Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СТО ЛЕТ НАЗАД 

Вера ПОВОРИНСКАЯ

Роль зрителя и потребителя

Часами сидит перед телевизором... не оторвешь от компьютерных стрелялок... сам ни одной ноты не знает, а готов сутки напролет слушать магнитофонный грохот... Наша сегодняшняя проблема – пассивное потребление ребенком развлечений – вызывала у педагогов тревогу и сто лет назад.
«Дети вовсе не нуждаются в «развлечениях», если над ними не тяготеет методическая опека; они не скучают и не томятся отсутствием «увеселений», если только вы, взрослые, искусственно не развили в них эту потребность. Окончив уроки, они затевают бесшабашную возню, строят удивительные живые картины, разыграют целую драму собственного сочинения, если есть сад, до изнеможения наиграются в снежки и крепости. Я уж не говорю о летнем времени – не перечислишь всех затей и выдумок, на что дети способны, только не мешайте им! Зачем им ваши «увеселения»! Лучший признак их ненужности тот, что с ваших праздников дети возвращаются домой раскисшие, усталые, капризные. Ясно и очевидно, что они подавлены массою зрительных впечатлений, что они на этих праздниках нервируются. Стыдно нам, современным матерям, читающим педагогические книжки, возить детей на модные увеселения и не замечать, что у малютки тяжелеют веки, щечки бледнеют, и ребенок вяло тянет вас за руку и лепечет: «Дай попить, мама, я устал». А мама тащит его в следующий зал и говорит: «Посмотри, Петенька, еще на этого клоуна, посмотри на того, как они кувыркаются». Вполне понятное желание матери доставить своему ребенку удовольствие у нас переходит иногда в неумеренное пичканье ребенка увеселениями: что ни день, то новая игрушка, а с подрастанием ребенка для него придумываются все новые и новые развлечения и потехи, зачастую не соответствующие его возрасту. Что же получается в результате? По свидетельству многих педагогов и других лиц, близко стоящих к молодежи, из таких постоянно развлекаемых детей получаются поверхностные молодые люди, готовые за все взяться, всюду поспеть, но нигде не достигающие результатов. Всегда винить других и не брать ответственность на себя – вот девиз таких юношей, и виноваты во всем родители и педагоги, всегда бравшие на себя заботу об их удовольствиях и чрезмерно пресыщавшие ребенка и количеством, и качеством разных развлечений, где ему отводилась единственная роль зрителя и потребителя. Ведь даже увеселения преподносились им в разжеванном, так сказать, виде: детям не приходилось ни чуточки самим задуматься и поработать для собственного удовольствия. Что ж удивляться, что теперь они умеют только пользоваться?»

Одно из модных безобразий. – «Воспитание и обучение: Педагогический листок», 1898, май, № 5


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru