ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА
Невроз навязчивости
Чтобы детям не было страшно, родителям не
стоит, ничего не объясняя, произносить
при них слова “инвалид” и “хронический”
Областной социально-реабилитационный и
научно-методический центр «Семья» из города
Реутова вот уже несколько лет пропагандирует
комплекс мер, могущих значительно улучшить
психологический климат, в котором существует
ребенок-инвалид. Важное место в них отводится
специальным факультативным программам. И если бы
их доверили вести в школах подросткам-инвалидам,
решились бы сразу две проблемы: во-первых,
здоровые подростки узнали бы о проблеме «из
первых рук», от своих ровесников, во-вторых,
именно такие занятия гораздо более
способствовали бы реабилитации инвалидов.
Повышали бы их самооценку и снижали эгоцентризм.
А для многих старшеклассников стали бы и
естественной подготовкой к профессии
социального работника. Но…
«Когда мы с ребятами едем на экскурсии в другие
города и ходим в музеи, – с горечью рассказывают
специалисты центра, – везде разыгрывается одна и
та же сцена. Как только работники музея узнают,
что на экскурсию придут инвалиды, сразу
интересуются: «А они что-нибудь поймут? Может, им
попроще рассказывать?» Когда наконец перестанет
срабатывать этот дурацкий стереотип восприятия
инвалида?!»
Из-за такого отношения родители не всегда
сообщают в школе о том, что их ребенок – инвалид.
Даже учителя порой не в курсе, что у них в классе
больной ребенок.
Только в детском саду родители не скрывают
инвалидность ребенка. Это слишком опасно, ведь
ребенок очень маленький. Родители наивно
надеются, что негативный стереотип восприятия
инвалида незнаком малышам. Но каким-то образом,
словно из воздуха, его усваивают даже самые
крошечные дети.
…Когда в старшую группу детского садика пришла
Лида, ребята сначала никак ее особо не выделили.
Но уже на следующий день прошелестели грозные
слова: «инвалид» и «хроническая». Что это значит,
объяснить никто не мог. Но приговор был
поразительный. «К ней нельзя прикасаться!» И Лиду
стали сторониться, чтобы как-нибудь нечаянно
даже пальцем или платьицем не задеть ее. Особенно
ребят пугало слово «хроническая». В нем
слышалось «заразная».
А что же воспитательницы и нянечки? Разве они не
замечали, как шарахаются от бедняжки ребята?
Трудно представить себе такое. Но только однажды
воспитательница спросила: «Почему с Лидочкой
никто не играет? Лидочка хорошая девочка. Надо с
ней дружить».
К сожалению, это мой собственный опыт. Это со мной
Лидочка была в одном детском саду, и это я
шарахалась от нее вместе с другими. Слова
воспитательницы подействовали на меня, и я
подумала, что пускай прикасаться к Лиде нельзя,
но дружить с ней надо. В романе или в кино мы с
Лидой стали бы дружить вдвоем и постепенно
другие ребята поняли бы… В действительности
попробуйте-ка дружить не прикасаясь! Тем более
что приятели объяснили мне: дотронешься – сама
станешь «хроническая», тогда мы и к тебе
прикасаться не станем.
Знали ли наши воспитатели о странном табу –
запрете на прикосновения? Теперь я понимаю, что
скорее всего даже не догадывались: внутренние
тайны детской жизни скрыты от взрослых очень
плотно. Лидочку вскоре забрали из садика.
Чьи-то родители неосторожно и ничего не объясняя
произнесли при детях слова «инвалид» и
«хроническая», вызвав зловещую цепную реакцию.
Вряд ли они желали худого Лидочке. На деле же
только укрепили наш негативный настрой.
Причинили зло и Лидочке, и всем остальным детям.
И вот что еще меня удивляет: столько лет прошло,
уж и я выросла, и моя дочь институт заканчивает, а
ничего в нашей стране не изменилось. Как родители
боялись и не разрешали своим детям дружить с
инвалидами, так все и продолжается.
Елена ИВАНИЦКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|