Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2004

Первая тетрадь. Политика образования


 

Так что же подписал Владимир Филиппов 5 марта 2004 года?

Комментарий “Первого сентября” к статье бывшего министра образования (“УГ” № 43 от 28 октября с.г.)

Владимир Филиппов: “Прошедшая в газетах информация на самом деле является не чем иным, как обыкновенной дезинформацией. Дело в том, что решения об отмене приказа Министерства образования РФ Верховный суд не выносил”.

Ни в газете «Первое сентября» (№ 68 от 16 октября), ни в «Российской газете» (№ 228 от 15 октября), ни в газете «Коммерсантъ» (№ 196 от 20 октября) не написано, что Верховный суд РФ вынес решение об отмене приказа № 1089. В «ПС» и «Коммерсанте» написано, что Верховный суд дал определение: приказ № 1089 не может считаться нормативно-правовым актом, а в «Российской газете» – что суд признал приказ незаконным.
Решение по данному вопросу еще только предстоит вынести районному суду, куда дело передано по подсудности из Верховного суда.


Владимир Филиппов: “Есть частное определение судьи, который установил (я цитирую дословно), что «оспариваемый заявителем приказ Министерства образования РФ от 5.03.2004 года № 1089 по своей форме не может считаться нормативным правовым актом, поскольку он не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ и официально не опубликован».
Хорошо известно, что этот приказ, как и школьные стандарты, был опубликован на страницах «Учительской газеты» и «Вестника образования».

Согласно «Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» документ считается официально опубликованным, если он напечатан в «Российской газете» и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. «Учительская газета» и «Вестник образования» здесь ни при чем.

Владимир Филиппов: “Кроме того, на приказе Министерства образования РФ стоит штамп Министерства юстиции РФ: «Не нуждается в государственной регистрации». Получается, что журналисты неверно интерпретировали определение судьи. Я хочу подчеркнуть, что более 90% приказов Министерства образования РФ не нуждаются в регистрации Минюста и никогда там не регистрировались.
Например, предыдущий приказ об утверждении Федерального базисного учебного плана не отменен и не оспорен. Получается, что новый БУП введен, а стандарты пытаются отменить. Это просто нонсенс!”

Следуя логике закона, приказ об утверждении БУПа должна постигнуть участь приказа о стандартах. И мы просим Владимира Филиппова не удивляться, если скоро Верховный суд определит, что и приказ об утверждении БУПа не является нормативно-правовым актом.

Владимир Филиппов: “Более того, Министерство юстиции РФ не ведет регистрации приказов, касающихся содержания образования (так было, в частности, и с предыдущими приказами Министерства образования в 2004 году), а регистрирует только те, которые касаются различных нормативов, лицензионных требований и т.п.”

Образовательный стандарт – это тот случай, когда содержание образования становится нормативом и требованием одновременно. Любой документ, утверждающий стандарты, не может не являться нормативно-правовым актом. Почему?
На этот вопрос отвечает полковник юстиции, доктор юридических наук, профессор Алексей Важенин:
– Государственный образовательный стандарт – важнейший нормативный правовой акт, который является гарантией реализации конституционного права граждан на бесплатное общедоступное образование и определяет объем взятых на себя государством обязательств перед гражданами в образовательной сфере.
То есть государственные образовательные стандарты выполняют важнейшую регулятивную роль в установлении абсолютного, конкретно определенного объема прав граждан в области образования.


Кроме того, что такое нормативно-правовой акт? Это «письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм».
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать «общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение»
(Правила подготовки нормативных правовых актов... утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009).
Какие же правовые нормы содержит федеральный компонент стандарта?

– После того как федеральный компонент стандарта утвержден, содержание образовательных программ всех школ страны должно включать его в обязательном порядке
(пункт 4 Пояснительной записки к федеральному компоненту государственного стандарта общего образования).
Это «общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение»? Да.

– После того как федеральный компонент стандарта утвержден, начинают действовать требования к уровню подготовки выпускников. Именно по результатам освоения установленного федеральным компонентом минимума выпускник может получить государственный документ о достигнутом уровне общего образования
(пункт 3.3 Пояснительной записки).
Это тоже общеобязательное государственное предписание.

– За исполнением федерального компонента устанавливается государственный контроль, который является обязательным и осуществляется в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников, а также аттестации и аккредитации образовательных учреждений
(пункт 4 Пояснительной записки).
И это общеобязательное государственное предписание.

– После того как федеральный компонент стандарта утвержден, федеральный орган управления образованием разрабатывает и утверждает на его основе нормативные акты и документы:
– Федеральный базисный учебный план.
– Примерные программы по учебным предметам.
– Контрольно-измерительные материалы для государственной итоговой аттестации выпускников.
– Критерии присвоения учебным изданиям грифов, допускающих и/или рекомендующих их использование в образовательных учреждениях РФ
(пункт 4 Пояснительной записки).
Все это такие же «общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение».

Так что приказ № 1089, подписанный Владимиром Филипповым, по своим правовым последствиям для системы образования фактически является нормативно-правовым актом.
Но при этом по форме Верховный суд его таковым не признал. Это значит, что приказ № 1089 считается не вступившим в силу. И с правовой точки зрения никаких последствий для системы образования не влечет.
Стандарты не утверждены. Они по-прежнему существуют лишь на бумаге.
Поэтому обвинения СМИ в дезинформации не имеют под собой никаких оснований. А вопрос о том, как на подобного рода приказе оказался штамп Министерства юстиции «не нуждается в государственной регистрации», пока остается открытым.

…Конечно, мы готовы до конца проследить путь ведомственного нормотворчества господина Филиппова. Несмотря на то, что прекрасно понимаем, насколько экс-министру выгодно сейчас продолжать спор о правовом статусе своего приказа. Ведь он позволяет уйти от ответа на главный вопрос: а на каком вообще основании до принятия федерального закона о стандартах, который должен определить, кому принадлежит право их утверждения, В.Филиппов подписал приказ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов»?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru