ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N39
GENIO LOCI
Танцующий Страус
В одном из рассказов писателя Николая
Успенского есть такой диалог:
– В Павловске ведь постоянно Штраус дирижирует?
– спрашивала дама в гостиной.
– Да он вообще повсюду, – отвечала хозяйка.
Чем же обусловлено было подобное высокомерие по
отношению к мировой знаменитости и королю
вальса?
Да тем, что в 1856 году Иоганн Штраус прибыл на
сезон в Россию, в Павловск. И остался здесь на
целых десять лет, войдя, как говорится, в анекдот.
В середине девятнадцатого века был
моден такой шарж. В окружении мешкоподобных
кринолинов с лифами в форме сердечек стоит
фрачный человечек. Ножки врастопырку, головенка
вздернута, в ручонках скрипка и смычок. В правом
верхнем углу – весьма враждебные мужские лица. И
подпись: “Павловск. Ничего нового. Тот же
очаровательный, танцующий Страус, преследуемый
пылающими сердцами в кринолинах и свирепыми
взглядами ревнивых мужей”.
Иоганн Штраус-сын (по-русски Иван Страус)
завершал десятилетие своего павловского
концертирования. И по большому счету мировая
знаменитость всем уже тут успела надоесть.
Литератор Нестор Кукольник однажды высказал
идею – пригласить сюда хотя бы на сезон
стремительно входящего в известность Иоганна
Штрауса и его “магический оркестр”. И в
результате в 1856 году венский скрипач по
приглашению Правления Царскосельской железной
дороги действительно прибывает в Россию.
Газеты интригуют жителей столицы, жаждущих, как
водится, новейших развлечений.
“Санкт-Петербургские ведомости” сообщают: “В
нынешнем году оркестром вокзала будет управлять
известный Штраус, который приехал уже сюда прямо
из Вены. Мы имели случай видеть его. Он молодой
человек небольшого роста, довольно приятной
наружности, с оригинально расчесанными усами, но
без бороды. Мастерство его в управлении так
называемыми садовыми и бальными оркестрами
известно по отзывам иностранных журналов, мы
слышали подтверждение этих отзывов от знатоков
дела, имевших случай слышать Штрауса за
границей”.
Именно так. Сначала внешность, а затем лишь
мастерство. И под конец самое животрепещущее:
“Носятся слухи, что Штраус взял с компании
Царскосельской железной дороги очень
значительную сумму – 22 тысячи рублей”.
По тем временам деньги невообразимые.
Да еще “социальный пакет”: “Директору оркестра
г. Страусу предоставляется право ездить по
железной дороге без предъявления билетов в
экипажах 1-го класса или в других по его
собственному желанию. О чем дать знать по
движению”.
Композитор был приравнен к железнодорожным
служащим.
Первое выступление – феерия. Репортер
“Музыкального и театрального вестника”
доверительно сообщал: “При всех наших усилиях мы
не могли отыскать себе местечка. Шум неимоверный;
увы… надежды мои не сбылись… Я решительно
ничего не слышал и могу вам только сказать, что
видел Штрауса”.
И это профессиональный журналист столичного
издания. Можно себе представить, что же там
происходило, если даже он не смог “услышать
Страуса”.
Штраус пришелся ко двору. Такого здесь, в России,
никогда не видели. Он не просто играет на скрипке
– маэстро подпрыгивает, пританцовывает, дрыгает
хрупкими плечиками, строит какие-то
сладострастные рожицы. Дамы в восторге. Мужчины,
конечно, досадуют. Дескать, вот вертихвост.
Успех балует Страуса. Он позволяет себе
невозможное – опаздывает на концерты, уходит с
них раньше положенного и вообще не является. Даже
в собственный свой бенефис Страус манкирует.
“Публика требовала бенефицианта, который, как
уверяли, может быть и несправедливо, пошел по
случаю своего праздника пить пиво. Наконец он
явился и начались танцы, самые оригинальные,
присутствующие повеселели, все оживились. Но
вдруг г. Штраус опять, видимо, захотел выпить пива
и исчез, а вместо его явился управлять оркестром
один из скрипачей”.
