ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N41
НАШИ КОНСПЕКТЫ
О великих педагогах принято вспоминать
в связи с круглыми датами, а их работы держать на
почетной полке в библиотеке. Насущная же
образовательная потребность замотанного жизнью
учителя обычно ограничивается методичками,
новыми программами, в лучшем случае –
психологическим ликбезом. Но иногда в руки почти
случайно попадает книга мудрого, талантливого
человека, настоящего педагога, и оказывается, что
от нее невозможно оторваться. И мы в очередной
раз с грустью думаем, что такие книги учителю
нужно читать в первую очередь. Сегодня мы хотим
отвлечься от конкретных методик и тренингов. А
вместо этого поговорить о педагогике Януша
Корчака, Старого Доктора, который создал в
Варшаве Дом сирот и сиротский приют «Наш дом» и
работал там в течение тридцати лет – до самого
момента своей гибели в газовой камере Треблинки
вместе со всеми детьми и сотрудниками Дома сирот.
О Корчаке слышали все, но читали его книги, к
сожалению, немногие. Да и издано у нас всего
ничего: «Как любить ребенка» и «Король Матиуш
Первый». Поэтому давайте поговорим о нем. Просто
так, без торжественного повода. О педагогике
Корчака расскажет Ирина Демакова, доктор
педагогических наук и (что для сегодняшнего
семинара особенно важно) вице-президент
Корчаковского общества, руководитель
молодежного движения и детских лагерей,
проводимых обществом. Ирина Дмитриевна заведует
кафедрой педагогики и психологии в АПКиПРО и
рассказывает о Корчаке своим слушателям в
академии и педагогам на семинарах по всей России.
Перед началом встречи она обычно раздает
листочки с текстами Корчака.
И мы в сегодняшний семинар тоже включили
несколько отрывков из его книг, дневников и
воспоминаний о нем.
Ирина ДЕМАКОВА,
доктор педагогических наук,
Записала семинар Елена КУЦЕНКО
Вопросы после семинара
– Почему современные педагоги, в
том числе и молодые люди, обращаются к Корчаку?
Казалось бы, столько лет прошло, время совсем
другое?..
– Для меня педагогический опыт не делится
на старый и новый, восточный и западный. Мы
обращаемся к тому опыту, который нам необходим
сегодня. Но для этого человек должен хорошо
понимать, что именно ему нужно. Идеи Корчака
интересны для тех, кто задумывается о
гуманизации пространства детства. Их не так уж
много – людей, которые считают, что
педагогическая миссия состоит прежде всего в
том, чтобы сохранить ребенка, не сломать его.
Осознать это очень трудно, не всем под силу. И
когда я говорю об этом с учителями, студентами, то
зову себе в помощь Корчака, говорю, что так
работать с детьми возможно. Очень жаль, что
наследие Корчака мало изучают в педагогических
вузах. Хотя, конечно, на лекции невозможно
выучиться гуманному отношению к ребенку. Сейчас
говорить о Корчаке важно как никогда. Мы живем в
трудных условиях, часто в экстремальной
ситуации, и учителя иногда считают, что с детьми
нужно обращаться пожестче, готовя их к жизни. Но
Корчак в последние свои годы вообще работал в
гетто, и там, в детском доме, жизнь шла так же, как
до войны в Доме на Крохмальной. «Давайте их
займем, – говорил он, – чтобы им не было грустно».
Даже в последние дни перед гибелью ребята
ставили пьесу, готовили спектакль; а с мальчиком,
совершившим попытку самоубийства из-за
несчастной любви, Корчак доверительно и серьезно
говорил об этом. («Доктор, а вы думали
когда-нибудь покончить с собой?» – «Да, много
раз... Но я уверен, что такой прекрасный человек,
как ты, не покончит с собой из-за женщины».) Не
«брось ты... из-за какой-то девчонки», а из-за
женщины! Значит, верил, что это любовь. Такие
отношения с ребенком – это иная педагогическая
культура. Я много думала, отчего это стало
возможным. Наверное, оттого, что он был врач, а эта
профессия предполагает близкую дистанцию по
отношению к ребенку. У Корчака был даже
характерный жест: приложить руку к детскому лбу,
определяя, нет ли температуры. Даже когда он
разнимал дерущихся, проверял, нет ли температуры:
потому что если дерутся, значит, больны. Он был,
конечно, невероятный идеалист и романтик. Хотя в
то же время говорил о том, что дети совсем не
ангелы. Среди них, как и среди взрослых, есть
дурные люди: жадные, завистливые, вруны.
– Как педагог, пусть не каждый, приходит к
иному пониманию ребенка и детства?
– Мне кажется, первый шаг происходит на
уровне профессионального сознания. Человек
работает годами и считает, что тут даже
задумываться не о чем: он сам был ребенком, и
вообще все когда-то были детьми, и чего огород-то
городить... И вдруг ему приходит в голову, что он
не знает, кто они, дети, сидящие перед ним. Карл
Ясперс писал, что детство – это тайна, которая
откроется тому, у кого есть шифры. Корчак дает эти
шифры.
Многие называют Корчака гуманистом потому, что
он любил детей. Но есть и другой взгляд: гуманист
– это тот, кто понимает, что смысл его
деятельности – человек. Можно назвать три
педагогических принципа гуманизации
пространства Детства: признание самоценности
детства, прав ребенка и его свободы в
образовательном пространстве.
Основная трагедия воспитания состоит в том, что
дети и взрослые по-разному оценивают детство.
Взрослые никак не хотят признать, что если
ребенка обидели, ему так же больно. А ему говорят:
да какая ерунда, на это не стоит обращать
внимание. Или: подумаешь, он влюбился, да у него
вон двойка по алгебре!
– Сейчас идеи Корчака находят практическое
воплощение?
– Корчаковские общества существуют во
многих странах мира – не меньше чем в пятидесяти.
Начали их создавать в 1978 году, когда отмечалось
столетие со дня рождения Корчака. Помимо
изучения его наследия общества организуют
детские дома, приюты, детские лагеря. В России,
например, мы организовывали лагерь уже двадцать
один раз. Там под одной крышей мы собираем детей
разных возрастов, почти тридцати
национальностей, из очень бедных и очень богатых
семей; помимо здоровых детей – здесь живут
слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие,
дети, перенесшие детский церебральный паралич. И
все они больше всего хотят, чтобы их любили,
ценили, прощали. Они вырастают и приезжают в
лагерь вожатыми. Уже несколько лет лагерем
руководит вместе со здоровыми товарищами
слабовидящая девочка.
– Если бы Корчак попал в ваш лагерь, что бы он
сказал?
– Он, я думаю, нас бы не похвалил: порядка нам
не хватает. Это у нас самое слабое место. А он
считал, что дети любят дисциплину. А похвалил бы,
наверное, за то, что мы собрали таких разных детей
(этого у него не было) и так здорово с ними
работаем.
– Вы много лет рассказываете педагогам о
работе Корчака с детьми. Что привлекает
слушателей больше всего?
– Прежде всего пробуют создать у себя
систему самоуправления. А она не
воспроизводится, потому что в педагогике ничего
нельзя взять и пересадить. Самоуправление – это
ведь не только парламент, а долгая каждодневная
работа. Я рассказываю всегда о Корчаке с
надеждой, что хотя бы один человек загорится его
идеями. Одного человека достаточно. Он собирает
людей вокруг себя. Так происходило во многих
городах. Например, Татьяна Цырлина организовала
в Курске молодежное общество, ее студенты
работают в детской онкологической больнице.. В
Перми после корчаковского семинара
преподаватель педагогического университета
Нина Григорьевна Липкина создала Корчаковский
центр. И все центры получаются разными. Потому
что не обязательно, да и вряд ли возможно,
воспроизводить жизнь Дома сирот до мельчайших
подробностей. Важно другое: жить не по букве, а в
духе Корчака. Тогда и формы педагогического
взаимодействия придумаются. А что-то получится
повторить за Корчаком. У нас в лагере есть
конституция, в одной из статей которой написано,
что нельзя, например, обижать маленьких,
дразниться. Есть доска объявлений, на которой в
первые годы появлялись надписи вроде «Ты свинья,
я тебя прибью». А сейчас таких надписей уже не
встретишь – не принято.
– А если... то что? Другими словами, что ждет
виноватого?
– О, такие у нас бывают разборки! Однажды,
это было восемь лет назад, ребята лет двенадцати
напились, и самым злостным нарушителем был Л.,
мальчишка из Голландии. Вожатый, тоже голландец,
бушевал страшно: я его убью, нет, я его отправлю в
Амстердам! Я говорю: ну конечно, из Рязанской
области ты его немедленно отправишь прямиком в
Амстердам. Придется простить: мы же знаем, что они
хорошие ребята, но бывает... Ну, ругали, конечно. А
когда все немножко остыли, голландцы меня
спросили, что я думаю о Л. Я сказала: думаю, что со
временем он станет хорошим вожатым. Как потом
оказалось, я не ошиблась: он не только стал
прекрасным вожатым, но в этом году был еще и
руководителем всей голландской группы.
– А какие идеи Корчака вызывают наибольшее
сопротивление у учителей?
– Когда я рассказываю, что в Доме сирот был
товарищеский суд, приговор которого почти всегда
начинался с «суд прощает...», мне иногда
возражают: еще чего, прощать! Они знаете, какие
нахальные, сядут на шею и ножки свесят. Сомнения
вызывает и возможность договора с детьми: что же,
вот вы составили договор, и они его не нарушают?
Конечно, нарушают, говорю я, постоянно нарушают. И
что вы делаете? – спрашивают. Да ничего,
заключаем новый договор, выяснив, почему был
нарушен старый. И так много-много раз подряд. Я
думаю, это и есть воспитательная работа.
– Кого можно назвать хорошим учителем по
Корчаку?
– Он говорил, что хороший педагог
отличается от плохого только одним: количеством
сделанных ошибок.
Публикация произведена при поддержке института фондового рынка и управления (ИФРУ). ИФРУ совместно с российской Ассоциацией Шесть Сигм, предлагает посетить учебный семинар-практикум «Шесть Сигм: Организация проекта и Инструменты». На семинаре будет рассмотрена адаптированная для эффективного применения в российских условиях технология Шесть сигм (6 сигм), предназначенная для организации проектной деятельности. Использование системы Шесть сигм (6 сигм) позволит добиться снижения дефектов, потерь и издержек в бизнес-процессах, обеспечит повышение качества продукции, и поможет предприятию перейти на новый уровень эффективности и качества. Подробнее ознакомиться с содержанием, датой и местом проведения семинара, можно на сайте института фондового рынка и управления, который располагается по адресу http://www.ifru.ru/
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|