Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА

Дневниковые тайны особенных пациентов
Истории из личной жизни – не для чужих глаз.
Они пишутся только для себя: так легче сделать первые шаги по новому пути

Ошибка природы?

Имя, отчество, половая принадлежность… Заполняя многочисленные анкеты, мы отвечаем на эти вопросы автоматически, не задумываясь.
Куда сложнее тем, кто в стандартную систему координат не вписывается. «Кто ты?» – страшнее вопроса для гермафродитов нет. В античные времена их почитали за полубогов, в средние века низвели до исчадий ада. С тех пор отношение к людям, сочетающим в себе признаки женского и мужского пола, практически не изменилось. Та же изоляция, те же косые взгляды и злые языки.      Шестилетняя Женя осиротела при рождении. Увидев странное существо, забрать родное дитя домой мать отказалась. «Таким детям лучше не рождаться на свет», – вздыхали акушерки.
Спустя семь лет мама к Жене вернулась. Пройдя лечение по коррекции пола, ребенок, которого в детском доме долгое время считали мальчиком, превратился в очаровательную девчушку. На памяти главного научного сотрудника детского Эндокринологического научного центра РАМН Татьяны Сёмичевой подобных историй множество. Исправлением «ошибок природы» она занимается уже пятнадцать лет. И всякий раз не перестает удивляться: до чего же жестока судьба к этим детям. Их и больными-то по большому счету назвать нельзя. За исключением «неправильного» строения половых органов да незначительных странностей в поведении, ребятишки что ни на есть обычные, нередко даже очень симпатичные.
Причина подобных аномалий специалистам известна: сбой на генетическом уровне.
– Изначально каждый эмбрион закладывается двуполым, – поясняет ситуацию Татьяна Валентиновна. – Вплоть до десятой недели внутриутробного развития плод как бы выбирает, кем ему стать, сохраняя потенциальную готовность анатомически развиться и по женскому, и по мужскому типу.
При этом основной, базовый пол – девичий. Для того чтобы получился мальчик, у потенциального претендента гормон тестостерон, блокирующий женское начало, должен вырабатываться в таких количествах, как у взрослого мужчины. Если по какой-либо причине (в результате поломки гена или его мутации) этот процесс нарушается, развитие эмбриона идет по женскому типу. Даже в том случае, когда в его клетках присутствует мужской хромосомный набор. Информация, которую несут в себе гены, становится спутанной, противоречивой, рождая массу самых причудливых и разнообразных вариантов. Внутренние половые органы у такого ребенка могут быть, скажем, мужские, а снаружи – женские (ложный мужской гермафродитизм).
Аналогичная неприятность может произойти и с генетической девочкой, у которой из отпущенных ей природой двух женских хромосом одна отсутствует. Или надпочечники у эмбриона начинают работать таким образом, что вместо женских половых гормонов в больших количествах вырабатываются мужские (адреногенитальный синдром). «У вас мальчик!» – торжественно объявляет при появлении на свет такого ребенка акушерка, глядя на то, что находится у него между ножек. А на самом деле – это девочка. По генетическим меркам такая аномалия встречается не так уж редко: в одном случае на десять тысяч новорожденных.
Истинные гермафродиты, в равной степени сочетающие в себе и мужскую, и женскую половые железы, рождаются крайне редко. За все время работы Татьяне Валентиновне довелось увидеть совсем немного таких детей.

Генетический сбой

Хромосомные аномалии – процесс абсолютно спонтанный и непредсказуемый. Роковой сбой может произойти когда угодно, даже в момент зачатия. Распознать его истинные причины – заветная мечта медиков всего мира. Хотя некоторые вредные факторы, влияющие на половое развитие плода, специалисты уже вполне четко определили: неблагоприятный радиационный фон, воздействие ядовитых химических веществ, злоупотребление алкоголем, наркотиками. Так что страсти-мордасти о последствиях пьяного зачатия, которыми традиционно пугают будущих мам и пап, отнюдь не беспочвенны.
Носителем мутантного гена могут быть как оба родителя, так и каждый по отдельности. Бывают случаи, когда одна и та же патология с трагическим постоянством передается из поколения в поколение. Татьяна Валентиновна помнит женщину, у которой гермафродитами оказались все шестеро детей. Генетически они были мальчиками, а внешне – девочками. Природа сыграла с этой женщиной злую шутку. Родись у нее настоящие дочки, и несчастья бы не произошло: подобно печально известной гемофилии, тестикулярная феминизация (одна из форм ложного мужского гермафродитизма) передается от матери только сыну.

Неправильные девочки

Говорят, из таких неправильных девочек получаются очаровательные женщины. В отличие от своих собратьев по несчастью с другими формами гермафродитизма принявшие женский облик генетические мужчины выделяются и яркой внешностью, и сообразительностью, и хорошей фигурой. Многие из них достигают больших высот. Особенно в спорте. Их физические данные по женским меркам кажутся незаурядными. Вот только счастья им это не приносит. Ощущение собственной неполноценности, невозможность любить и быть любимыми, иметь полноценную семью, страх оказаться в изоляции превращает их жизнь в ад. Простые человеческие радости им заказаны.
Вопреки расхожему мнению распознать двуполость не просто. До поры до времени патология пола может вообще никак себя не проявлять. А всплыть, например, в подростковом возрасте, в период полового созревания, когда у тех, кто с самого рождения считался девочкой, вдруг начинают пробиваться усы и ломаться голос, а у вчерашнего мальчика растет грудь и появляются «критические дни».
Не так давно в детском отделении консультировали семнадцатилетнего парня из Калмыкии. О том, что с ним «что-то не так», долгое время не догадывалась даже его бабушка, с которой он жил в маленьком глухом селе. Ни внешним обликом, ни характером, ни поведением симпатичный мальчуган не отличался от своих сверстников. Страшная истина открылась, когда его призвали в армию. На медицинском осмотре у новобранца с удивлением обнаружили третий размер груди. После обследования в Эндокринологическом научном центре, куда чудо-новобранца направили на консультацию, у сотрудников детского отделения сомнений не было: перед ними – истинный гермафродит. У пациента оказались бисексуальные гениталии.
Для врачей такие запущенные случаи – самые досадные. Ведь чем раньше начать лечение, тем больше шансов избежать тяжких проблем, на которые обрекает двойной пол их обладателя. Идеальный возраст для коррекции – первые годы жизни ребенка. Исправлять ошибку природы в сознательном возрасте куда сложнее. Узнав о себе горькую правду, пациенты, перешагнувшие критическую возрастную границу, впадают в депрессию. Поменять пол для них все равно что расстаться с жизнью. Дело доходит до мыслей о самоубийстве. Да и родители в ужасе от того, что вместо привычной дочки у них теперь… сын.
Но, пожалуй, самое трудное и для врачей, и для их подопечных начинается накануне операции, корректирующей пол. Когда нужно решить, кого из пациента «лепить»: мужчину или женщину, какими гормонами его лечить. Практика показывает: резких движений здесь делать нельзя. Даже в том случае, если биологически одно из двух начал в пациенте явно доминирует. Любая ошибка может стать роковой. Особенно когда речь идет о растущем организме.
С освоением генетической экспертизы подобные ошибки стали казуистикой. Сегодня от лишнего своих пациентов врачи предпочитают избавлять как можно раньше. И потому возлагают на пренатальную диагностику большие надежды. Благодаря новым уникальным методикам исследований, которые позволяют выявить патологию пола и начать лечение еще в утробе матери, шанс появиться на свет здоровыми получили нынче уже сотни детей.
Ну а те, кто родился раньше и кому такое обследование и лечение вовремя получить не посчастливилось? Они по-прежнему страдают, пытаясь пройти тяжкий путь второго рождения от начала до конца. Вернуться в прежнюю жизнь в новом обличье – для них тяжелейшее испытание. Тут бы опытного психолога… Увы, по штатному расписанию врачеватели душ в таких медицинских учреждениях не предусмотрены. Не решены и социальные проблемы вчерашних гермафродитов: с оформлением новых документов, устройством в новую школу, медицинским обслуживанием. По старинке все это ложится на плечи Татьяны Валентиновны и ее коллег. Кроме них, эти дети никому не нужны.

Мужские локоны, женские брюки

С аналогичными проблемами постоянно сталкивался в своей работе и директор Московского психоэндокринологического центра (ныне покойный) Арон Исаакович Белкин – один из немногих отечественных специалистов, кто оказывал профессиональную помощь тем, кто к смене пола пришел уже взрослым, сложившимся человеком. Социально-психологической реабилитацией гермафродитов известный психиатр занимался сорок лет. На какие только авантюры не приходилось ему идти ради того, чтобы облегчить жизнь своим подопечным! Однажды, чтобы избежать ненужной огласки, пришлось даже инсценировать гибель в автокатастрофе известного спортсмена, обладателя международных званий и титулов. Его превращение в женщину грозило обернуться громким скандалом.
Однако все эти трудности меркнут перед тем, что ожидает новоиспеченных мужчин и женщин при попытках определиться в новой для себя роли, начать думать о себе как о личности другого пола. Во всех этих людях мужское и женское начала сплетены в тугой, противоречивый узел. Арон Исаакович был убежден: помочь здесь может только психиатр.
Желание защитить своих пациентов, утвердить их право на жизнь и счастье заставило Белкина придумать новую, универсальную методику перехода из одной половины человечества в другую, подчас даже без операции. И разработать неожиданную, но очень гуманную научную теорию. Тех, кого с полной уверенностью нельзя отнести ни к мужскому, ни к женскому роду, известный психиатр предложил считать представителями… третьего пола.
Ничего противоестественного в подобной логике Арон Исаакович не видел. Печать двуполости, считал он, лежит на всем, в чем современный человек пытается выразить себя. Мужские локоны, женские брюки… В наш суматошный век, век социального гермафродитизма, мужское и женское начала в человеке утратили свою самодержавную власть.
Но что делать с этими людьми? Ведь им нужно срочно оформлять новые документы (аттестаты, дипломы, трудовую книжку, паспорт). Подыскивать новую работу и место жительства. Большинство новообращенных мужчин и женщин и слышать не хотят о возвращении в родные места.
С помощью психоанализа и гормональной терапии пациентов сначала переводят в нулевое, нейтральное состояние и лишь потом помогают им делать первые шаги по новому пути. Одним становится легче уже потому, что они впервые смогли рассказать психиатру о том, что мучило их долгие годы. Другие под вымышленными именами и фамилиями ложатся в мужское или женское отделение – в зависимости от того, в какой пол им предстоит перейти, чтобы побыть в новой для себя роли, и ведут дневник.

Татьяна ГУРЬЯНОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru