ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N41
Тихо! Идет эксперимент
Хочется верить, что он заключается не
только в смене учебников и перекраивании
учебного плана: тогда модернизация обернется
заменой традиционного шила на экспериментальное
мыло
Модернизация образования... Директора и
завучи школ – сельских и городских, больших и
малокомплектных – относятся к неотвратимо
подступающим инновациям по-разному. Иногда прямо
противоположно. А если начать расспрашивать
учителей об основных направлениях модернизации
и в чем ее суть, окажется, что «век бы о ней не
слышать». Кто-то говорит о едином экзамене, о
форме и статусе которого тоже никак не
договорятся; о профильных классах – «Наконец-то,
мы давно уже пробуем» или «Нет у нас для этого
ресурсов, предметников-то не хватает!»... Для того
чтобы изучать потребности учителей в новых идеях
и анализировать ход эксперимента, при институтах
повышения квалификации в регионах созданы
специальные центры.
С вопросом о том, как приживается в школах
эксперимент, какие его направления оказались
наиболее перспективными, мы обратились в
Саратовский региональный центр по сопровождению
федерального эксперимента Саратовского
института повышения квалификации и
переподготовки работников образования.
Елена ГУБАНОВА, руководитель
центра, сотрудник кафедры естественно-научного
образования ИПКиПРО: «В Саратовской
области в эксперименте участвует 201 школа, это 14%
от всего количества школ в области. Начинали мы с
освоения новых учебно-методических комплектов. В
первый год были проблемы с поступлением
учебников, сейчас все наладилось. В начальной
школе мы выбрали четыре из пяти предложенных
комплектов: по системе Занкова, комплекты
«Гармонии», Бунеева «Школа 2000»–«Школа 2100» и
«Начальная школа. XXI век». Еще одно направление –
выбор информатики или английского языка».
– Как происходил выбор: на уровне учителя,
школы или «оптом», когда один комплект
«выбирает» целый район? Бывает ли так, что в школе
работают по всем четырем комплектам? Или вся
школа по одному, а один учитель – по другому?
– Мы считаем нецелесообразным использовать
все четыре комплекта в одной школе. А вот по
Бунееву, например, работают во всех
экспериментальных школах Балашовского района, в
Петровском и Краснокутском районах – по системе
Занкова, Марксовский и Ивантеевский районы
работают по модели «Начальная школа. XXI век».
– Можно ли поменять коней на переправе:
попробовал учитель одну систему – не
понравилось, можно ли изменить выбор?
– В одном классе – нет. Если уж дети начали
учиться по какой-то системе, будут продолжать до
конца начальной школы.
– А если учитель уволился?
– Ему ищут замену, причем подбирают специалиста,
который владел бы этой системой или готов
учиться. В ИПКиПРО специально проводятся в
начале сентября семинары для таких учителей.
– Может ли класс выйти из эксперимента?
– У нас в области был только один такой случай.
Из-за того, что в этом классе учились
неотобранные дети.
– Какие еще направления эксперимента
востребованы?
– Можно выбрать информатику или иностранный
язык. И выбор в первую очередь зависит от того,
есть ли в школе соответствующий преподаватель. В
196 классах из 214 выбрали иностранный язык, причем
в подавляющем большинстве английский, немецкого
гораздо меньше, а французский, можно сказать,
совсем «вымирает». В 185 классах выбрали
информатику. Интересно, что только 72 из них – из
городских школ. То есть информатика больше
востребована среди сельских учителей.
– Как я понимаю, у учителей-экспериментаторов
больше возможностей для повышения квалификации.
А могут ли они выбрать курсы или семинары, не
относящиеся впрямую к выбранному направлению,
психологию например?
– Нет, такой возможности у них нет. Они выбирают
те курсы, которые включены в план. Например, у нас
очень востребованы курсы по предпрофильной
подготовке. А с психолого-педагогическим
сопровождением эксперимента у нас пока
возникают проблемы. Потребность в таких знаниях
у учителей возрастает, особенно в последнее
время, а разработок и специалистов, которые могли
бы работать с учителями-экспериментаторами, в
России очень мало.
– Что, по вашему мнению, заставляет учителя или
школу взвалить на себя дополнительную нагрузку и
включиться в эксперимент?
– Четыре года назад, когда эксперимент только
начинался, к этой идее негативно отнеслось много
учителей, почти половина. Это и понятно:
дополнительная нагрузка, необходимость менять
привычный ритм работы, осваивать новые
методики... Но учителя у нас прекрасные: для них
важно ощущение «я могу работать по-новому». К
тому же мы нашли возможность выплачивать
учителям – участникам эксперимента надбавки. В
разных школах – от пяти до двадцати процентов от
ставки или от часов. В некоторых районах вместо
выплат учителям предоставляют дополнительные
дни к отпуску.
– Есть ли у учителей претензии к авторам
эксперимента?
– По каждому комплекту возникают разные вопросы,
но главная беда всех УМК – неукомплектованность
литературой для учителя. Учебники и пособия
присылают, а методического сопровождения
катастрофически не хватает. Учителю ведь важно
знать, в чем замысел авторов, как эффективнее
работать с тем или иным учебником. Мы ставили уже
эту проблему на всех уровнях. Были у нас вопросы и
по поводу анализа результатов эксперимента:
сначала все результаты федерального мониторинга
уходили наверх, а к нам не возвращались: мы ими
воспользоваться не могли. И только на втором году
эксперимента положение изменилось. Мы стали
вывешивать результаты в Интернете (правда,
сейчас нет возможности обновить информацию: нет
связи с провайдером).
– Какие направления эксперимента в вашей
области оказались не актуальными?
– Например, введение безотметочного обучения в
начальной школе: его не поддержали родители. И не
просто не поддержали, а были резко против.
Безболезненно расстались только с отметками по
музыке, изо и физкультуре. Некоторые направления
отомрут сами собой. К примеру, листы достижений
школьников, предложенные Галиной Цукерман,
требуют такой огромной дополнительной работы от
учителя, что скорее всего от них откажутся.
Информатика и иностранный плохо совмещаются с
новым базисным учебным планом. Апробация
экспериментальных базисных учебных планов для
старшей школы тоже уходит в прошлое: их заменят
новые профильные планы, которые дают школе
возможность маневра.
– А самые перспективные?
– Активнее всего развивается система мер по
адаптации ребенка при переходе из начальной
школы в среднюю. К сожалению, работа над
проблемами адаптации при поступлении в первые
экспериментальные классы у нас как-то
застопорилась. Я думаю, приоритетным
направлением в ближайший год будет
психологическая и педагогическая поддержка
подростков. По крайней мере мне этого очень
хотелось бы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|