Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N41 
ПСИХОТЕХНИКА УЧИТЕЛЯ 

Дмитрий СОРОКОВ,
профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии
Московского городского психолого-педагогического университета

Чтоб утолить ненужную тревогу...

Стресс нам необходим, как воздух и вода. Главное, чтобы его не было слишком много

В начале учебного года («ПС» № 57) мы начали рассказывать вам о психотехнике учителя и пообещали открыть заочные курсы, на которых можно научиться адекватно оценивать свое состояние и сознательно поддерживать себя в хорошей форме. Сегодня вы побываете на первом занятии.

Личная и профессиональная психотехника

Психотехническая подготовка реально претендует на то, чтобы уже в начале XXI века стать ведущим направлением повышения квалификации педагогов-практиков и подготовки студентов – будущих учителей. Причем методы этой подготовки все дальше и дальше уходят от привычных: становятся более разнообразными, широко используются идеи и методические достижения современной индивидуальной и групповой психотерапии.
Почему именно психотерапии?
Во-первых, можно сказать, что психотерапия начала наконец отдавать свой дочерний долг породившим ее педагогике и психологии – в полном соответствии с популярной в среде психологов-психотерапевтов шуткой: «Психотерапия – слишком хорошая вещь, чтобы доставаться только больным». И вот чадо, повзрослев, с одной стороны, и буквально утонув в потоке проблем и клиентов – с другой, начинает делиться с педагогами-практиками эффективными психотехниками, позволяющими по возможности не допустить хотя бы дальнейшего увеличения числа психологически неблагополучных детей и учителей.
Поэтому в качестве важнейшего направления психотехнической подготовки и учителей, и детей можно выделить овладение так называемой личной психотехникой, позволяющей избежать профессиональных психологических и психических расстройств и заболеваний.
Во-вторых, именно в рамках групповой психотерапии получили дальнейшее развитие и по-современному заиграли гуманистически ориентированные методы и приемы становления и развития коллектива, эффективного, но недирективного взаимодействия детей и взрослых.
И тут на первый план выдвигается одно из профессиональных направлений подготовки – психотехника общения.
В-третьих, свои услуги педагогической практике предлагают именно гуманистически ориентированные психотерапевтические школы и направления. Гуманизация школы означает, что она становится местом открытого человеческого общения, что в школе царит особый социально-психологический климат, то есть забота, доверие, эмоциональная теплота, открытость, неформальные отношения и возможность для личностного роста и детей, и взрослых.
Но было бы неверным связывать «Психотехнику учителя» только с овладением методами и приемами современной психотерапии. Учить ребят тоже ведь надо. Поэтому наш, отечественный, вариант психотехнической подготовки педагогов-практиков не может обойтись без овладения современными методами и приемами сотрудничества учителя и учеников, то есть без опыта учителей-новаторов, родоначальников и продолжателей педагогики сотрудничества, который был проанализирован и обобщен в рамках «Психотехники учения».
Таким образом, к ключевым содержательным направлениям психологической подготовки педагогов в рамках «Психотехники учителя» относятся психотехники, ориентированные на решение как личных, так и профессиональных задач. Вот эти направления:
– личная психотехника,
– психотехника общения,
– психотехника воспитания,
– психотехника учения.
Поэтому мы будем обращать внимание на каждое из этих направлений психотехнической подготовки, в общем представляющих целостную ситуацию бытия учителя и дома, и на работе.
Но на первом плане, естественно, – личные психотехники, предназначенные для борьбы с негативными последствиями стрессовых состояний.

Как определить у себя вероятность и степень развития стресса?

Слово «стресс» дословно переводится как «напряжение». В широком смысле это неспецифический ответ организма на возросшие требования к нему. Под требованиями подразумеваются: изменение социального статуса, возросшие нагрузки и неудачи на работе, конфликты, проблемные взаимоотношения с начальством, внезапная травма, болезнь и многое другое. Известный исследователь стресса Ганс Селье писал: «Стресса может избежать лишь тот, кто ничего не делает».
Стресс биологически необходим человеку так же, как вода и кислород. Это неотъемлемый компонент нашей жизни, он не всегда плох.
Если человек испытывает воздействие оптимального стресса, его работоспособность повышается, он бодро и позитивно настроен по отношению к людям и эффективен во всех своих проявлениях.
Если возникает недостаток или избыток стресса, то профессиональная эффективность, субъективное ощущение качества жизни, равно как самочувствие и здоровье, резко ухудшаются.

Чтобы определить у себя вероятность и степень развития стресса, воспользуемся тестом, предложенным Немчиным и Тейлором.

Инструкция

В тесте перечисляются утверждения только с одним вариантом ответа «да» или «нет». Если вы согласны с напечатанным вариантом ответа на данное утверждение, то обведите его в кружок. Если не согласны – пропускайте и переходите к следующему.
Отвечайте быстро и искренне.

Обычно я спокоен и вывести меня из этого состояния нелегко. – Нет.
Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей. – Нет.
У меня редко бывают запоры. – Нет.
У меня редко бывают головные боли. – Нет.
Я редко устаю. – Нет.
Я почти всегда чувствую себя счастливым. – Нет.
Я уверен в себе. – Нет.
Я практически никогда не краснею. – Нет.
Я человек смелый. – Нет.
Я потею не больше, чем другие. – Нет.
Я редко ощущаю сильное сердцебиение. – Нет.
Обычно мои руки теплые и не очень боятся холода. – Нет.
Я застенчив и нерешителен не больше, чем другие. – Нет.
Мне иногда не хватает чувства уверенности в своих силах. – Да.
Порой мне кажется, что я ни на что не годен. – Да.
У меня бывают периоды такого беспокойства, что не могу усидеть на месте. – Да.
Меня часто беспокоит желудок. – Да.
Частенько думаю, что не хватит духа вынести предстоящие трудности. – Да.
Хочется быть счастливым, как многие другие. – Да.
Часто кажется, что не хватит сил справиться со всеми делами. – Да.
Меня часто беспокоят тоскливые и кошмарные сновидения. – Да.
Когда волнуюсь, начинают дрожать пальцы рук. – Да.
У меня отрывистый, беспокойный сон, часто просыпаюсь. – Да.
Меня часто тревожат возможные неудачи. – Да.
Иногда испытываю страх и тогда, когда реальной опасности нет. – Да.
Мне трудно сосредоточиться на одном деле. – Да.
Даже простую работу часто делаю с напряжением. – Да.
Я легко прихожу в замешательство. – Да.
Почти все время испытываю неясную тревогу. – Да.
Я склонен всерьез принимать даже пустяки. – Да.
Я склонен все переживать, иногда при этом плачу. – Да.
У меня случаются приступы тошноты и рвоты. – Да.
Расстройства желудка у меня случаются регулярно. – Да.
Я знаю, что при волнении сильно краснею. – Да.
Мне обычно трудно сосредоточиться на чем-то лично для меня важном. – Да.
Меня постоянно беспокоит желание улучшить свое материальное положение. – Да.
Нередко думаю о том, что хотелось бы скрыть даже от близких: стыдно. – Да.
Иногда из-за сильных переживаний теряю сон. – Да.
Когда волнуюсь, иногда покрываюсь потом. – Да.
Даже в холодные дни я иногда сильно потею. – Да.
Временами из-за неприятных мыслей никак не могу заснуть. – Да.
Я легко возбудимый человек. – Да.
Иногда чувствую свою жизнь совершенно бесполезной. – Да.
Нередко из-за волнения легко выхожу из себя. – Да.
Я часто ощущаю смутную тревогу. – Да.
Думаю, что я чувствительнее многих своих коллег. – Да.
Почти все время испытываю чувство голода. – Да.
Часто кажется, что болезни меня просто преследуют. – Да.
Часто кажется, что за мной кто-то наблюдает. – Да.
Ожидание всегда меня нервирует. – Да.

Подсчет и оценка результатов

Подсчитайте общее количество утверждений как с ответом «да», так и с ответом «нет», с которыми вы согласны и номера которых обвели в кружок.
Результат менее 15 баллов свидетельствует о высокой стрессоустойчивости и хорошей адаптации человека. Это может означать, что организм энергично противодействует стрессу и приспосабливается к нему, пребывая в мобилизованном состоянии. При этом организм и стрессовые факторы сосуществуют вместе в активном противостоянии; между ними как бы создается стратегический паритет.
Результат от 16 до 25 баллов может свидетельствовать о средней степени стрессоустойчивости. В этом случае без использования специальных мер – приемов саморегуляции и других антистресс-технологий – существует вероятность развития негативных последствий стресса.
Результат от 26 до 40 баллов позволяет предположить, что человек испытывает негативные последствия стресса, резервы его организма близки к истощению и высока вероятность развития болезненных процессов. Такой результат – прямое показание к использованию современных психофизических и психотехнических процедур, способных при регулярном их использовании предотвратить возникновение «синдрома сгорания».
Результат выше 41 балла может указывать, к сожалению, на состояние физического и эмоционального истощения, приводящее к снижению самооценки и негативному отношению к жизни и работе, которое получило название «burnout», или «синдром сгорания». Срочно: отпуск, в том числе внеочередной; медицинское обследование, лечение и психолого-психотерапевтическая реабилитация.
Известно, что синдрому сгорания подвержены прежде всего люди, чья работа связана с постоянным общением с людьми, то есть «синдром сгорания» – это профессиональное заболевание педагогов. Специфика педагогической деятельности такова, что учителя испытывают воздействие постоянного, хронического стресса и, естественно, теряют работоспособность.
Существенную роль в развитии этого болезненного состояния играет несоответствие между предъявляемыми к организму требованиями и его действительными возможностями. Постоянные информационные перегрузки, общение с детьми и коллегами со сложным характером, удачные и неудачные попытки разрешения конфликтных ситуаций дома и на работе вызывают сильнейшие эмоциональные переживания, отражающиеся на состоянии здоровья. А возможности человеческого организма не безграничны. До какого-то предела он, мобилизовав все ресурсы, переносит воздействие стресса, и человек работает как бы через силу. Но если не были приняты профилактические меры – своевременный отдых, комплекс антистрессовых мер и т.д., – неминуемо наступает истощение. А если заставлять работать истощенный организм, возникает состояние, которое можно выразить словами: «Надо, хочу… но не могу!». Человек понимает, что должен сделать, но физически не способен к этому.
Стресс выбирает свои жертвы из тех, кто делает все сверх меры, не учитывая реальных сил.

В следующем номере вы сможете прочитать о скорой антистрессовой помощи.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru