Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N41 
НАШИ КОНСПЕКТЫ 

О великих педагогах принято вспоминать в связи с круглыми датами, а их работы держать на почетной полке в библиотеке. Насущная же образовательная потребность замотанного жизнью учителя обычно ограничивается методичками, новыми программами, в лучшем случае – психологическим ликбезом. Но иногда в руки почти случайно попадает книга мудрого, талантливого человека, настоящего педагога, и оказывается, что от нее невозможно оторваться. И мы в очередной раз с грустью думаем, что такие книги учителю нужно читать в первую очередь. Сегодня мы хотим отвлечься от конкретных методик и тренингов. А вместо этого поговорить о педагогике Януша Корчака, Старого Доктора, который создал в Варшаве Дом сирот и сиротский приют «Наш дом» и работал там в течение тридцати лет – до самого момента своей гибели в газовой камере Треблинки вместе со всеми детьми и сотрудниками Дома сирот. О Корчаке слышали все, но читали его книги, к сожалению, немногие. Да и издано у нас всего ничего: «Как любить ребенка» и «Король Матиуш Первый». Поэтому давайте поговорим о нем. Просто так, без торжественного повода. О педагогике Корчака расскажет Ирина Демакова, доктор педагогических наук и (что для сегодняшнего семинара особенно важно) вице-президент Корчаковского общества, руководитель молодежного движения и детских лагерей, проводимых обществом. Ирина Дмитриевна заведует кафедрой педагогики и психологии в АПКиПРО и рассказывает о Корчаке своим слушателям в академии и педагогам на семинарах по всей России. Перед началом встречи она обычно раздает листочки с текстами Корчака.
И мы в сегодняшний семинар тоже включили несколько отрывков из его книг, дневников и воспоминаний о нем.
Ирина ДЕМАКОВА,
доктор педагогических наук

Уроки Старого Доктора

Педагогика Януша Корчака начинается не с дидактики, а с уважения к ребенку

Настоящее имя Януша Корчака – Генрик Гольдшмит. Врач, талантливый писатель, педагог. Не имея педагогического и психологического образования, он полностью выразил себя в общении с детьми, которое стало его истинным призванием.
Отношение к Корчаку эмоциональное. В его основе – легенда о том, что это был совершенный человек, человек без недостатков. Легенда родилась 5 августа 1942 года. Именно в этот день Януш Корчак и 200 детей спокойно прошли по улицам Варшавы под зеленым флагом с желтым четырехлистным клевером. Они шли на Умшлагплац, откуда поезда увозили людей на смерть. Легенда гласит, что у Корчака были варианты личного спасения, но это не так: он был с детьми и не обсуждал возможностей ухода от них в страшные минуты их жизни.
А до войны газеты писали о нем как о наивном мечтателе, который любит детей и пишет «книжонки». И впрямь в Корчаке не было ничего героического. Казалось, он живет в тени самого себя. Он аккуратно одевался, в детском доме ходил в зеленом халате (больничная форма врача), был невысокого роста, задумчив и рассеян, носил очки. Часто его изображают со страдальческим выражением лица, но современники вспоминают, что лицо его было спокойным. Спокойной была и манера говорить: медленно, тихо, почти шепотом, привлекая таким образом внимание слушателя. Делал длительные паузы, словно давая возможность собеседнику подумать. Очень внимательно всех выслушивал, а детей слушал скорее как врач, чем как педагог.
Главным делом его жизни был Дом сирот, который начал работать 7 октября 1912 года. Дети (85 человек), пришедшие в Дом сирот, были, по мнению Корчака, «не очень предрасположены к воспитанию», поэтому он изучал потенциал каждого ребенка, таящийся в нем в период взросления и созревания. В 1913 году Корчак написал: «Я хочу, чтобы это был детский дом и школа жизни». Сохранились отчеты Дома сирот, из которых мы узнаем, что Корчак очень серьезно готовил старших детей к взрослой жизни: пристраивал в хорошие семьи, учил жить самостоятельно в специально выделенной квартире.

Педагогическая концепция Януша Корчака

Будучи еще молодым врачом, Корчак сделал свое первое открытие, сказав, что дети не будут людьми когда-то – они уже люди. Да, люди, а не куклы. Можно обратиться к их разуму – они ответят, можно обратиться к их сердцу – они почувствуют.
Корчак – это очень близкая дистанция между взрослым и ребенком, такая близкая, что хорошо слышно детское дыхание. Такую дистанцию помогла Корчаку выбрать медицинская практика. Именно с этой бесстрашной дистанции начинается корчаковская педагогика с ее идеями самоценности детства, прав ребенка и его свободы в воспитательном пространстве.
О Корчаке пишут, что он «поймал секрет детства», открыл, что существует не один мир людей, а два мира – мир взрослых и мир детей. Взрослым принадлежит вся власть, они и детей считают своею собственностью. Именно взрослые придумали миф о том, что детство – самая счастливая пора жизни. Дети же, по Корчаку, – это порабощенный класс, малорослый, угнетаемый, неравноправный народ. Во все времена они страдающая сторона. Страдания эти неизмеримо возрастают в условиях войн и катастроф. У детей трудная судьба, писал Корчак, даже если это дети из благополучных семей, потому что взрослые не понимают их и не умеют любить.
Корчак считал, что между детьми и взрослыми есть барьеры, и стремился перешагнуть через них. Он писал, что желание взрослых помочь ребенку, защитить его, все сделать за него не есть уважение к ребенку. Что взрослые, признавая права ребенка на образование и питание, путают права и обязанности, ибо накормить ребенка – это обязанность взрослых по отношению к детям. В права ребенка в официальных документах, подчеркивал Корчак, не заложено главное право ребенка – право на уважение, которое, в сущности, есть его право быть самим собой. Корчак подчеркивал, что быть самим собой ребенку очень трудно и помочь ему в этом и есть смысл педагогической деятельности.
В традиционной педагогике, отмечал Корчак, взрослый навязывает ребенку образцы жизни, стереотипы представлений о жизни: это хорошо, это плохо (мы, взрослые, знаем лучше). Здесь нет места интересам, потребностям и правам детей.
По Корчаку, сущность воспитания – взаимодействие человека с человеком.
Корчак повторял изречение древнего философа: «Я многому научился у моих учителей, еще больше – у моих товарищей, но больше всего – у своих учеников». Важнейшей задачей педагога Корчак считал заключение «общественного договора» с детьми. Модель «договорных отношений» в Доме сирот строилась на законах, единых для взрослых и детей, – только в этом случае педагог мог сказать ребенку: «Ты обязан послушанием не мне, а закону, который мы вместе с тобой установили».

Педагог в представлении Корчака

Корчак считал, что педагог – это человек, который умеет войти в мир ребенка: почувствовать себя ребенком, вернуться в детство – по-детски смеяться, радоваться, огорчаться. Он писал, что воспитателем не может быть человек, который не любит детей, не интересуется ими и занят только собой. Корчак отнюдь не идеализировал педагогов. Он считал, что среди них есть тираны, для которых важнее всего внешний порядок. Для соблюдения такого порядка они издают многочисленные запреты и затем проверяют их соблюдение. Есть честолюбцы, которые стремятся подчинить детей своим воспитательным догмам. Идеальным педагогом для Корчака был «разумный воспитатель», который в своей работе руководствуется принципом уважения личности ребенка и его прав. Никто не занимался так серьезно правами детей, как Корчак. Он считал главным правом ребенка право на уважение и скрупулезно описывал, что это означает: ребенок имеет право на уважение его незнания и труда познания, неудач и слез, тайн, текущего часа и сегодняшнего дня, усилий и доверчивости, мистерии исправления; он провозгласил право ребенка на протест и ошибку, на игру и собственность, на использование своих достоинств и сокрытие недостатков, на самостоятельную организацию собственной жизни…
Именно Корчак ввел в педагогику термин «выращивание ребенка» и писал о нелегком труде взрослого, который берется помогать ребенку в «трудной работе роста», не стремясь ускорить этот процесс, терпеливо дожидаясь успехов и побед своего воспитанника.
Это он соединил в воспитательной работе педагогическую интуицию и результаты научных поисков.
Это он впервые употребил понятие «общество детей».
Это он догадался, что успех педагога зависит от того, умеет ли он уважать и прощать ребенка.
Корчак считал, что основные ценности воспитательной системы – это:
здоровье ребенка. Чистота помещений, питание, личная гигиена: умывание, смена одежды, купание – все это у Корчака напоминало торжественный мистический обряд;
культовое отношение к труду и к человеку, который трудится. Входя в детский дом, посетители видели вешалку, на которой висели (на самом видном месте) тряпки и ведра, и понимали, что входят в дом, где чистота – результат труда;
самоуправление. Смыслом самоуправления было активное участие детей в решении главных проблем детского дома. Для этого была принята конституция, которая устанавливала правила жизни, защищала права ребенка. И воспитанник в этом случае оценивался уже не как «хороший» или «плохой», а по степени выполнения принятых всеми законов. Товарищеский суд, плебисциты и организация дежурств, доска объявлений, почтовые ящики, «пари», «списки драк» – все это элементы самоуправления жизни Дома.
Кстати, больше всего Корчака критиковали именно за самоуправление. Говорили, что оно слишком регламентировано. Особенно критиковали «товарищеский суд», считая, что детей приучают ябедничать, за ярлыки, которые дети давали друг другу в соответствии с принятыми в детском доме категориями гражданства (товарищ, жилец, безразличный жилец, обременительный пришелец и т.д.), видя в этом социальное неравенство. А в современных условиях именно система самоуправления Корчака вызывает огромный практический интерес во всем мире.
К оценке воспитательной работы Корчак привлекал прежде всего детей, считая, что только ребенок может быть квалифицированным экспертом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru