Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Человек меняется, выясняя, кто он и откуда
Невозможно описывать, что было с твоими близкими, так же как писать реферат по древней истории

Нет слов, все докладчики семинара оказались интересны и в высшей степени полезны для той цели, ради которой съехались сюда учителя и сотрудники методических центров со всей страны. Но для стороннего наблюдателя они сами и были более всего интересны – учителя из Коми, Ингушетии, Мордовии и Чувашии, из Иркутска, Астрахани, Нижнего Новгорода и Воронежа, Таганрога и Пензы, из сельских школ Тамбовской, Ростовской, Саратовской, Тверской, Челябинской и Свердловской областей, Татарстана и Красноярского края. Все они не раз принимали участие в конкурсе, ученики многих становились его призерами.
Они были раскованны, свободны, задавали множество вопросов, часто содержавших уже и собственную позицию, непринужденно рассказывали каждый свои случаи из практики, делясь опытом, откровенно высказывались и о нынешних трудностях, и о своей оценке событий прошлого века. Все это происходило не только в отведенные для дискуссий часы, но и между докладами, в перерывах между заседаниями, за обедом, вечером в комнатах и холлах пансионата.
– Теперь я понимаю, как много упустила, – восклицала одна учительница после доклада о современном фольклоре. – У меня на уроке был такой сюжет: раскрой сундук своей бабушки и расскажи, что там лежит, зачем и почему. Такие истории были – надо было их все записать!
– А нам жалостливые письма помогали, – делилась опытом другая учительница, обсуждая огромные трудности, с которыми приходилось порой добывать документы в архивах.
И кто-то тут же вспомнил военный архив в Подольске, работник которого сначала как мог тянул с ответом на запрос, а потом затребовал двенадцать тысяч рублей за список погибших на войне жителей одного из сельских районов.
– Да уж, когда мы разыскивали документы о крестьянском бунте против раскулачивания в Иркутской области в конце 20-х, архивист МВД так с нами разговаривал, будто он – царь и бог, а мы – так, просители… – рассказывала учительница из Иркутска. – Наверное, не случайно не хотел он нам документы давать. Ведь в основном помнят, что в 37–38 годах происходило, когда репрессии обрушились на партийную элиту. А что с крестьянами творили за десять лет до этого, знают гораздо меньше.
– Да у нас в коллективизацию река Волхов красная от крови была, – добавил кто-то.
А на одном из заседаний разгорелся спор вокруг главной идеи конкурса. Активистка движения юных историков заметила, что худшие, по ее представлению, работы она старается отсеять на предварительном этапе, сделав фильтром конкурс локального масштаба. Тут же ее обвинили в склонности к цензуре и в самоуправстве: на самом деле любой желающий имеет полное право прислать свою работу прямо устроителям конкурса и помимо школы. Так что важнее: качество школьного исследования – или широта охвата? В конце концов решили, что широта охвата. Идея конкурса – вызвать интерес молодых людей к истории хотя бы их собственной семьи, дать возможность окунуться в быт и повседневные заботы предыдущих поколений, почувствовать их боль и радость, понять их страхи и надежды. А премии – не главное, тем более что, как сказала председатель оргкомитета конкурса Ирина Щербакова, порой призерами ребята становятся после одной-двух не слишком удачных попыток.
Я записала несколько рассказов учителей о том, какие перемены происходили с детьми во время работы над исследованиями.
Ольга Дагаева,
учитель истории, Таганрог:

– Писали про коллективизацию – и я вижу, как изменилось отношение ребят к сельским жителям: как это бывает у горожан, прежде оно было снисходительно-насмешливым, теперь – сочувственное.
Однажды мы записывали рассказы пожилых людей в нашей городской больнице, в хосписе, палате для умирающих, от кого уже и родные отказались. Дети испытали самый настоящий шок. Первая реакция – убежать, слишком страшно. Потом бросились помогать: кому воды принести, кому подать что-то, а сами в ужасе. Вечером папы-мамы мне звонят: «Вы зачем детей туда потащили?! Их и так ожидают проблемы, зачем на них обрушивать это раньше времени?». Пришлось проводить родительское собрание, и там нешуточный спор разгорелся между самими родителями. Большинство все-таки высказались за то, чтобы дети и дальше туда ходили: они у нас и так ничего не знают, никаких тягот, это опыт, который им полезно пережить. И знаете – из этого класса почти все девочки пошли учиться на медсестер, собираются в этом хосписе работать.

Любовь Зякина,
учитель истории школы № 1, г. Пугачев,
Саратовская обл.:

– Понимание глубинной связи понятий «семья – род – Родина» – в этом смысл нашей работы, а вовсе не в участии в конкурсе. Конкурс не главное, это средство, инструмент, который помогает нам наполнить школьный предмет личностным смыслом.
Рефераты по истории в 11 классе в принципе должны дать школьникам навыки письма, формулирования, изложения – это пригодится им очень скоро, если будут поступать в вуз, да и вообще пригодится. Я даю им на год тем 25 – на выбор, но заранее знаю, что выберут обязательно тему № 23 – про семью. Большинство выберет.

Светлана Мумикова,
учитель истории школы № 23, п. Красногорняцкий, Ростовская обл.:

– Я помню, в 1991 году учебников никаких не было. Говорят о мощном всеобщем интересе к истории – не знаю, у моих учеников тогда интереса к истории не было, просто ноль, да еще со скепсисом. Наши уроки сводились к пересказу статей в печати, тогда их на исторические темы было много. Но выстроить на них предмет было очень трудно.
И тогда еще мы повернулись к семье. Что значит моя фамилия, что можно извлечь из нее о семейной истории? Не нашли нигде никаких указаний – придумывайте сами легенду о своей фамилии и, отталкиваясь от этого, – о прошлом семьи, только придумывайте грамотно, с историческими ссылками на документы, факты и так далее.
Поначалу эту мою идею в классе восприняли без особого энтузиазма. Тогда я взяла старую фотографию тридцатых годов из семейного альбома, а там лицо одной из пожилых женщин было выцарапано, так что понять нельзя, кто это. Репрессирована была бабушка, так ее и из фотографии «вычистили». Я детям это показала: хотите, чтобы и с вами такое было?
Теперь уже этот эпизод никто не вспомнит, но отношение к семейной истории у ребят другое. И родословную свою восстанавливают, и юбилеи семейные становятся событием. Гуртовой, помню, с гордостью заявил: раз фамилия моя от «гурта» пошла, значит, мы здешние, донские, не пришлые.
Девочка-отличница больше всех сопротивлялась, ей не хотелось лишнюю нагрузку на себя вешать, а потом втянулась и с удивлением говорила: «Я и понятия не имела, как много у нас в семье интересного было! Представляете, мы с родителями и с дедушкой сидели, они вспоминали, рассказывали – так мы даже телевизор не включали!». А потом так случилось, на ее семью сплошные несчастья посыпались: сначала умер отец, потом дед, потом бабушка. Она как-то сказала: как хорошо, что я успела их расспросить, а то бы так ничего и не осталось у меня из семейной истории…

Ольга Князева,
учитель истории школы № 51, г. Астрахань:

– Мы собирали историю общества «Красный Крест» и вдруг видим – в списке медицинских сестер имя нашей учительницы, которая уже на пенсии. Она пошла на войну зенитчицей, а потом ее ранило, но она, чуть поправившись, захотела остаться на фронте, потому что зенитчицей быть уже не могла. Вот ей и предложили стать медсестрой.
Мы долго ее рассказы записывали, несколько раз приходили. Видим, живет она одна, родных никого нет. Мы и спросили, не нужна ли помощь какая-нибудь. Она сказала: с деньгами у меня все нормально, а вот убрать дома некому, социальный работник только в магазин и обратно; если бы ваши девочки согласились, только обязательно я бы платила.
Так что теперь всем хорошо – и ей, и наши девочки довольны…

...Эти учителя из деревень и маленьких городков, с невеликими доходами, с семьей и, наверное, огородом, без которого трудно продержаться от зарплаты до зарплаты, – как они находят время и силы ездить по архивам, ходить на интервью («Первый раз обязательно иду с ребенком») и рвать себе сердце трагической историей прошлого века?
Спасибо им.

Ирина ПРУСС


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru