Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №74/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N39
 

Алексей МИТРОФАНОВ

Все о  городе Павловск

Павловск по большому счету никакой не город. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на его карту. Топонимия Павловска обескураживает. Аллея Молодого Жениха, аллея Красного Молодца, аллея Зеленой Женщины, аллея Белого Султана, аллея Черной Шляпы, аллея Красного Бугра, Розовопавильонная аллея.
Или, например, название микрорайона – Самое красивое место.
Детский сад какой-то. Ну разве это город?
Вероятно, все же город. Поскольку южная часть Павловска обескураживает путешественника названиями несколько иными. Улица Карла Либкнехта, улица Розы Люксембург, улица Софьи Перовской, улица Красных Зорь, а также улицы Обороны, Работницы, Революции, Колхозная и Коммунаров.
Все. Приехали. Ну что это за населенный пункт такой, в котором запросто соседствуют Белый Султан, Черная Шляпа, террористка Перовская и коммунары с колхозами?
Все между тем довольно просто. Северная часть города Павловска занята парком, в котором при советской власти ничего не переименовывали. На юге же находится собственно город, где, наоборот, переименовали абсолютно все. Иначе быть бы там совсем иным названиям улиц – Зверинецкая, Гуммолосаровская, Лебединая, Бульварная, Конюшенная. Это, конечно, не аллея Молодого жениха, но все-таки.
Собственно говоря, город и парк – два разных организма. Первый – провинциальный, недостаточно ухоженный и скучноватый. Облупившаяся краска, полуразвалившиеся здания, скверные тротуары. При всем при этом – масса всевозможных дачных домиков. Тихо, заброшенно и не совсем уютно.
Зато Павловский парк просто чудесен. Множество кривых тропиночек, затейливых скульптур, которые чуть ли не каждую минуту выглядывают из-за глухих деревьев, мостики, павильончики и Павловский дворец – один из замечательнейших памятников зодчества.
На юге ничего такого нет. Однако же и там присутствует свой колорит.

КНИГИ 

Императорский дворец

СПб: “Арт-Палас”

“С детских лет Павла мучительно интересуют легенды о смерти отца, о роли Григория Орлова и Екатерины II в этой истории. Тогда в России, по существу, развернулись события, напоминавшие сюжет шекспиров-
ского “Гамлета”, где роль Гамлета досталась Павлу Петровичу, его мать выступила в роли Гертруды, а Григорий Орлов – в роли Клавдия. Отец убит, мать царствует, ее Павел не видит месяцами. Его самого воспитывают чужие люди, правда, обучают всему основательно. В то время считалось чрезвычайно важным иметь хорошее образование. Павел – послушный ученик. Он блестяще знает математику, инженерное дело, кораблестроение, историю, владеет пятью языками, очень религиозен. Там, где он постоянно молится, его коленями протерт паркет. Ему запрещают заниматься любимыми делами отца – игрой на скрипке и коллекционированием оловянных солдатиков. Он хочет и готов к управлению государством, но мать не собирается отдавать сыну трон”.
По сути своей эта книга всего-навсего путеводитель по Большому павловскому дворцу. Она и продается здесь же – в киоске между кассами и гардеробной. Тем не менее авторы текстов сочли нужным выйти за традиционные рамки и поведали историю основных действующих лиц, участвовавших в создании города Павловска. А неплохие фотографии и качественные комментарии только усилили благоприятнейшее впечатление от этой книги.

Павловск. Императорский дворец. Страницы истории

СПб: “Арт-Палас”, 2004

“У Ея высочества в уборной комнате в туалете зеркало четырехугольное в серебряной раме, другое – яйковое, в раме красного дерева, с ручкою, два серебряных блюда для умывания, два таких же подсвечника, серебряные же две пудреницы, полуовальная коробочка и колокольчик, два восьмигранных графинчика с серебряными крышками, ножичек, двое ножниц, гребенка и две подушки для булавок. В фрейлинских покоях на туалете: живописное китайское зеркало, две большие отборные шкатулы, одна поменьше, две круглые пудреницы, две румяничницы, один живописный ящик, щетка, редкая гребенка, частый гребень, две маленьких гребенки, две косточки, ножичек и кисточка. На другом туалете – убор китайский: зеркало, две большие шкатулы, одна маленькая, две еще поменьше, два малых ящика, два деревянных подсвечника, дощечка живописная, две щетки, гребенка редкая, гребень частый, гребенка маленькая, ножичек, косточка и кисточка”.
Этот труд – респектабельного вида сборник самых разных документов, свидетельствующих о прошлом Павловского дворца и парка. Сведения же здесь самые неожиданные – такие, например, как процитированное выше описание будуара хозяйки Павлов-
ска Марии Федоровны.


МНЕНИЯ 

“Павловское хотя и было очень хорошо своими постройками и очень обширным парком в новом вкусе – в английском, то, что прежде называли пейзажным садом… далеко, однако, уступает во всех отношениях Гатчине, где замечательна прозрачная вода в прудах: точно хрустальная, так что видно все, что на самом дне. В Павловске, напротив того, пруды сильно цветут, и оттого всегда зеленоватого цвета.
Когда императрица там пребывала, каждый день ранехонько утром и пошлют несколько человек в лодках ко всем прудам: они плывут и славливают зелень.
Будучи в Павловске, мы ходили смотреть знаменитый Розовый павильон… цветы только еще начинали распускаться, но я думаю, что когда все распустятся – это точно должно быть неописанной красоты.
Тут я в первый раз увидела и узнала, что такое называется “Эолова арфа”, и слышала, как она играет, когда ветер шевелит струны; выходит очень складно”.

Е.П.Янькова, княгиня, о начале XIX века

“Иной характер носил Павловск: там летом жизнь била ключом. Кроме постоянных жителей сюда на лето съезжалось много дачников и в собственные виллы, и в скромные наемные дачки по разным Солдатским и Матросским улицам, в деревни Глазово и Тярлево. Кроме дачников и постоянных жителей по вечерам приезжало много петербуржцев “на музыку”. Главной притягательной силой Павловска был вокзал с концертным залом и великолепный парк, разбитый в долине речки Славянки. К вечеру поезда ходили часто. Поезд подъезжал к платформе, в нескольких шагах от которой за стеклянными дверьми был концертный зал.
Здание музыкального вокзала представляло собой огромное, хорошей архитектуры деревянное строение с двумя крыльями. В левом помещался ресторан, в правом – кафе и читальный зал. Концерты давались внутри здания, в теплые вечера оркестр выходил на наружную эстраду, публика сидела на скамейках, расставленных на площадке перед эстрадой. Симфонический оркестр был хорош, так же как дирижеры и солисты. Программа концертов составлялась из классических произведений. Вход был бесплатный. На концерты пускали всех, даже с детьми. В глубине площадки стояла раковина для духового оркестра, в которой оркестр гвардейских стрелков под управлением бессменного капельмейстера Сабателли в антрактах исполнял легкую музыку… И симфонический оркестр, и весь этот комплекс содержало правление Царскосельской железной дороги. Оно получало доходы от платы за проезд многочисленной публики. Стоимость билета была немного повышенной. Приносили также доходы ресторан и кафе, теннисные корты…
На окраине парка, в деревне Тярлево, была ферма – в русском стиле домик с верандой. На ферме можно было позавтракать, выпить молока, сливок, кофе. Обслуживали публику девушки, разодетые в нарядные русские костюмы с кокошниками. Посетителей, особенно молодых людей, бывало много, они приходили полюбоваться на красавиц и за пятачок выпить большой стакан молока с ломтем черного хлеба. На поле около Глазова делал свои первые шаги футбол. На полях вокруг выращивалась знаменитая павловская земляника”.

Д.А.Засосов и В.И.Пызин, мемуаристы, о рубеже XIX–XX веков

“Вышло так, что мы сделались павловскими зимогорами, то есть круглый год жили на зимней даче в старушечьем городе, в российском полу-Версале, городе дворцовых лакеев, действительных статских вдов, рыжих приставов, чахоточных педагогов (жить в Павловске считалось здоровее) – и взяточников, скопивших на дачу-особняк”.

О.Э.Мандельштам, поэт, о 1890-х годах

ЛЕТОПИСЬ 

1777

1779
1782
1796
1801
1812
1814
1837
1838
1840
1918
1941
1944
1944

– императрица Екатерина Великая в честь рождения внука Александра жалует его родителей – Павла Петровича и Марию Федоровну небольшим куском земли, по большей части занятым непроходимым лесом. Подарку дали имя Павловское.
– на подаренном участке появляются два первых скромных домика – Паульлюст (Павловская утеха) и Мариенталь (долина Марии).
– заложен Павловский дворец.
– селение Павловское переименовано в город Павловск.
– утвержден герб Павловска – двуглавый орел с мальтийским крестом и щитом с вензелями Павла и Марии на груди.
– в парке окончено строительство Розового павильона.
– в Павловске торжественно празднуется окончание Отечественной войны.
– из Петербурга в Павловск проложена железная дорога.
– открыт Павловский вокзал.
– композитор М.Глинка, вдохновленный поездкой по новой железной дороге, пишет “Попутную песню”.
– Павловск переименован в город Слуцк (в честь стоматолога и революционерки Веры Слуцкой).
– Слуцк оккупирован немецко-фашистскими войсками.
– город освобожден от оккупации.
– Слуцк переименован в Павловск.



