ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ
Наверное, каждый человек, работающий в
школе, знает про то, что практически каждый отчет
начальству пишется по принципу «двойной
бухгалтерии». То, что написано в реляции, ушедшей
«наверх», и то, что происходит на самом деле,
нередко не имеет между собой ничего общего. Но, к
сожалению, эти отчеты обладают какой-то
магической силой: именно по ним судят о состоянии
школы, всей системы образования. На их основе
принимаются решения об усилении, улучшении,
реформировании… По этим решениям тоже пишутся
отчеты, которые окончательно уже расходятся с
реальной жизнью школы.
Но иногда случается так, что об одной и той же
ситуации рассказывают учитель в письме и
официальное информагентство в своих выпусках. И
мы видим, какую цену приходится платить школе за
то, чтобы чиновник мог отправить начальству
победный отчет. А федеральная образовательная
власть, в свою очередь, могла заявить о том, что
очередной эксперимент внедряется успешно…
С.ИВАНОВА
Тюменская область
Я уже не учила детей математике.
Я просто натаскивала их по тестам,
или Оборотная сторона борьбы
чиновников за качество образования
Добрый день, уважаемая редакция!
Уже много номеров было посвящено сдаче ЕГЭ, все
экзамены давно позади, новый учебный год набрал
обороты… И письмо мое уже запоздало, но все-таки
хочется высказать свое мнение по поводу ЕГЭ,
мнение рядового учителя математики.
…Два года назад наш город вступил в эксперимент
по сдаче ЕГЭ.
«…Как сообщили в пресс-службе
администрации города, подготовка к проведению
единого государственного экзамена (ЕГЭ)
продолжается. Уже определены две городские
школы, в которых 814 выпускников будут сдавать ЕГЭ
по математике».
Учительнице, которая первая выпускала 11
класс по ЕГЭ, никто, конечно, не завидовал. Весь
год ее держали на контроле, проводили собрания,
заседания, методобъединения, но конкретной
помощи никто не оказывал, только ругали и
критиковали. В конце учебного года после
очередного среза знаний она с горечью вздыхала:
«Хоть бы последние недели дали поработать
спокойно!»
«...Проведен ряд мероприятий по
подготовке к ЕГЭ. В школах прошли собрания с
родителями выпускников, анкетирование ребят,
«круглые столы» со специалистами...
ЕГЭ по математике выпускники нашей
школы сдали хуже всех в городе. Целый год после
этого учительницу склоняли на всех педсоветах и
совещаниях, а школу – на всех собраниях и
совещаниях городского уровня. Я со страхом ждала
своего часа. Когда мой теперь уже 11 класс
опозорит меня.
Я уже не учила их математике. А просто
натаскивала по тестам ЕГЭ. А дети не очень-то
хотели «натаскиваться».
Во время экзамена я просто молилась Богу, больше
надеяться было не на что. Я молила, чтобы в классе
оказалось не больше трех двоек! Результаты
пришли почти перед самым выпускным. Правда,
свидетельства о сдаче ЕГЭ детям на выпускном не
выдали.
В моем классе было всего две двойки. Школа наша
оказалась в лидерах по результатам ЕГЭ (по
математике и другим предметам). Администрация
довольна!!! В других школах было по 17 двоек и
больше.
«По результатам ЕГЭ качество знаний по
математике – 34,9% (успеваемость – 82,9%), наиболее
высокие результаты в гимназии – успеваемость 96%,
качество – 63%; МОУ СОШ № 6 – соответственно 90% и
39%».
Я, конечно, довольна, что мою фамилию не
будут склонять весь год. Но я против проведения
ЕГЭ в обязательном порядке. И вот почему:
1) Я хочу учить детей математике, а не натаскивать
их по тестам! Оценка, полученная за ЕГЭ, и знание
учеником предмета – не одно и то же.
2) Из-за процедуры проведения. Детей привезли в
ППЭ за полтора часа и все это время держали на
улице в холодную погоду, в кабинетах было
холодно. Очень странным было распределение
посадочных мест: дети из одной школы сидели за
соседними партами и общались во время экзамена.
Некоторые пользовались сотовыми телефонами в
туалетах.
