РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС
Не бывает абстракций с червяками в
карманах
Что такое уроки психологии? Обучение
душеведению и человеколюбию?
Или – душелюбию и людоведению?..
Во вторник веду первые уроки психологии
у младшеклассников. Детки замечательные, пару
раз, увидев меня мельком, здороваются и
спрашивают, когда я приду их учить. Говорю –
скоро. И они ждут. А я изучаю огромные перечни
детских игр, зачитываюсь Клаусом Фопелем,
придумываю программу. И разглядываю детей на
детских площадках.
С утра видела такую картину: суровый мужчина –
охранник в черной форме с желтой надписью на
спине и таким выражением лица, словно неделю без
отдыха выслеживает банду негодяев, – ведет за
ручку в школу маленькую хорошенькую девочку с
косичками. И на плече у него – рюкзачок с
розовыми утятами…
Вспоминаю детей, которых видела год назад в саду.
Кто-то говорит воспитательнице «мама», а при виде
настоящей мамы плачет. Кто-то плачет непрерывно.
Девочка лет трех, с экзотическим именем вроде
Мальвины, не говорит членораздельно ни одного
слова, но непрерывно что-то лопочет, и в ее лепете
отчетливо слышатся матерные корни,
заимствованные, видимо, из разговоров
родителей…
Маленький мальчик, живущий на пятидневке, играет
в детский сад для зверей: зверюшек потихоньку
разбирают по домам родители. Остается один
зайчонок, которому мальчик говорит: «А за тобой
мама сегодня не придет, потому что ты плохой». У
маленьких детей многое считывается по тому, как
они играют.
Я слышала про детей, чьих родителей лишали
родительских прав, про инцесты, про попытки
самоубийства. Кого-то воспитывает бабушка, кто-то
по нескольку раз в год убегает из дома. Едва ли
детям из неблагополучных семей помогут уроки
психологии. Но эти странные уроки – все-таки
повод познакомиться и, если повезет, что-нибудь
понять, им и нам. А там видно будет…
Хочется что-нибудь придумать, чтобы работало.
Хочется всем, но не всегда понятно как. Ведь детям
больше всего не хватает внимания. И учительского,
и родительского.
Разнимаю двух дерущихся третьеклассников, один
из которых валяется на полу. Подбегает третий –
демонстративный, искренний – и кричит, падая на
линолеум: «Я тоже хочу, чтобы вы меня подняли с
пола!»
Очень важно, чтобы в школе психолог не стал
милиционером, которого обещают позвать в случае
чего. Ведь родители до школы и классного
руководителя редко доходят. А психологу многое
видно даже по тому, как ребенок сидит на уроке:
спокойно или вертится; ссорится с соседом по
парте или дружит; робеет перед учителем или
уверен в себе…
С кем и с чем ассоциируется абстрактный ребенок?
Море вариантов. Цветок жизни (банальность).
Верещащий ужас, сшибающий цветочные горшки
(неприятие). Недоделанный взрослый (непонимание).
Воплощение родительских надежд (амбициозность).
Человечий детеныш (биологически обусловленная
симпатия). Чистота и невинность, которым
предстоит испортиться (мизантропия)… В общем,
возможны самые противоречивые картинки,
связанные с образом ребенка.
Но абстрактные дети – это неинтересно. Это либо
клише, либо чей-то слишком субъективный взгляд,
либо, если определение нейтральное и
безоценочное, модель. На модели можно изучать
психологию развития, можно ею пользоваться,
чтобы кроить детскую одежду или конструировать
детские коляски. Но то, что цепляет, расстраивает,
радует, заставляет думать – это настоящие,
конкретные дети, которые носятся по коридорам,
плачут от обиды, врезаются в уборщиц, воруют
яблоки, рисуют на партах, переживают, когда
ссорятся родители. Застенчивые, веселые,
нахальные, лукавые, с бантиками на голове или
червяками в карманах… Совсем не абстракции.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|