Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Светлана КИРИЛЛОВА

“У нас миллион студенческих мест и миллион абитуриентов.
Но как им узнать, в какой вуз они гарантированно могут поступить?”

Алексей ПРОТАСОВВ 2004 году школьников – участников ЕГЭ реально стали зачислять в вузы через Интернет. О возникших проблемах и новых перспективах рассказывает Алексей ПРОТАСОВ, научный руководитель проекта по созданию Федеральной базы свидетельств об образовании.

 

– Во время вступительных экзаменов к электронной информации Федеральной базы свидетельств (ФБС) было до нескольких тысяч обращений в день. Обнаружились ли слабые места при таком заочном зачислении в вузы?
– ФБС выполняет три функции – проверяет сведения, содержащиеся в свидетельствах ЕГЭ, уточняет факт участия абитуриента в июньской волне ЕГЭ, регистрирует зачисленных студентов. Но для заочного зачисления одной только ФБС недостаточно. В этом году была апробирована единая система приема в вузы (ЕСП). Она работает так: абитуриенты подают заявления, регистрируются в системе, вузы вывешивают полную информацию о том, сколько заявлений прошло через приемную комиссию. Такая система регистрации и учета в принципе может работать и без ЕГЭ.
Нередко возникают спорные ситуации: ребенка не приняли в вуз, хотя сумма баллов по ЕГЭ достаточна для зачисления. В этом году мы апробировали новую схему: вузы должны были зарегистрировать в ЕСП не только всех соискателей, но и свои правила зачисления. Вуз должен четко прописать, что на одну специальность такие-то правила, на другую – другие. Когда происходит зачисление, к абитуриентам должны применяться именно те правила, которые были перечислены в системе и опубликованы в Интернете. В этом году мы обнаружили, что где-то реально применялся один алгоритм рейтингования абитуриентов, а нам в ЕСП сообщили другой…

– Иначе говоря, ректоры утаивали подлинное положение дел?
– Сообщать неполную информацию – это пока право вузов. До тех пор, пока ФБС не получила законодательного статуса.

– А когда получит?
– Надеемся, что в следующем году. На октябрьском совещании, посвященном итогам ЕГЭ 2004 года, было предложено, чтобы статус ФБС был определен нормативно. Тогда приемные комиссии обязаны сравнивать информацию в ФБС со свидетельствами об образовании, которые абитуриенты приносят в вузы. И будут обязаны давать в базу полную информацию.
По итогам работы этого года мы обнаружили, что при большом конкурсе в вузах многие абитуриенты попадают в “полубалльники”, “полупроходники”. И никто пока не уточнил, как следует поступать в случае, если большое количество абитуриентов имеют одинаковый балл ЕГЭ. В вузах при зачислении начинают работать другие механизмы. Например, студентов выбирает декан или ректор. А у него свои – формализованные или неформализованные – критерии выбора. Нам их никто не сообщает. Не сообщают и абитуриентам. Это тоже серьезный повод для жалоб и апелляций.
Сейчас мы стараемся выработать критерии прохождения для “полубалльников”. Возможно, нужно увеличить шкалу ЕГЭ: со 100 баллов, допустим, до 200… Ведь 100-балльная шкала на самом деле небольшая: реально это 80 баллов, даже меньше… Но в целом электронная система, единая база данных заставляет вузы более внимательно относиться к правилам игры, вырабатывать типовые правила приема, единую схему. Механизм зачисления может и должен стать прозрачным.

Сегодня в ФБС зафиксировано 958 706 свидетельств. Зарегистрировано 1 627 199 обращений к базе.
Общее число проверенных свидетельств – 1 577 325. К середине июля 2004 года число обращений к ФБС достигало
18 тысяч в день. В Федеральной базе свидетельств зарегистрировано 430 постоянных пользователей.

Практика работы ФБС опровергает мнение о том, что большинство выпускников школ мечтали бы сдать документы одновременно в несколько вузов. 82% абитуриентов, обратившихся к базе, хотели бы поступить только в один вуз. 4,1 % – в 3 вуза.
1,4 % – в 4 вуза. 0,8% – в 5 вузов.
И лишь 0,4% – в 8 вузов.

С помощью ФБС в 2004 году в российские вузы были зачислены 33 105 абитуриентов из России, 570 – из Казахстана,
17 – из Украины, 16 – из Белоруссии,
15 – из Узбекистана, по 11 из Киргизии и Молдавии, 9 – из Туркменистана,
5 – из Азербайджана, 3 – из Армении,
1– из Таджикистана.

Согласно данным ФБС результаты ЕГЭ совпали со школьными отметками в 60,75% случаев, были выше – в 15,16% случаев, ниже – в 24,09% случаев.

– Если ЕГЭ станет экзаменом по желанию, на полноту информации о предпочтениях или миграциях абитуриентов уже не придется рассчитывать?
– Зачисление по ЕГЭ – это только одно из направлений работы Федеральной базы свидетельств. Мы стремимся к тому, чтобы закладывать в базу данных все документы об образовании. По стране курсирует немало фальшивых школьных аттестатов и липовых вузовских дипломов. Сейчас мы разрабатываем единую центральную базу документов об образовании. В ней можно также учитывать лицензионные и аккредитационные документы вузов. Наша задача – создать такой информационный порядок, когда бланки всех отчетностей, аттестации, справок о неполном высшем образовании будут иметь номера, зафиксированные в центральной базе. Эти бланки рассылаются по регионам, в каждом вузе известен диапазон номеров, с которым они на этот год работают. Если бланки крадутся или портятся, то их номера становятся недействительными…

– Так было и раньше. В Министерстве образования сидел целый отдел, который собирал сведения об утерянных бланках аттестатов и рассылал их по приемным комиссиям вузов. Насколько мне известно, ни в одной приемной комиссии этих списков не читали…
– Электронная база свидетельств – совсем другое дело. Когда в базе данных появляется информация, что бланки с определенными номерами являются недействительными, система просигналит об этом. Сотрудникам приемной комиссии не надо будет перечитывать длинные списки, сверять номера документов: информация сама появится на экране. И в приемной комиссии не обратят на сигнал внимания – это уже серьезно. С будущего года, насколько мне известно, все государственные бланки будут печататься на принтере: уже нельзя будет сослаться на то, что девочка-переписчица ошиблась или посадила кляксу. (Кстати, и теперь уже многие вузы распечатывают на принтере вкладыш к диплому.) Первый номер ставится на бланке документа об образовании, который получает конкретный адресат – школа, РУНО, вуз. Второй номер является регистрационным – он распечатывается принтером уже при заполнении бланка. И в базе данных сохраняется связка номеров, которая уникальна. Эта система имеет лишь косвенное отношение к ЕГЭ, потому что ЕГЭ – маленький элемент, кусочек образовательного процесса, который постепенно будет подчиняться новому информационному порядку.

– И все-таки этот новый порядок не гарантирует, что у нас не будет фальшивых школьных аттестатов, справок о неполном образовании, дипломов о высшем образовании…
– Верно. Даже при такой схеме можно выписать фальшивый аттестат или диплом. Разница в одном: если начнется расследование, мы сможем точно узнать, кто состряпал фальшивку, с какого компьютера произошла утечка. И уж тогда пусть руководитель образования разбирается со своими сотрудниками.
Возможно, кому-то электронный документооборот не понравится. Но в таком случае мы вправе спросить: чем вообще занимаются руководители РУНО, эти ректоры вузов? Закон об электронной и цифровой подписи существует уже два года, с ним работают все банки. Его собираются внедрять при документообороте в государственных организациях. Программное обеспечение давно сделано. Достаточно дать команду: “начинаем работать”. Сначала пользователи системы, возможно, будут ошибаться и даже ругать это дело, но потом поймут, что процедура не сложнее, чем подпись и печать организации.

– Смогут ли поступать в вузы при помощи ФБС те абитуриенты, которые по каким-то причинам не хотят или не могут сдать ЕГЭ?
– Сейчас вопрос так не стоит. Но почему бы и нет? У нас в стране около миллиона студенческих мест и ровно миллион детей, которые хотят в вузы поступить. На одни специальности абитуриенты рвутся, а на другие – недобор. Для многих очень важно стать студентом. Можно поступить в вуз на одну специальность в одном городе, потом сменить ее, переехав в другой город и переведясь в другой вуз. Некоторые студенты пользуются возможностями такого передвижения внутри системы. Но недостаток информации в Интернете приводит к тому, что вузовский ресурс используется неэффективно. Значит, нужно информационное обеспечение обмена студентами, образовательной миграции. Из базы данных о вузах школьники, например, могли бы узнать, в каких вузах на каких специальностях есть свободные места, где идет недобор и где приемные комиссии нуждаются в абитуриентах, пусть даже со скромными школьными знаниями. Для того чтобы система работала, нужно законодательно обосновать, что на определенные специальности, где идет недобор, можно зачислять без экзаменов. Тогда абитуриент может выяснить через Интернет, что в таком-то вузе в таком-то городе его зачислят на учебу по факту подачи заявления. Он отправит в вуз заявку, будет зачислен и поедет туда учиться. Я, например, знаю людей, которые, будучи москвичами, учатся в Иванове. В Москве они учились на тройки и вряд ли смогли бы поступить.

– Планируется ли с помощью Федеральной базы свидетельств облегчить школьникам из СНГ поступление в российские вузы?
– Это тот случай, когда без ЕГЭ все-таки не обойтись. Для того чтобы получить российский аттестат, итоговую аттестацию надо проходить в российской школе. А ЕГЭ дети могут сдать дистанционно где угодно. Думаю, что механизм сдачи ЕГЭ в странах ближнего зарубежья и в удаленных территориях России может быть приблизительно один и тот же. И этот механизм пока разрабатывается. Но не забывайте, что сейчас много вузов проводит дистанционное обучение. Человек может дистанционно обучаться, дистанционно получить диплом, дистанционно работать. Так живут многие программисты, например, в той же Якутии. Они не выезжают из своих поселков. Даже зарплату им переводят на карточку. Их главная проблема – на что потратить эти деньги. Дистанционно это сделать пока трудно. И это – проблема социальная, все остальные – технические.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru