем это забывать!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|