ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Лившиц, секретарь ЦК
профсоюза работников народного образования и
науки РФ
“Риски от нововведений в образовании никто
всерьез не анализировал”
– Профсоюз всегда выступал за отмену ЕТС и
переход к отраслевой системе оплаты труда. Но с
2005 года резко меняется вся система
финансирования образования. Возможно ли будет в
новых экономических условиях ввести отраслевую
систему оплаты труда, единую для всех учителей в
России?
– Непонятно. Ведь финансирование образования с
2005 года будет зависеть от возможностей
региональных и муниципальных бюджетов. Они очень
разные.
Еще следует учитывать: вскоре часть
образовательных учреждений сменит
организационно-правовую форму. Возникнут
автономные учреждения (АУ) и государственные
муниципальные автономные некоммерческие
организации (ГМАНО), имеющие право создавать свою
собственную систему оплаты труда.
Поэтому сегодня имеет смысл говорить не о единой
отраслевой системе оплаты труда, а о системе
минимальных социальных стандартов. Проще говоря,
нужно для каждой профессиональной группы
установить границу, ниже которой зарплату
опускать нельзя.
– После недавней профсоюзной акции протеста
правительство пообещало повысить в следующем
году зарплату бюджетников в среднем на 30%...
– Не повысить, а проиндексировать. Считаем, что
минимальная индексация должна составить 50% и
быть проведена до 1 января 2005 года! Закон о
разграничении полномочий между уровнями власти
еще не работает, и можно изменять ставки по всей
России. А с 1 января это решение будет отдано на
откуп регионам и муниципалитетам.
– Может быть, в качестве отраслевой подойдет
штатно-окладная система оплаты труда,
предполагающая отмену связки «рубли за часы» и
поощрение воспитательной деятельности в школах?
– Профсоюз к этой системе относится негативно.
Есть опасения, что, если ее ввести, педагоги,
имеющие сегодня много часов, потеряют в зарплате.
А так называемые воспитательские часы могут
стать искусственной мерой: ведь далеко не каждый
учитель, блестяще владеющий своим предметом,
может стать хорошим организатором работы вне
класса.
Поэтому штатно-окладную систему я бы сравнил с
балахоном, который пытаются надеть на всех
педагогов без разбору. А традиционную почасовую
систему, при всех ее недостатках, – с костюмом,
который пошит по размеру каждого учителя. И самое
главное – при введении штатно-окладной системы
мы удешевляем педагогический час, а надо
добиваться обратного.
– Насколько реальны сегодня массовые сокращения
учителей?
– Сегодня слишком много незаполненных вакансий.
В школе трудятся пенсионеры. А из выпускников
педвузов идут работать по специальности лишь 10%.
– По официальным данным – 50%. Впрочем, статистика
никогда не считалась точной наукой. А как
по-вашему, помогут ли делу возвратные субсидии?
Ведь они обяжут студентов, обучающихся за счет
бюджета, либо отработать несколько лет по
специальности, либо вернуть государству деньги,
потраченные на их обучение…
– Помогут, но лишь отчасти. До тех пор, пока
профессия педагога будет непрестижной и
малооплачиваемой, этот вопрос так и останется
открытым. А по данным на февраль 2004 года, средний
доход учителя общеобразовательной школы был
равен 3800 рублей. Средний по промышленности – 7210
рублей.
– Вы сказали, что введение новых
организационно-правовых форм (АУ и ГМАНО)
отрицательно скажется на оплате труда учителей.
Логично было бы предположить, что это не
единственный «сюрприз» для школы…
– Законопроекты о введении новых
организационно-правовых форм подготовлены в
Минэкономразвития. Они касаются всей бюджетной
сферы. Это важно для понимания общего контекста.
Эта реформа фактически упраздняет механизм
реализации конституционных гарантий в сфере
образования.
Конечно, бюджетное финансирование сохранится, но
регулироваться оно будет на договорной основе.
Субсидиарная ответственность учредителя будет
утрачена. Это может привести к банкротству
детских садов, школ, ПТУ, ссузов и вузов.
Другая опасность состоит в том, что ГМАНО – это
косвенная форма приватизации. Картина такая:
государство передает свою собственность
некоммерческой организации. А вернуть
собственность оно сможет только в том случае,
если эта организация будет ликвидирована.
В общем, новые организационно-правовые формы
находятся вне системы государственного
регулирования. Они выпадают даже из-под
юрисдикции Закона «Об образовании», где речь
идет об образовательном учреждении, а не об АУ
или ГМАНО.
Сегодня никто всерьез не проанализировал риски
от этих нововведений, поэтому настроение в
образовательной среде благодушное. Впрочем,
впереди обсуждение этих законопроектов в
Госдуме. Мы надеемся, что депутаты не позволят
провести их в жизнь.
Беседовала Ольга ДАШКОВСКАЯ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|