ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N41
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Путеводитель по миру детства
Несколько лет назад, когда появилась
возможность покупать книжек сколько хочешь, у
меня дома стояла картонная коробка с
толстенькими томиками карманного формата. На
суперобложке название «Как любить ребенка», под
ней узор из листочков клевера, среди которых
несколько четырехлистных. Говорят, это к счастью
– найти такой листок. Книжки были, чтобы дарить.
Сейчас осталась одна – с обтрепанным хвостиком
закладки, пометками, вся набитая исписанными
клочками. Я самонадеянно (и пользуясь служебным
положением) присоединяюсь к ведущей семинара и
предлагаю вам несколько отрывков из книг Януша
Корчака.
Е.К.
Если разделить человечество на взрослых
и детей, а жизнь – на детство и взрослость, то
окажется, что дети и детство – это очень большая
часть человечества и жизни. Только занятые
своими заботами, своей борьбой, мы не замечаем
его...
Всю жизнь я боролся за права ребенка, и кто-то
однажды очень правильно мне сказал: да кто теперь
вообще уважает человека...
Неприятно вставать на цыпочки и не дотянуться,
трудно мелкими шажками поспевать за взрослым, из
крохотной ручонки выскальзывает стакан. Неловко
и с трудом влезает ребенок на стул, в коляску, на
лестницу; не может достать дверную ручку,
посмотреть в окно, что-либо снять или повесить,
потому что высоко. В толпе заслоняют его, не
замечают и толкают. Неудобно, неприятно быть
маленьким.
Удивительно точно. И очевидно. Но когда читаешь в
первый раз, не оставляет изумление: как же я
сама-то не видела! Когда я прочитала Корчака в
первый раз, у меня возникла собственная
программа модернизации образования: детям надо
читать «Матиуша», а учителям и родителям – «Как
любить ребенка».
Говорят, что луна одна, а ее отовсюду видно.
– Слушай, я стану за забором, а ты стой в саду.
Закрыли калитку.
– Ну что, есть в саду луна?
– Есть.
– И тут есть.
Поменялись местами, проверили еще раз; теперь все
ясно, никаких сомнений: луна не одна, их две.
Ребенок – существо разумное, он хорошо знает
потребности, трудности и помехи своей жизни. Не
деспотичные распоряжения, не навязанная
дисциплина, не недоверчивый контроль, а
тактичная договоренность, вера в опыт,
сотрудничество и совместная жизнь!
Нельзя относиться с пренебрежением к ребенку. Он
знает о себе больше, чем я о нем. Он общается с
собой все те часы, когда бодрствует. Я его лишь
отгадываю.
Мало того что мы распоряжаемся жизнью,
имуществом, свободным временем другого человека,
мы еще и льстим себе, думая, что можем вырастить
его таким, как нам нравится. Некоторые умудряются
сохранить эту иллюзию даже после многих лет
работы с детьми.
Счастье для человечества, что мы не можем
принудить детей поддаваться воспитательским
влияниям и дидактическим покушениям на их
здравый ум и здоровую человеческую волю.
– Ты вспыльчив, – говорю я мальчику, – ну и ладно,
дерись, только не очень сильно, злись, только раз
в день.
Если угодно, в одной этой фразе помещается весь
воспитательный метод, которым я пользуюсь.
А это напутствие Корчака выпускникам, которое
нередко называют его завещанием:
«Мы ничего вам не даем. Мы не даем вам Бога, ибо
сами, собственным трудом должны вы найти его в
своей душе. Мы не даем вам Родины, потому что вы
сами должны найти ее трудом собственного сердца
и мысли. Мы не даем вам любви, ибо нет любви без
прощения, а прощение – это огромный труд, который
каждый должен предпринять сам. Мы даем вам только
одно – тоску по лучшей жизни, которой нет, но
которая когда-нибудь будет, тоску по истине и
справедливости. Быть может, эта тоска приведет
вас к Богу, поможет обрести Родину и любовь».
Как это непохоже на громыхающий управленческий
императив: должны привить, воспитать,
сформировать... Педагог не имеет права навязывать
детям ценности, ибо без собственных переживаний
человек утратит их при столкновении с
действительностью. Помощь педагога ребенку
нужна, но для обретения собственных ценностей.
Уважайте текущий час и сегодняшний день. Как
ребенок сумеет жить завтра, если мы не даем ему
жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?
Не топтать, не помыкать, не отдавать в рабство
завтрашнему дню, не спешить и не гнать. Уважайте
каждую отдельную минуту, ибо умрет она и никогда
не повторится, и это всегда всерьез; раненая –
станет кровоточить, убитая – тревожить
призраком дурных воспоминаний.
– Наклонитесь, Доктор, мне нужно сказать вам по
секрету!
Ребенок провинился, потому что не знал; не
подумал; не устоял перед соблазном,
подговариванием; пробовал; не мог по-другому.
Прощать и не наказывать – это одно и то же?
Разрешить себе прощать – очень трудно. Страшно
отпустить вожжи, потерять контроль. И ведь все
равно теряют. Поколение за поколением пытаются
удержать детей в строгости и почтении. Но чем
короче поводок, тем больше хочется свободы и
доверия.
Так что же, разрешать ему все? Ни за что – из
скучающего раба мы вырастим скучающего тирана.
В теории воспитания мы часто забываем о том, что
должны учить ребенка не только ценить правду, но
и распознавать ложь, не только любить, но и
ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не
только соглашаться, но и возражать, не только
слушаться, но и бунтовать. Иногда с досадой
думаешь, что бунтовать, ненавидеть и возражать
они учатся на лету. И никаких специальных усилий
не требуется. Но Корчак продолжает: «Мы часто
встречаем взрослых людей, которые обижаются,
когда надо бы не обратить внимания, презирают,
когда надо бы посочувствовать. Потому что в
области негативных чувств мы самоучки... – И
неожиданно для меня добавляет: – Я писал эту
книгу в полевом лазарете, под грохот пушек во
время войны».
Неправда, что ребенок... врожденный анархист. Нет,
ребенок обладает чувством долга, не навязанным
насильно, тяготеет к порядку, не отказывается от
правил и обязанностей. Он только хочет, чтобы
бремя не было непосильным, чтобы оно не ломало
ему хребет, чтобы он встречал понимание, когда
зашатается, поскользнется, усталый, остановится,
чтобы перевести дух.
Ребенок хочет, чтобы к нему относились серьезно,
хочет доверия, хочет получить от нас помощь и
советы. Мы же относимся к нему несерьезно,
беспрестанно подозреваем, отталкиваем
непониманием, отказываем в помощи.
Ребенок боится спать один в комнате, приходит в
очаяние при мысли о приближающейся ночи.
– Почему же ты мне не сказал?
– Да именно что сказал.
А мать не обратила внимания: стыдно, такой
большой мальчик, а боится – вот и вся ее реакция.
Поразительно одиноким может быть ребенок в своем
страдании...
Все взрослые произошли от детей. Почему же мы так
быстро забываем то, что сами испытывали в
детстве? Или это власть так портит человека?
Трудное это дело – родиться и научиться жить. Мне
осталась куда более легкая задача – умереть.
После смерти может быть опять трудно, но я не
думаю об этом. Последний год, или месяц, или час. Я
хотел бы умирать в полном сознании, сохраняя
присутствие духа. Не знаю, что я сказал бы детям
на прощание.
Это одна из последних записей, накануне
последнего дня рождения, за две недели до конца.
Молитва воспитателя
(Из книги Януша Корчака «Наедине с
Господом Богом. Молитвы тех, кто не молится».)
Я не возношу Тебе длинных молитв, о,
Господи!
Не посылаю бесчисленных вздохов. Не бью низкие
поклоны. Не приношу богатые жертвы во славу Твою
и хвалу. Не стремлюсь вкрасться к Тебе, Владыка, в
милость. Не прошу почестей.
Нет у моих мыслей крыльев, которые вознесли бы
песнь мою в небеса. Слова мои не красочны и не
благовонны – нет у меня цветов. Устал я, измучен.
Глаза мои потускнели, спина согнулась под грузом
забот. И все-таки обращаюсь к Тебе, Господи, с
сердечной просьбой. Ибо есть у меня
драгоценность, которую не хочу доверить
брату-человеку. Боюсь – не поймет, не
проникнется, пренебрежет, высмеет.
Всегда пред Тобой я смиреннейший из смиренных, но
в этой просьбе моей буду неуступчив.
Всегда я говорю с тобой тишайшим шепотом, но эту
просьбу мою выскажу непреклонно.
Повелительный взор свой устремляю в высь
небесную. Распрямляю спину и требую, ибо не для
себя требую.
Ниспошли детям счастливую долю, помоги,
благослови их усилия. Не легким путем их направи,
но прекрасным.
А в залог этой просьбы прими мое единственное
сокровище: печаль. Печаль и труд.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|