Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ 

Владимир СЕВРЮГИН

В.М. Мокиенко. Почему так говорят

От Авося до Ятя. Историко-этимологический справочник по русской фразеологии. СПб.: «Норинг», 2004

В.М. Мокиенко. Почему так говорят«Правильно ли мы говорим?» Об этом спорят – часто категорично и резко. «Конечно, каждый человек пренебрегает прямым значением выражения ради переносного, фразеологического, когда несколько слов сливаются в одно понятие, ничего общего с семантикой составляющих его слов не имеющее», – говорил замечательный поэт и эссеист Манук Жажоян. Он жаловался, что ему это не дано: он всегда с удручающей, буквальной отчетливостью видел и «танцующего от печки какого-то придурка», и «съедаемую собаку». Часто мы и не замечаем, как в разговоре выставляем кубики фразеологизмов: ни в зуб ногой или шут гороховый. А сколько еще замыленных выражений, приговорок, поговорок, сказанных к месту и не к месту, окружает нас!
Автор книги «Почему так говорят» доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского университета В.М.Мокиенко избрал самые спорные и загадочные по происхождению русские образные выражения и, не навязывая читателю ту или иную этимологическую гипотезу, предложил аргументы в пользу той или иной из них. В его книге шестьдесят три очерка, в каждом из которых обсуждается, как правило, целая серия фразеологизмов: литературных, просторечных, диалектных, русского и иноязычного происхождения. Поэтому общее число фразеологических оборотов, попавших в поле историко-этимологического исследования, – свыше тысячи.
Каждый очерк – детальная биография слова, замечательное путешествие по русской фразеологии. В них и переклички с другими языками (восточно-славянскими, французским, немецким, итальянским), и экскурсы в мифологию, историю, фольклор.
Так, в очерке «Ни в зуб: ногой или пальцем?» разбирается, казалось бы, не вызывающий сомнений в его смысле фразеологический оборот: ни в зуб ногой (совершенно ничего не знать). Его происхождение всегда объяснялось крепостническим или бурсацким выражением «Не может дать зуботычину». Но ареальный и сопоставительный анализ показывает, что это не так. Исходной моделью образования этого оборота было сочетание старославянского на зобъ (положить, втолкнуть крайне малое количество пищи, «на зубок») и сравнительно недавнего выражения ни ногой (не бывать где-либо).
В очерке «Какими вилами на воде пишут?» рассказывается о том, что писание на воде (как на песке, на ветре) издавна у многих народов считалось заведомо бесполезным и ненужным делом. В славянских языках орудие писания конкретизировалось: на воде писано пальцем, палкой, огарком свечи, хвостом сороки. Но вилы? Откуда они взялись, как они изменили интонацию этого выражения? По мнению В.М.Мокиенко, у восточно-славянских народов написание на воде вилами ассоциативно связано еще и с ироническим отношением к прогнозам – в отличие от надежного на роду написано – это мало того, что написано на воде (бесследно), так еще и вилами (коваными четырехзубцами).
В.М.Мокиенко пишет, что некоторые выражения вообще не могут быть однозначно объяснены. Так, смысл слова зга в старинном русском выражении ни зги не видно традиционно выводится из древнерусского сътьга (тропа, дорога, путь). Существительные зга, сътьга вышли из употребления и остались лишь в составе оборота ни зги. В литературном языке сохранилось однокоренное с ними существительное стезя, а в народной речи – стёжка. Но есть еще много нетрадиционных версий смысла слова зга. Это и мзга (воздуха округа перед глазами), и искра (проблеск света) – целая палитра ярких, логичных расшифровок первичной идиомы ни зги не видно. У писателей и поэтов, пишет автор, можно встретить все семантические трансформации этого выражения. «Такое многозначное объяснение может, конечно, разочаровать любителей простых и однозначных решений. Его объективность, однако, целительна, поскольку за однозначными решениями нередко кроется псевдонаучная самоуверенность, в то время как признание их неоднозначными стимулирует дальнейшие разыскания».
Если прислушаться к своим словам, если задаться вопросом: «Почему мы так говорим?», то, может быть, наши речи станут яснее, ярче, точнее. Да и не ляпнешь вдруг что-нибудь не к месту или не ко времени.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru