Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

УРОК МИРОВОЗЗРЕНИЯ 
 

Как бы мы ни относились к событиям октября 1917 года, ясно, что там проходит водораздел не только российской, но и мировой истории. После Октября река человеческих жизней и событий потекла в совершенно новом направлении. Увы, совсем не в том, в котором задумывали это течение творцы Октября.
В любом случае точка Октября – это болевая точка, проживая которую любой мыслящий человек пытается понять смысловые векторы российской истории. И оттого, вероятно, разговор об Октябре всегда будет предельно насыщенным эмоциональным напряжением.
У каждого думающего человека есть своя мифология Октября. И это ни хорошо, ни плохо – это просто факт, свидетельствующий о том, насколько неопределенной является нынешняя историческая ситуация России.
Но какой бы ни была эта мифология, покуда она наполнена искренней, эмоциональной страстностью отстаивающих ее людей, наполнена их сомнениями, их открытыми вопросами, она есть способ формирования нашего гражданского сознания и достоинства.
И тогда Октябрь – это не точка конца и не точка начала, а просто точка истории.
Но беда, когда чье-то понимание прошлого становится новой истиной – новым идеологическим штампом, новым идеологическим капканом. Когда «все ясно», когда над всеми «i» расставлены точки, когда все разложено по полочкам. Вот тогда и появляется снова поучающе-снисходительный тон, так знакомый нам по старым советским учебникам… В том числе тогда, когда главным противником новой идеологии провозглашается идеология старая.
И что должен делать учитель школьной истории: вводить ребенка в пространство непростых и не имеющих однозначного ответа вопросов или в очередной раз раскрывать «правду» – давать еще одну порцию кажущейся ему очевидной исторической истины?

Кирилл МИТРОФАНОВ,
заведующий кафедрой методики преподавания истории МГПУ

Мифология Октября

«Что это было? Да семитский мятеж, при помощи которого Ленин отомстил за свои детские обиды, отомстил за брата. Может быть, даже неосознанно. Но успешно: уничтожил целое сословие. Развалил государство.
Уверен, что каждую войну и революцию можно объяснить патологическими проявлениями людей, захвативших власть».

Сергей БЕЛЯЕВ
Пензенская область

«День сегодняшней России таков, что похожее событие может повториться. Большевики, хоть и были малочисленной партией, победили, потому что только у них были глобальные цели: захватить быстро, всё сразу и любой ценой. Достаточно тупо, примитивно и жестоко, чтобы народные массы, не мешкая, с благодарностью отдались им в объятия».

Алексей ДЕМЬЯНЧУК
С.-Петербург

«Я остро ощущаю страх перед прошлым. Это как семейная тайна, тяготеющая, давящая, не дающая вздохнуть свободно. Как порочное рождение, черным пятном позорящее жизнь. Мне кажется, что мы, еще не рожденные в то время, несем на себе всю тяжесть бедствия. И вины, которая из-за невозможности искупления продолжает передаваться по наследству».

Лидия СТРЕЛЬНИКОВА
Липецкая область

Как историк, я понимаю, что правдивой информации об исторических событиях не бывает. Но мы вправе получать разностороннюю информацию, позволяющую сопоставлять факты и обнаруживать, находить причины серьезных социальных сдвигов (а Октябрьскую революцию иначе не назовешь). Зачем? Чтобы предугадывать их признаки и знать о последствиях. У нас об Октябре пишут много, но очень неточно. А писать об истории неточно то же самое, что утаивать информацию.

Александр БИЗЯК
Москва

«Я не вижу здравых причин, убедительно объясняющих события Октября 17-го года. И не надо подстраивать объяснения под необъяснимое. Это грязь, когда из множества свидетельств современников выбираются только те, которые подтверждают какую-то очередную научную гипотезу. Искать причины тут бесполезно».

Галина ПЫЛИНА
Оренбург

Революция? Да она не была, она есть! В каждом Буденновске, «Норд Осте», Беслане повторяется Октябрь 17-го года. Лить живую кровь за мертвую идею – вот что такое революция.

Марина МАКАРОВА
Владимирская область

В Октябре все было сделано правильно. Власть рабочих и крестьян, а то сейчас что? Ни гордости, ни совести. При советской власти было больше доверия друг к другу, люди были проще, честнее, душевнее. Октябрь 17-го тоже ведь не мог ни с того ни с сего произойти. Как его только ни ругали, а вот кто ругал, те уже сидят за свои миллиарды, а кто не сидит, тот уже не болтает. И партия была – теперь снова есть и еще будет. И это правильно, потому что пора наводить порядок. И нет сейчас никакой линии, как про Октябрь 17-го года говорить в школе. Я думаю, если при Ельцине это значило, говори каждый, что хочешь, только очерняй посильнее, то сейчас это значит: лучше не говори ничего».

Николай КОТОМИН
Брянская область

Для меня октябрьские события 1917 года – это переворот. Все-таки слово «революция» в русском языке имеет более положительное значение. С моей точки зрения, революцией был февраль. А затем произошел откат от демократического пути развития к диктатуре.

В своих учебниках я придерживаюсь нейтральных формулировок. Пишу: приход большевиков к власти или приход советов к власти, хотя последнее не очень точно. Большевики привели к власти не советы, а партию. Это была партийная диктатура, о чем Ленин никогда не стеснялся заявить.
На уроках истории я, как правило, стараюсь воздерживаться от личных оценок. Даю фактическую основу, а выводы ребята делают сами. Но если ученики задают вопрос о моей личной позиции, откровенно ее высказываю.

Леонид КАЦВА
Москва

Со временем я все больше ощущаю трагичность того, что произошло в 1917 году.
Россия свернула с общего цивилизационного пути развития. И для России это была большая трагедия. Высвободились темные силы, которые долго держали под спудом.
Потенциально дореволюционная Россия была многообещающей страной. Сейчас мы отчетливо видим, что этот потенциал не реализовался. Хотя в истории страны после 1917 года были и большие достижения, которые знает весь мир.
Россия – необыкновенная страна. Несмотря на то что властители в течение многих десятилетий пропалывали все выдающееся, Россия рождает и рождает новые таланты. И это дает надежду на будущее.

Ефим ВИННИК
Москва

Это был колоссальный излом, последствия которого мы еще до конца не понимаем.
В истории любой излом – это освобождение площадки для чего-то радикально нового. В некотором смысле это похоже на расчистку земли под крестьянское поле. Скажем, чтобы на месте леса выросла пшеница, сначала надо очистить территорию от деревьев. Но если вместе с расчисткой убрать почти всю плодородную почву, на этом месте едва ли вырастет что-то хорошее. А ведь в 1917 году произошло примерно то же самое: при освобождении площадки была уничтожена большая часть культуры.
А что выросло?.. Помню, в советские времена в «Артеке» я увидел множество картин, написанных еще в 30-е годы. И все рисунки как один похожи друг на друга. Сплошь счастливые пионеры со Сталиным, Буденным… Я впервые подумал, что эти картинки напоминают учебник по патопсихологии.
Мы ведь пережили в массовом масштабе изменение человеческого психотипа и генотипа. К управлению страной пришли люди с совершенно иной ментальностью. Человеческая жизнь обесценилась. Стал нормой принцип: свободомыслящего человека надо сломать, чтобы все думали в заданных партией рамках. Этот принцип продолжает действовать и сегодня. Европейцы возмущаются: как мы можем нарушать права человека? А для нас это норма.
И нам предстоит еще длительное осмысление ситуации, в которой мы оказались после Октября 1917 года.
На самом деле эта ситуация начала складываться еще раньше. В 1917 году она только усугубилась. Почему крестьяне поддержали красных? Потому что они были к этому готовы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru