Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №76/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена


ТВОЯ ИСТОРИЯ 

Наталья СТЕПАНОВА

Музей исчезнувших деревень

мечтают открыть в Оренбургской области. А пока школьники составляют рукописную книгу, куда заносят сведения обо всех селах, которых больше нет на карте

В Оренбургской области школьники пишут летопись. В рамках акции «Исчезнувшие села. Незабытые страницы истории» во всех районных школах начали работу специальные краеведческие кружки. Ребята собирают сведения о деревнях, где теперь не осталось ни одного жителя, устанавливают на месте бывших населенных пунктов памятные знаки, готовятся создать карту и музей исчезнувших сел.

Центр сбора информации об исчезнувших оренбургских селениях находится в селе Северном Северного района. За последние полвека число населенных пунктов здесь сократилось почти в два раза: из 140 осталось всего 72 села. Много маленьких деревень исчезло еще раньше: в 30-е годы прошлого века, когда стали укрупнять колхозы. Села продолжают умирать и сейчас: работы нет, хозяйство развалилось, молодежь эмигрирует в город. Например, в прошлом году из богатого некогда села Самарка уехал последний житель. Этот населенный пункт теперь тоже пополнит летопись исчезнувших деревень. Узнать, где находилось бывшее село Самарка, несложно: там еще сохранились дома и хозяйственные постройки. На месте других селений-призраков зачастую не осталось уже ничего, кроме заброшенного кладбища.
Самому Северному, как считают его жители, такая участь не грозит. Это районный центр с населением более пяти тысяч человек. Здесь, в бывшем Дворце пионеров, работает штаб акции «Исчезнувшие села». Группой методистов руководит директор Центра детского и юношеского творчества Татьяна Королева, они, в свою очередь, координируют деятельность школьных краеведческих кружков.
Чтобы отыскать исчезнувшие села, сначала необходимо найти их жителей. Второй этап – сбор устных свидетельств. Третий – и самый трудоемкий – проверка полученной информации в местных архивах. Этим тоже занимаются сами школьники. И уже потом выезжают на место бывшей деревни, чтобы установить там памятный знак. И в чистом поле появляются написанные детским почерком таблички: «Здесь была такая-то деревня. Исчезла в таком-то году».
Все собранные сведения хранятся в селе Северное. Сотрудники Центра детского и юношеского творчества ведут рукописную Книгу памяти и мечтают когда-нибудь открыть Музей исчезнувших деревень. Денег на это пока нет. Точнее, денег нет вообще. Все участники программы – и дети, и взрослые – работают на голом энтузиазме. А чтобы добраться до места пропавшей деревни, зачастую приходится месяцами просить транспорт у районной администрации.
Зачем все это нужно? Зачем помнить умершие деревни, воскрешать в памяти названия забытых сел, устанавливать памятные знаки?
«Мы поверили в себя, – говорит методист программы Галина Вечкинова, – когда через районную газету, где ребята опубликовали статью о своих поисках, нам пришел отклик бывшего жителя одной пропавшей деревни, которую мы нашли. Он сейчас уже очень старенький, живет у сына в другом районе. Он написал нам: спасибо, вы помогли мне вновь обрести мою родину».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru