ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N41
ПСИХОТЕХНИКА УЧИТЕЛЯ
Дмитрий СОРОКОВ,
профессор кафедры индивидуальной и групповой
психотерапии
Московского городского
психолого-педагогического университета
Чтоб утолить ненужную тревогу...
Стресс нам необходим, как воздух и
вода. Главное, чтобы его не было слишком много
В начале учебного года («ПС» № 57) мы
начали рассказывать вам о психотехнике учителя и
пообещали открыть заочные курсы, на которых
можно научиться адекватно оценивать свое
состояние и сознательно поддерживать себя в
хорошей форме. Сегодня вы побываете на первом
занятии.
Личная и профессиональная психотехника
Психотехническая подготовка реально
претендует на то, чтобы уже в начале XXI века стать
ведущим направлением повышения квалификации
педагогов-практиков и подготовки студентов –
будущих учителей. Причем методы этой подготовки
все дальше и дальше уходят от привычных:
становятся более разнообразными, широко
используются идеи и методические достижения
современной индивидуальной и групповой
психотерапии.
Почему именно психотерапии?
Во-первых, можно сказать, что психотерапия начала
наконец отдавать свой дочерний долг породившим
ее педагогике и психологии – в полном
соответствии с популярной в среде
психологов-психотерапевтов шуткой:
«Психотерапия – слишком хорошая вещь, чтобы
доставаться только больным». И вот чадо,
повзрослев, с одной стороны, и буквально утонув в
потоке проблем и клиентов – с другой, начинает
делиться с педагогами-практиками эффективными
психотехниками, позволяющими по возможности не
допустить хотя бы дальнейшего увеличения числа
психологически неблагополучных детей и
учителей.
Поэтому в качестве важнейшего направления
психотехнической подготовки и учителей, и детей
можно выделить овладение так называемой личной
психотехникой, позволяющей избежать
профессиональных психологических и психических
расстройств и заболеваний.
Во-вторых, именно в рамках групповой
психотерапии получили дальнейшее развитие и
по-современному заиграли гуманистически
ориентированные методы и приемы становления и
развития коллектива, эффективного, но
недирективного взаимодействия детей и взрослых.
И тут на первый план выдвигается одно из
профессиональных направлений подготовки –
психотехника общения.
В-третьих, свои услуги педагогической практике
предлагают именно гуманистически
ориентированные психотерапевтические школы и
направления. Гуманизация школы означает, что она
становится местом открытого человеческого
общения, что в школе царит особый
социально-психологический климат, то есть
забота, доверие, эмоциональная теплота,
открытость, неформальные отношения и
возможность для личностного роста и детей, и
взрослых.
Но было бы неверным связывать «Психотехнику
учителя» только с овладением методами и приемами
современной психотерапии. Учить ребят тоже ведь
надо. Поэтому наш, отечественный, вариант
психотехнической подготовки
педагогов-практиков не может обойтись без
овладения современными методами и приемами
сотрудничества учителя и учеников, то есть без
опыта учителей-новаторов, родоначальников и
продолжателей педагогики сотрудничества,
который был проанализирован и обобщен в рамках
«Психотехники учения».
Таким образом, к ключевым содержательным
направлениям психологической подготовки
педагогов в рамках «Психотехники учителя»
относятся психотехники, ориентированные на
решение как личных, так и профессиональных задач.
Вот эти направления:
– личная психотехника,
– психотехника общения,
– психотехника воспитания,
– психотехника учения.
Поэтому мы будем обращать внимание на каждое из
этих направлений психотехнической подготовки, в
общем представляющих целостную ситуацию бытия
учителя и дома, и на работе.
Но на первом плане, естественно, – личные
психотехники, предназначенные для борьбы с
негативными последствиями стрессовых состояний.
Как определить у себя вероятность и
степень развития стресса?
Слово «стресс» дословно переводится как
«напряжение». В широком смысле это
неспецифический ответ организма на возросшие
требования к нему. Под требованиями
подразумеваются: изменение социального статуса,
возросшие нагрузки и неудачи на работе,
конфликты, проблемные взаимоотношения с
начальством, внезапная травма, болезнь и многое
другое. Известный исследователь стресса Ганс
Селье писал: «Стресса может избежать лишь тот,
кто ничего не делает».
Стресс биологически необходим человеку так же,
как вода и кислород. Это неотъемлемый компонент
нашей жизни, он не всегда плох.
Если человек испытывает воздействие
оптимального стресса, его работоспособность
повышается, он бодро и позитивно настроен по
отношению к людям и эффективен во всех своих
проявлениях.
Если возникает недостаток или избыток стресса,
то профессиональная эффективность, субъективное
ощущение качества жизни, равно как самочувствие
и здоровье, резко ухудшаются.
Чтобы определить у себя вероятность и степень
развития стресса, воспользуемся тестом,
предложенным Немчиным и Тейлором.
Инструкция
В тесте перечисляются утверждения
только с одним вариантом ответа «да» или «нет».
Если вы согласны с напечатанным вариантом ответа
на данное утверждение, то обведите его в кружок.
Если не согласны – пропускайте и переходите к
следующему.
Отвечайте быстро и искренне.
Обычно я спокоен и вывести меня из этого
состояния нелегко. – Нет.
Мои нервы расстроены не больше, чем у других
людей. – Нет.
У меня редко бывают запоры. – Нет.
У меня редко бывают головные боли. – Нет.
Я редко устаю. – Нет.
Я почти всегда чувствую себя счастливым. – Нет.
Я уверен в себе. – Нет.
Я практически никогда не краснею. – Нет.
Я человек смелый. – Нет.
Я потею не больше, чем другие. – Нет.
Я редко ощущаю сильное сердцебиение. – Нет.
Обычно мои руки теплые и не очень боятся холода.
– Нет.
Я застенчив и нерешителен не больше, чем другие.
– Нет.
Мне иногда не хватает чувства уверенности в
своих силах. – Да.
Порой мне кажется, что я ни на что не годен. – Да.
У меня бывают периоды такого беспокойства, что не
могу усидеть на месте. – Да.
Меня часто беспокоит желудок. – Да.
Частенько думаю, что не хватит духа вынести
предстоящие трудности. – Да.
Хочется быть счастливым, как многие другие. – Да.
Часто кажется, что не хватит сил справиться со
всеми делами. – Да.
Меня часто беспокоят тоскливые и кошмарные
сновидения. – Да.
Когда волнуюсь, начинают дрожать пальцы рук. –
Да.
У меня отрывистый, беспокойный сон, часто
просыпаюсь. – Да.
Меня часто тревожат возможные неудачи. – Да.
Иногда испытываю страх и тогда, когда реальной
опасности нет. – Да.
Мне трудно сосредоточиться на одном деле. – Да.
Даже простую работу часто делаю с напряжением. –
Да.
Я легко прихожу в замешательство. – Да.
Почти все время испытываю неясную тревогу. – Да.
Я склонен всерьез принимать даже пустяки. – Да.
Я склонен все переживать, иногда при этом плачу.
– Да.
У меня случаются приступы тошноты и рвоты. – Да.
Расстройства желудка у меня случаются регулярно.
– Да.
Я знаю, что при волнении сильно краснею. – Да.
Мне обычно трудно сосредоточиться на чем-то
лично для меня важном. – Да.
Меня постоянно беспокоит желание улучшить свое
материальное положение. – Да.
Нередко думаю о том, что хотелось бы скрыть даже
от близких: стыдно. – Да.
Иногда из-за сильных переживаний теряю сон. – Да.
Когда волнуюсь, иногда покрываюсь потом. – Да.
Даже в холодные дни я иногда сильно потею. – Да.
Временами из-за неприятных мыслей никак не могу
заснуть. – Да.
Я легко возбудимый человек. – Да.
Иногда чувствую свою жизнь совершенно
бесполезной. – Да.
Нередко из-за волнения легко выхожу из себя. – Да.
Я часто ощущаю смутную тревогу. – Да.
Думаю, что я чувствительнее многих своих коллег.
– Да.
Почти все время испытываю чувство голода. – Да.
Часто кажется, что болезни меня просто
преследуют. – Да.
Часто кажется, что за мной кто-то наблюдает. – Да.
Ожидание всегда меня нервирует. – Да.
Подсчет и оценка результатов
Подсчитайте общее количество
утверждений как с ответом «да», так и с ответом
«нет», с которыми вы согласны и номера которых
обвели в кружок.
Результат менее 15 баллов свидетельствует о
высокой стрессоустойчивости и хорошей адаптации
человека. Это может означать, что организм
энергично противодействует стрессу и
приспосабливается к нему, пребывая в
мобилизованном состоянии. При этом организм и
стрессовые факторы сосуществуют вместе в
активном противостоянии; между ними как бы
создается стратегический паритет.
Результат от 16 до 25 баллов может
свидетельствовать о средней степени
стрессоустойчивости. В этом случае без
использования специальных мер – приемов
саморегуляции и других антистресс-технологий –
существует вероятность развития негативных
последствий стресса.
Результат от 26 до 40 баллов позволяет
предположить, что человек испытывает негативные
последствия стресса, резервы его организма
близки к истощению и высока вероятность развития
болезненных процессов. Такой результат – прямое
показание к использованию современных
психофизических и психотехнических процедур,
способных при регулярном их использовании
предотвратить возникновение «синдрома
сгорания».
Результат выше 41 балла может указывать, к
сожалению, на состояние физического и
эмоционального истощения, приводящее к снижению
самооценки и негативному отношению к жизни и
работе, которое получило название «burnout», или
«синдром сгорания». Срочно: отпуск, в том числе
внеочередной; медицинское обследование, лечение
и психолого-психотерапевтическая реабилитация.
Известно, что синдрому сгорания подвержены
прежде всего люди, чья работа связана с
постоянным общением с людьми, то есть «синдром
сгорания» – это профессиональное заболевание
педагогов. Специфика педагогической
деятельности такова, что учителя испытывают
воздействие постоянного, хронического стресса и,
естественно, теряют работоспособность.
Существенную роль в развитии этого болезненного
состояния играет несоответствие между
предъявляемыми к организму требованиями и его
действительными возможностями. Постоянные
информационные перегрузки, общение с детьми и
коллегами со сложным характером, удачные и
неудачные попытки разрешения конфликтных
ситуаций дома и на работе вызывают сильнейшие
эмоциональные переживания, отражающиеся на
состоянии здоровья. А возможности человеческого
организма не безграничны. До какого-то предела
он, мобилизовав все ресурсы, переносит
воздействие стресса, и человек работает как бы
через силу. Но если не были приняты
профилактические меры – своевременный отдых,
комплекс антистрессовых мер и т.д., – неминуемо
наступает истощение. А если заставлять работать
истощенный организм, возникает состояние,
которое можно выразить словами: «Надо, хочу… но
не могу!». Человек понимает, что должен сделать,
но физически не способен к этому.
Стресс выбирает свои жертвы из тех, кто делает
все сверх меры, не учитывая реальных сил.
В следующем номере вы сможете прочитать о
скорой антистрессовой помощи.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|