В результате публика разгневалась, поломала
мебель, нотные пюпитры, высадила окна,
раскурочила несколько скрипок и с чувством
исполненного долга покинула вокзал. А
полицмейстер Павловска “за допущение
беспорядков” был посажен под арест. Страуса же
так и не нашли.
Хамство его подчас приобретало формы
невообразимые. Вот, к примеру, один из приказов
управляющего Царскосельской железной дорогой:
“Я разрешил отпустить по требованию г. Страуса
экстренный поезд, долженствующий по назначению
его отправиться в 2 часа ночи из Санкт-Петербурга
в Павловск. Между тем г. Страус прибыл на станцию
около 4-х часов утра. Вследствие сего все служащие
при этих станциях, как равно и вся дорожная
прислуга, принуждены были всю ночь провести в
ожидании проезда этой машины… Предписывается
комиссару Ренфельду экстренные поезда
отправлять строго по расписанию или при неявке
заказывающего ожидать не более четверти часа.
Внесенные же за опоздавший поезд деньги остаются
в пользу железной дороги”.
Обычная карета Страуса не удовлетворяла. Ему
требовалась новомодная “машина”.
Газетчики все больше поговаривали о том, что
фигура господина Страуса – раздутая и что
причина его – да, нужно признать – незаурядного
успеха скорее в популярности Павловского
вокзала: “Нет спору, что его оркестр и сам он
капельмейстер с талантом; мы не думаем, однако же,
чтоб он мог привлечь столько же народа в другом
месте. Павловск – место очаровательное,
многолюдное, соединенное с Петербургом железною
дорогою – вот главные причины постоянного
успеха, которым пользуется молодой венский
композитор”.
А Штраус уже ленится даже подпрыгивать и
пританцовывать. И вообще относится к своей
работе словно к принудительному заключению.
Впоследствии он в этом признавался, и притом
довольно беззастенчиво: “Я неохотно вступаю в
невольничество, которым я в течение десяти лет
достаточно насытился… Для меня мысль быть
ангажированным – неприятное чувство, которое
меня не покидает. Играть каждый день перед одной
и той же публикой или, вернее сказать, перед
старыми бабами и подвыпившими военными еще
больше меня раздражает. Но я не смею высказать
этого чувства ни перед публикой, ни перед
артистами. И эта борьба заставляет меня каждый
день желать последнего концерта в Павловске”.
Желанный момент наконец-то настал. В 1865 году
Штраус отказывается продлять контракт на
следующий сезон. “Иллюстрированная газета”
сообщила публике: “Ничто на земле не вечно.
Штраус разбогател, выгодно женился и, почитая
себя необходимостью для Павловска, потребовал
большой прибавки, которой железная дорога не
хотела, да и не должна была ему давать”.
История на этом не закончилась. В 1872 году наш
Страус заключил новый контракт все с тем же
нанимателем. Но в последний момент передумал и
уехал в Америку (за что по суду заплатил
Царскосельской железной дороге неустойку в 5
тысяч рублей).
И только в 1886 году он вновь и вместе с тем в
последний раз приехал в Павловск. Он выступил
всего лишь раз и не единолично, а сменяясь с
другим дирижером, Войтихом Главичем. А газеты о
том написали: “Г. Штраус оказался не столь
грандиозным кумиром “всего” Петербурга, как
можно было думать. Его встретили даже скорее
сдержанно, чем восторженно, и когда… король
вальсов показался на эстраде, раздавшиеся
аплодисменты вовсе не напоминали бурю
восторгов… Все было умеренно, сдержанно, почти
даже апатично”.
Тогда же о Страусе сложили стихи:
Как-то дрыгает ногою,
Нет былых красивых поз;
Нет того, к нему когда-то
Что тянуло, как магнит!
Даже полька Пиццикато
Нынче иначе звучит!
Постарел “король”, морщины
Изменили все черты,
Нет в нем прежнего мужчины,
Нет в нем прежней красоты!
Вот, собственно, и вся история.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|