«Во время проведения ЕГЭ городской
отдел внутренних дел организует охрану школ,
сопровождение пакетов с
контрольно-измерительными материалами от
городского Комитета образования и науки до школ
и в аэропорт.
Медики готовят базу данных о детях с
хроническими заболеваниями, и во время экзамена
в школах будут нести дежурство врачи и медсестры
с запасом соответствующих медикаментов.
Как сообщает пресс-служба администрации города,
будут применены беспрецедентные меры по охране
пунктов проведения экзамена: дежурство пожарной
службы, введен особый режим в обеспечении связи
школ со штабом. На экзамене будут задействованы
154 преподавателя из всех школ города».
3) Мои два ученика, получившие двойку за
экзамен, верно выполнили пять заданий из части
«А». В прошлом году им бы поставили оценку «три».
Устанавливать такую меняющуюся шкалу оценок
возмутительно!
Выходит, аттестаты 2003 года менее качественны, чем
2004 года?!
«Для повышения объективности итоговой
аттестации выпускников общеобразовательной
школы и обеспечения равных возможностей на
получение среднего и высшего профессионального
образования в рамках Концепции модернизации
российского образования школы муниципального
образования приняли участие в эксперименте по
введению единого государственного экзамена».
А как сравнивать работу учителей?
Значит, учитель, научивший слабых учеников
решать пять заданий в 2003 году, хороший (у него все
троечники), а в 2004 году – плохой.
4) Почему при равной оплате труда
учителя-математики должны показывать большую
эффективность по сравнению с другими
предметниками? Все предметники готовят учеников
к ЕГЭ по выбору, а математики обязаны подготовить
всех! А сравнивают всех одинаково и платят
одинаково. И еще: как можно сравнивать по
количеству четверок и пятерок на ЕГЭ работу
учителя, работавшего в гимназическом классе, и
учителя, работавшего в слабом классе, куда дети
пришли просто потому, что им больше некуда
деться?
5) Бессмысленно сдавать экзамен (единый), если он
не нужен для поступления в вуз.
Ни одному ученику из моего 11 класса не
понадобился в дальнейшем результат ЕГЭ по
математике. Все они ушли из школы с убеждением,
что над ними ставили незаконный эксперимент.
«В настоящее время идет подготовка к
продолжению эксперимента по 9 предметам:
математике, русскому языку, истории, биологии,
географии, физике и иностранному языку».
…Они ушли, а эксперимент продолжается.
Школьная администрация и начальники более
высокого ранга пытаются принять меры, чтобы
повысилось качество преподавания математики.
Принимают жесткие меры (вплоть до устранения
учителя от работы), устанавливают контроль
(несколько срезов за год), посещают уроки,
заставляют вести разную формальную, совсем
ненужную документацию (например, параллельно
классному журналу у каждого учителя должна быть
тетрадь учета успеваемости всех учеников из всех
классов, чтобы проследить индивидуальную работу
с неуспевающими).
Разного уровня проверяющие оценивают работу
учителя по этим тетрадям и другим бумажкам, но
никогда не разговаривают и не встречаются с
учителями.
Мнение самого учителя никого не интересует.
Я 20 лет проработала в школе. В последние годы я
все больше ощущаю себя рабом.
Я не могу работать спокойно, когда кто-то стоит
над душой и постоянно держит тебя в тисках
контроля, когда диктуют тебе каждый шаг (каким
учебником пользоваться, сколько клеточек
отступать в тетради, какие тетради можно, а какие
нельзя заводить и т.д.), когда, имея нагрузку 30
часов, ты в школе находишься все 60. Пусть будет
низкая зарплата, но пусть будут хоть какие-то
права у учителя. Не помогут в повышении качества
образования ни хорошие учебники, ни новые
программы, ни жесткие стандарты, если учитель
находится в рабском положении. Да и высокая
зарплата не поможет.
Я не хочу подписываться своей фамилией,
потому что, если мое мнение появится в газете,
меня сразу уволят.
От редакции.
Мы намеренно не называем город, в
котором все это произошло. Так же как
информационное агентство, публиковавшее
официальные отчеты о проведении ЕГЭ в этом
городе. Дело не в названиях и именах, а в том, что
эта ситуация, к сожалению, типична для
сегодняшней ведомственной политики
модернизации.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|