МУЗЕИ 

Павловский дворец-музей

Павловский дворец-музейВ Павловске имеется Музей истории города Павловска. Он находится на улице Марата и, безусловно, представляет некий интерес для путешественника, неравнодушного к истории российских городов.
Тем не менее он меркнет по сравнению с главной музейной экспозицией – собственно Павлов-
ским дворцом.
Дворец, конечно, замышлялся как жилое здание, но уже после смерти первой владелицы Пав-
ловска, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, великие князья, хозяева этого города, предпочитали жить в более скромном Константиновском дворце, а большой Павловский (иногда его именовали просто-напросто Большой) использовали в целях представительских и, по сути говоря, музейных. Дворец показывали дорогим гостям как достопримечательность.
Однако же официально Павловский дворец сделался музеем только после революции. Времена тогда были беспокойные, и Александр Половцев, первый директор (или, как в то время говорили, управляющий) дворца-музея признавался: “Моей целью была быстрейшая каталогизация вещей, которые нужно было уберечь от кражи и погрома”.
Кажется странным, что в чиновничьей, бюрократической России (особенно в том, что касалось дел придворных) никто так и не удосужился заняться этой каталогизацией. Но дело тем не менее обстояло именно так.
Следующая опасность пришла в сорок первом году. Тогдашнему директору Ивану Мирюкову к тому же приходилось заниматься своим делом (снова по спасению дворцовых достопамятностей) против воли городского руководства. Он писал в своих воспоминаниях, что павловские власти выдвинули презанятнейшее предложение: “Немедленно все бросить и пойти в партизаны… Выполнение этого требования было равносильно гибели всех музейных ценностей. И кроме того, я бы оставил работу по эвакуации и консервации музейных ценностей без постановления бюро Павловского Горкома… Задание по эвакуации и консервации мною было выполнено хорошо: отправлено музейных ценностей вглубь страны семь вагонов, более пяти тысяч предметов”.
Товарищ Мирюков за это поплатился отстранением от должности и исключением из партии. Правда, в 1953 году членство в КПСС восстановили.
А вскоре после отстранения Мирюкова за “охрану” ценностей Павловского дворца принялись уже фашистские “хозяева”. Они со всей немецкой педантичностью принялись изучать доставшееся им “наследие”: “В библиотеке дворца Павловска содержится около 10 000 томов… Больше всего здесь имеется литературы XVIII и первой половины XIX века… Выдача книг из этой библиотеки производилась только с разрешения командования военнослужащим дивизий, дислоцированных в районе Царского Села; им выдавалась литература XIX века уже потрепанная… Эта библиотека стала войсковой”.
А некто фон Хен, унтер-
штурмфюрер СС сообщал своему руководству в 1943 году: “Во время боевых действий за Слуцк дворцу были нанесены незначительные повреждения осколками гранат, которые повредили стены… Особо усердным в деле обеспечения сохранности произведений искусства и культуры показал себя офицер группы армий “Север” по охране и сбору произведений искусства и культуры ротмистр граф Солмс, а уж за ним следовал оперативный штаб рейхсляйтера Розенберга… В этой связи следует подчеркнуть, что подразделения армейских частей с самого начала чрезвычайно много сделали для сохранения дворца. Так, например, окна были обшиты досками, чтобы исключить порчу обстановки дворца от воздействия погодных условий. Особенным примером проявления заботы о сохранении чужих произведений искусства и культуры была деятельность назначенного от войск коменданта дворца капитана Гутмана…
Обобщая, можно заключить, что благодаря высокой культуре и долгу ответственности немецкие учреждения и воинские части спасли и сохранили для грядущих поколений сокровища искусства и культуры, как свидетелей нарядных царских дворцов окрестностей Ленин-
града”.
Естественно, когда советские войска вошли в Павловский парк, они столкнулись с совершенно другой картиной. Помещения дворца частично выгорели, а что осталось, было изуродовано не только осколками гранат, но и гораздо более серьезными последствиями взрывной волны. Тем не менее основа здания, а также некоторые произведения искусства каким-то чудом уцелели. Кроме того, весьма значительную часть павловских ценностей в свое время удалось эвакуировать опальному директору Ивану Мирюкову.
Только лишь в 1957 году, спустя почти что полтора десятилетия после освобождения города Павловска, во дворце открылись первые семь залов. Основная же часть реставрации и восстановительных работ закончилась лишь в 1970 году.



ИНТЕРНЕТ 

http://user.cityline.ru/~tg46yg31/index.htm

Великолепные небылицы

Французский говор. Блеск эгреток
И колыхание эспри.
На желтый гравий из-за веток
Скользит румяный луч зари.

Несется музыка с вокзала,
Пуччини буйная волна.
Гуляют пары. Всех связала
Сетями осень, как весна.

О, ожиданье на перроне,
Где суета и толкотня!
Ах, можно ль быть еще влюбленней,
Эллен, Вы любите ль меня?

Но лампионы слишком ярки,
И слишком музыка шумна,
Зато в величественном парке
И полумрак, и тишина.

Ведут туманные аллеи
Все дальше, дальше вниз к реке,
Где голубеют мавзолеи
И изваянья вдалеке.

Мечтанья ветер навевает,
Слабеет музыки волна,
Меж веток медленно всплывает
И улыбается луна.

Она всплывает, точно грецкий
Янтарно-розовый орех.
В беседке слышится турецкой
Веселый говор, легкий смех.

Грозят амуры в позах томных,
Светлеет лунная стезя,
И от лучей ее нескромных
Влюбленным спрятаться нельзя.

Сайт “Великолепье небылицы” посвящен образу Царского Павловска в русской поэзии. Сайт легок и изящен, под стать самим стихам. Например, приведенному выше стихотворению “Павловск” Георгия Иванова.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru