УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Колонка редактора
В городе Дзержинске
Московской области собираются поставить тот
самый памятник Дзержинскому, который сняли
с пьедестала в 1991 году. А в городе Перми, который
когда-то называли «столицей лагерей», уже
открыли мемориальную доску: такого-то числа 1938
года здесь открылось областное управление НКВД.
На возмущенные протесты правозащитников
ответили равнодушно и поучительно: новые
поколения должны знать свою историю и ее ошибки…
Возмущенные протесты были, честно говоря,
немногочисленны: наши соотечественники
расхотели вспоминать неприятное. Судя по
многолетним опросам социологов, они в последнее
время считают самым важным для судеб страны
победу в Великой Отечественной войне
и полет Гагарина. Чернобыльская катастрофа
потеряла свое былое третье место в списке,
которое занимала в 1989 году, а важность
политических репрессий признают теперь втрое
меньше людей: не 30% опрошенных, а только 11.
Это – фон, на котором разворачивается работа
шестого конкурса «Мемориала», конкурса
исторических исследований старшеклассников
«Человек в истории. Россия, ХХ век» – маленькая
клеточка коллективной памяти, продолжающая
исправно функционировать.
В подмосковном пансионате собрались школьные
учителя истории, сотрудники методических
центров – участники прошлых конкурсов, бывшие
научными руководителями многих работ (есть
учителя, принимавшие участие в конкурсе все годы
его существования). Перед ними выступали ученые,
работающие
с архивами, и сотрудники самих архивов,
ученые-педагоги из институтов РАО, чья работа
связана с обновлением школьных учебников.
Учителя оказались внимательными слушателями, и
хотя «круглый стол» с обменом мнениями
предполагался только в конце насыщенного дня,
каждое выступление превращалось в своего рода
«круглый стол» – видно было, что педагоги
чувствовали себя здесь свободно и были
исключительно заинтересованы в каждой теме
разговора.
Научный сотрудник Института высших гуманитарных
исследований Российского государственного
гуманитарного университета (РГГУ) Анна Минаева
поделилась с учителями, которые, по сути, стали
уже ее коллегами, опытом современных фольклорных
экспедиций. Я не случайно сказала «современных»
– наряду с традиционными появились новые
фольклористы, которые записывают не частушки,
былички, поговорки и поверья, а работают с
рукописями и рассказами наших современников
об их жизни и быте советских времен, семейными
преданиями о коллективизации, репрессиях, войне
– короче говоря, практически делают то же самое,
что старшеклассники – участники конкурса.
Очень полезной для научных руководителей
конкурсантов нового набора была и встреча с
начальником Главного архивного управления
Москвы В.Коровайниковым: он рассказал о том, как
устроена вся архивная система страны, где
сосредоточены документы разного типа и
содержания, к кому в каком случае обращаться и
как сделать это обращение максимально
эффективным. Поскольку условия конкурса
предполагают поиск документов в подтверждение
записанных школьниками воспоминаний, учителя
старались извлечь из этой встречи максимум
практических сведений. Они никак не желали
расстаться с докладчиком, и архивист, не слишком
по роду своей деятельности избалованный
вниманием публики, удовлетворенно заметил потом,
что «оказался востребованным».
Таков был один только день просветительского
тренинг-семинара для работников среднего
образования «Опыт прошлого – уроки настоящего».
На следующий день учителей ждал настоящий
тренинг – «мастер-класс по устной истории» и
практикум по тому же предмету с последующим
«разбором полетов». Третий день семинара
предполагал посещение «Мемориала» – общества,
проводящего и конкурс, и этот семинар, и
дискуссию о проблемах, связанных с внедрением
новых методов в сфере гражданского образования.
Ирина ПРУСС
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|