Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N41 
 

Елена КУЦЕНКО

Колонка редактора

Елена КУЦЕНКО–Сколько можно бездельничать? Пока не сделаешь геометрию, никакого компьютера!
– У нас что, уголок Дурова?
И зачем я только читала ему про дрессировщиков... Это первая реакция. Нет, пожалуй, первым было изумление: вот нахал, и это в одиннадцать-то лет.
Но, поскольку реплика была сыграна в преувеличенно изумленном тоне и почти без ехидства, я не выдержала и рассмеялась. В самом деле, нечего менять правила игры и примерять фрак дрессировщика. Порадуемся и тому, что к месту вспомнил книжку про дедушку Дурова.
Никогда не знаешь, «как слово наше отзовется» (впрочем, не писал об этом только ленивый, а на слова продолжают возлагать какие-то несусветные надежды): педагогика – наука не Эвклидова, где у параллельных нет никакого шанса пересечься, а у всякой теоремы есть свое доказательство. И даже не сельское хозяйство – посадил, полил, удобрил, собрал урожай. Я, кстати, впервые в жизни завела цветы на подоконнике, когда сын ввалился в подростковый возраст, – хотелось видеть результат своего труда хоть в чем-то. Казалось, все, что вложено было в ребенка, куда-то ухнуло. Выражение лица, интонации, интересы, интеллект деградировали на глазах, ломались вместе с голосом.
Теперь-то я знаю, что все сказанное и прожитое вместе никуда не девается. Нужно просто набраться терпения и дождаться, когда вся подростковая баламуть осядет. И в какой-то момент замечаешь, что возвращается осмысленный взгляд и около подушки твоего чада, которое вдруг выросло в здорового усатого дядьку, лежат хорошие книжки, читанные на ночь.
При этом вырастает, конечно, не ангел. Планировать, каким должен вырасти ребенок, по-моему, вообще безнадежное занятие.
Можно лишь создавать условия для роста того, что мы считаем правильным: уважать свободу и достоинство, разговаривать обо всем на свете. А уж что вырастет – то вырастет. Тяжелое это дело – работать по максимуму без каких бы то ни было гарантий.
На меня всегда наводят уныние разговоры о планах воспитательной работы. Нет, написать их, конечно, можно...
Но работать все равно придется не по плану, а по обстоятельствам. Договариваться, прощать, приходить в отчаяние, говорить о самых важных вещах.
– А чего вы боитесь больше всего в жизни?
– О чем думают родители, когда наказывают детей?
– Есть вещи, которые невозможно простить?
О чем-то я вообще впервые задумывалась только после вопроса сына или учеников в классе. А уж сколько книжек перечитала. И впервые, и по-новому.
Попробуй спланировать такие «воспитательные беседы»!
Кроме того, сколько поколений уже успешно пропустило мимо ушей высоконравственные рассуждения о патриотизме, духовности, трудолюбии... А на них все уповают. Все чертят параллельные прямые, стройными рядами уходящие в светлую даль. А они скособочиваются то в скинхедство, то в бродяжничество, то в пьянство...
Работать-то надо не с планами, а с живыми детьми. Тратить себя, надеясь, что, может быть, когда-нибудь им это пригодится. А в дни сомнений, провалов и обид поливать цветы на подоконнике.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru