Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N41 
 

Беседовала Елена КУЦЕНКО

Тихо! Идет эксперимент

Хочется верить, что он заключается не только в смене учебников и перекраивании учебного плана: тогда модернизация обернется заменой традиционного шила на экспериментальное мыло

Модернизация образования... Директора и завучи школ – сельских и городских, больших и малокомплектных – относятся к неотвратимо подступающим инновациям по-разному. Иногда прямо противоположно. А если начать расспрашивать учителей об основных направлениях модернизации и в чем ее суть, окажется, что «век бы о ней не слышать». Кто-то говорит о едином экзамене, о форме и статусе которого тоже никак не договорятся; о профильных классах – «Наконец-то, мы давно уже пробуем» или «Нет у нас для этого ресурсов, предметников-то не хватает!»... Для того чтобы изучать потребности учителей в новых идеях и анализировать ход эксперимента, при институтах повышения квалификации в регионах созданы специальные центры.
С вопросом о том, как приживается в школах эксперимент, какие его направления оказались наиболее перспективными, мы обратились в Саратовский региональный центр по сопровождению федерального эксперимента Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Елена ГУБАНОВА, руководитель центра, сотрудник кафедры естественно-научного образования ИПКиПРО: «В Саратовской области в эксперименте участвует 201 школа, это 14% от всего количества школ в области. Начинали мы с освоения новых учебно-методических комплектов. В первый год были проблемы с поступлением учебников, сейчас все наладилось. В начальной школе мы выбрали четыре из пяти предложенных комплектов: по системе Занкова, комплекты «Гармонии», Бунеева «Школа 2000»–«Школа 2100» и «Начальная школа. XXI век». Еще одно направление – выбор информатики или английского языка».

– Как происходил выбор: на уровне учителя, школы или «оптом», когда один комплект «выбирает» целый район? Бывает ли так, что в школе работают по всем четырем комплектам? Или вся школа по одному, а один учитель – по другому?
– Мы считаем нецелесообразным использовать все четыре комплекта в одной школе. А вот по Бунееву, например, работают во всех экспериментальных школах Балашовского района, в Петровском и Краснокутском районах – по системе Занкова, Марксовский и Ивантеевский районы работают по модели «Начальная школа. XXI век».

– Можно ли поменять коней на переправе: попробовал учитель одну систему – не понравилось, можно ли изменить выбор?
– В одном классе – нет. Если уж дети начали учиться по какой-то системе, будут продолжать до конца начальной школы.
– А если учитель уволился?
– Ему ищут замену, причем подбирают специалиста, который владел бы этой системой или готов учиться. В ИПКиПРО специально проводятся в начале сентября семинары для таких учителей.

– Может ли класс выйти из эксперимента?
– У нас в области был только один такой случай. Из-за того, что в этом классе учились неотобранные дети.

– Какие еще направления эксперимента востребованы?
– Можно выбрать информатику или иностранный язык. И выбор в первую очередь зависит от того, есть ли в школе соответствующий преподаватель. В 196 классах из 214 выбрали иностранный язык, причем в подавляющем большинстве английский, немецкого гораздо меньше, а французский, можно сказать, совсем «вымирает». В 185 классах выбрали информатику. Интересно, что только 72 из них – из городских школ. То есть информатика больше востребована среди сельских учителей.

– Как я понимаю, у учителей-экспериментаторов больше возможностей для повышения квалификации. А могут ли они выбрать курсы или семинары, не относящиеся впрямую к выбранному направлению, психологию например?
– Нет, такой возможности у них нет. Они выбирают те курсы, которые включены в план. Например, у нас очень востребованы курсы по предпрофильной подготовке. А с психолого-педагогическим сопровождением эксперимента у нас пока возникают проблемы. Потребность в таких знаниях у учителей возрастает, особенно в последнее время, а разработок и специалистов, которые могли бы работать с учителями-экспериментаторами, в России очень мало.

– Что, по вашему мнению, заставляет учителя или школу взвалить на себя дополнительную нагрузку и включиться в эксперимент?
– Четыре года назад, когда эксперимент только начинался, к этой идее негативно отнеслось много учителей, почти половина. Это и понятно: дополнительная нагрузка, необходимость менять привычный ритм работы, осваивать новые методики... Но учителя у нас прекрасные: для них важно ощущение «я могу работать по-новому». К тому же мы нашли возможность выплачивать учителям – участникам эксперимента надбавки. В разных школах – от пяти до двадцати процентов от ставки или от часов. В некоторых районах вместо выплат учителям предоставляют дополнительные дни к отпуску.

– Есть ли у учителей претензии к авторам эксперимента?
– По каждому комплекту возникают разные вопросы, но главная беда всех УМК – неукомплектованность литературой для учителя. Учебники и пособия присылают, а методического сопровождения катастрофически не хватает. Учителю ведь важно знать, в чем замысел авторов, как эффективнее работать с тем или иным учебником. Мы ставили уже эту проблему на всех уровнях. Были у нас вопросы и по поводу анализа результатов эксперимента: сначала все результаты федерального мониторинга уходили наверх, а к нам не возвращались: мы ими воспользоваться не могли. И только на втором году эксперимента положение изменилось. Мы стали вывешивать результаты в Интернете (правда, сейчас нет возможности обновить информацию: нет связи с провайдером).

– Какие направления эксперимента в вашей области оказались не актуальными?
– Например, введение безотметочного обучения в начальной школе: его не поддержали родители. И не просто не поддержали, а были резко против. Безболезненно расстались только с отметками по музыке, изо и физкультуре. Некоторые направления отомрут сами собой. К примеру, листы достижений школьников, предложенные Галиной Цукерман, требуют такой огромной дополнительной работы от учителя, что скорее всего от них откажутся. Информатика и иностранный плохо совмещаются с новым базисным учебным планом. Апробация экспериментальных базисных учебных планов для старшей школы тоже уходит в прошлое: их заменят новые профильные планы, которые дают школе возможность маневра.

– А самые перспективные?
– Активнее всего развивается система мер по адаптации ребенка при переходе из начальной школы в среднюю. К сожалению, работа над проблемами адаптации при поступлении в первые экспериментальные классы у нас как-то застопорилась. Я думаю, приоритетным направлением в ближайший год будет психологическая и педагогическая поддержка подростков. По крайней мере мне этого очень хотелось бы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru