РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СТО ЛЕТ НАЗАД
Роль зрителя и потребителя
Часами сидит перед телевизором... не
оторвешь от компьютерных стрелялок... сам ни
одной ноты не знает, а готов сутки напролет
слушать магнитофонный грохот... Наша сегодняшняя
проблема – пассивное потребление ребенком
развлечений – вызывала у педагогов тревогу и сто
лет назад.
«Дети вовсе не нуждаются в «развлечениях», если
над ними не тяготеет методическая опека; они не
скучают и не томятся отсутствием «увеселений»,
если только вы, взрослые, искусственно не развили
в них эту потребность. Окончив уроки, они
затевают бесшабашную возню, строят удивительные
живые картины, разыграют целую драму
собственного сочинения, если есть сад, до
изнеможения наиграются в снежки и крепости. Я уж
не говорю о летнем времени – не перечислишь всех
затей и выдумок, на что дети способны, только не
мешайте им! Зачем им ваши «увеселения»! Лучший
признак их ненужности тот, что с ваших праздников
дети возвращаются домой раскисшие, усталые,
капризные. Ясно и очевидно, что они подавлены
массою зрительных впечатлений, что они на этих
праздниках нервируются. Стыдно нам, современным
матерям, читающим педагогические книжки, возить
детей на модные увеселения и не замечать, что у
малютки тяжелеют веки, щечки бледнеют, и ребенок
вяло тянет вас за руку и лепечет: «Дай попить,
мама, я устал». А мама тащит его в следующий зал и
говорит: «Посмотри, Петенька, еще на этого клоуна,
посмотри на того, как они кувыркаются». Вполне
понятное желание матери доставить своему
ребенку удовольствие у нас переходит иногда в
неумеренное пичканье ребенка увеселениями: что
ни день, то новая игрушка, а с подрастанием
ребенка для него придумываются все новые и новые
развлечения и потехи, зачастую не
соответствующие его возрасту. Что же получается
в результате? По свидетельству многих педагогов
и других лиц, близко стоящих к молодежи, из таких
постоянно развлекаемых детей получаются
поверхностные молодые люди, готовые за все
взяться, всюду поспеть, но нигде не достигающие
результатов. Всегда винить других и не брать
ответственность на себя – вот девиз таких
юношей, и виноваты во всем родители и педагоги,
всегда бравшие на себя заботу об их
удовольствиях и чрезмерно пресыщавшие ребенка и
количеством, и качеством разных развлечений, где
ему отводилась единственная роль зрителя и
потребителя. Ведь даже увеселения
преподносились им в разжеванном, так сказать,
виде: детям не приходилось ни чуточки самим
задуматься и поработать для собственного
удовольствия. Что ж удивляться, что теперь они
умеют только пользоваться?»
Одно из модных безобразий. –
«Воспитание и обучение: Педагогический листок»,
1898, май, № 5
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|