Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №75/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Архивная педагогика
В школах многих стран мира учат работать с документами, заодно вырабатывая в детях интерес и уважение к немым свидетелям исторических событий

Наш архив уникален, потому что основан на личных, частных материалах.
И я представляю себе такой особый классный час, на котором вы спросите ребят, что в их доме есть такого, что говорит о семейной истории. Попросите, чтобы они принесли что есть. Возможно, они принесут старую, вытертую на углах обувную коробку, перетянутую резинкой, – а там чего только нет! Старые квитанции уплаты за квартиру, поздравительные открытки «С 8-м Марта!», «С Новым годом!» и так далее. Я была поражена одной открыткой 30-х годов. Там было черным по белому написано: «Ударим по разгильдяйству и бездорожью» – я-то была уверена, что Ильф и Петров этот лозунг выдумали, уж больно смешно и нелепо, оказалось, это было на самом деле…
Все «никчемные бумажки», которые как-то не собрались выбросить, могут рассказать очень о многом, только надо уметь их классифицировать и «читать». Старые квитанции о квартплате, если их сопоставить с величиной зарплаты в то же время, скажут, какую долю семейного бюджета тратили на оплату жилья. Однажды меня спросили: а дорожные документы вам тоже интересны? – и дали подорожную XIX века, на обороте которой была проставлена плата за каждую версту пути. Представляете, какая редкость!
А письма! Привыкли к тому, что бабушка печет оладушки да веником машет – а письма ее почитают и удивятся тому, что у нее когда-то были те же проблемы молодости. Только важно детям объяснить, что если они поистершиеся буквы ручкой обведут – документ пропал, пусть переписывают…
Мне кажется, если человек в 14 лет написал работу о своих предках, он будет иначе относиться к пожилым людям.
Дети работают и с устной историей, к которой почему-то еще с ХIХ века сложилось этакое снисходительное отношение: рассказ субъективен, не то что письменный документ. Смотря какой рассказ, смотря какой документ: газета «Правда», например, или анкеты большинства советских людей – все ведь дружно в них врали, каждому было что скрывать – репрессированных родственников, родственника за границей, время в плену, жизнь на оккупированной территории. Все советские автобиографии так или иначе подтасованы. Их надо уметь читать – так же, как надо уметь брать интервью.
Объясните ребятам, что они не должны никого уличать во лжи, что ложь – это тоже историческое свидетельство особого рода. Надо только все время отмечать, уточняя и переспрашивая, время и место событий, о которых идет речь (в это время яблоки собирали? или снег шел?).
Если у вас есть выбор, к кому идти, уклоняйтесь от заслуженных, знаменитых, много раз выступавших в разных школах, на разных собраниях со своими воспоминаниями. Тут больше вероятности услышать рассказ, полностью ориентированный на аудиторию, – все говорится «как положено», обкатанными штампами, и сам человек давно не отличает правду от вымысла, в который успел поверить. Вам нужен обычный человек, всегда сидевший в сторонке, помалкивавший. Но его разговорить – тоже искусство, он всю жизнь не ходил в рубашках с короткими рукавами, чтобы не увидели номер на руке со времен концлагеря – и не надо никаких вопросов, не ваше дело. Ну, придет к нему ребенок 13–16 лет, да еще не свой, а чужой – что он, заговорит сразу?
Меня Юрий Рост учил, как надо брать интервью: ты в него влюбись. До беспамятства влюбись. И иди к нему не на три часа, после которых свидание уже назначено, а на сколько надо. И не раз, чтобы поверил, что он сам тебе интересен, что не по заданию, не ради оценки.
И все равно может не получиться. Но отрицательный результат – тоже результат, его тоже можно описать.

Ирина ОСТРОВСКАЯ,
научный сотрудник архива общества «Мемориал»

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru