ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N41
Колонка редактора
–Сколько можно
бездельничать? Пока не сделаешь геометрию,
никакого компьютера!
– У нас что, уголок Дурова?
И зачем я только читала ему про дрессировщиков...
Это первая реакция. Нет, пожалуй, первым было
изумление: вот нахал, и это в одиннадцать-то лет.
Но, поскольку реплика была сыграна в
преувеличенно изумленном тоне и почти без
ехидства, я не выдержала и рассмеялась. В самом
деле, нечего менять правила игры и примерять фрак
дрессировщика. Порадуемся и тому, что к месту
вспомнил книжку про дедушку Дурова.
Никогда не знаешь, «как слово наше отзовется»
(впрочем, не писал об этом только ленивый, а на
слова продолжают возлагать какие-то несусветные
надежды): педагогика – наука не Эвклидова, где у
параллельных нет никакого шанса пересечься, а у
всякой теоремы есть свое доказательство. И даже
не сельское хозяйство – посадил, полил, удобрил,
собрал урожай. Я, кстати, впервые в жизни завела
цветы на подоконнике, когда сын ввалился в
подростковый возраст, – хотелось видеть
результат своего труда хоть в чем-то. Казалось,
все, что вложено было в ребенка, куда-то ухнуло.
Выражение лица, интонации, интересы, интеллект
деградировали на глазах, ломались вместе с
голосом.
Теперь-то я знаю, что все сказанное и прожитое
вместе никуда не девается. Нужно просто
набраться терпения и дождаться, когда вся
подростковая баламуть осядет. И в какой-то момент
замечаешь, что возвращается осмысленный взгляд и
около подушки твоего чада, которое вдруг выросло
в здорового усатого дядьку, лежат хорошие книжки,
читанные на ночь.
При этом вырастает, конечно, не ангел.
Планировать, каким должен вырасти ребенок,
по-моему, вообще безнадежное занятие.
Можно лишь создавать условия для роста того, что
мы считаем правильным: уважать свободу и
достоинство, разговаривать обо всем на свете. А
уж что вырастет – то вырастет. Тяжелое это дело –
работать по максимуму без каких бы то ни было
гарантий.
На меня всегда наводят уныние разговоры о планах
воспитательной работы. Нет, написать их, конечно,
можно...
Но работать все равно придется не по плану, а по
обстоятельствам. Договариваться, прощать,
приходить в отчаяние, говорить о самых важных
вещах.
– А чего вы боитесь больше всего в жизни?
– О чем думают родители, когда наказывают детей?
– Есть вещи, которые невозможно простить?
О чем-то я вообще впервые задумывалась только
после вопроса сына или учеников в классе. А уж
сколько книжек перечитала. И впервые, и по-новому.
Попробуй спланировать такие «воспитательные
беседы»!
Кроме того, сколько поколений уже успешно
пропустило мимо ушей высоконравственные
рассуждения о патриотизме, духовности,
трудолюбии... А на них все уповают. Все чертят
параллельные прямые, стройными рядами уходящие в
светлую даль. А они скособочиваются то в
скинхедство, то в бродяжничество, то в пьянство...
Работать-то надо не с планами, а с живыми детьми.
Тратить себя, надеясь, что, может быть,
когда-нибудь им это пригодится. А в дни сомнений,
провалов и обид поливать цветы на подоконнике.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|