Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №71/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Имеет ли школа право быть скучной?
Для множества учителей и родителей в разных странах такого вопроса нет – а как же иначе? Сами, мол, в такой учились – и ничего, пробились, людьми выросли. Скука – она, как холодная вода, закаляет и приучает к стрессам. Приучает к тому, что жизнь не площадка для развлечений… А значит, следует вывод, да здравствуют скучные уроки и нудные домашние задания как лучший способ приучения к порядку и дисциплине!..
Но не подмена ли это понятий?
Ведь «нескучная школа» – это вовсе не школа поверхностно-легкая.
Не школа, которая развлекает.
Это школа, которая умеет трудное делать интересным.
И следовательно, умеет пробуждать в ребенке сложное, неординарное мышление. Умеет раскрывать богатство детской индивидуальности.
Во всяком случае, это не примитивная, не упрощенная школа.
Что и доказывает опыт той педагогики, которая вопреки стереотипам массового сознания продолжает строить школу по-настоящему трудную и интересную.
Не унижающую, а возвышающую человеческое достоинство.

Лекарство от главной школьной болезни
Есть ли его рецепт у французских интеллектуалов?

Время восторгов по поводу революционных педагогических идей уходит в прошлое. Во многих странах наметилась тенденция возврата к проверенным традиционным методикам обучения – пусть не слишком передовым, зато надежным, гарантирующим на выходе предсказуемый результат. Облегченно вздохнули многие родители, начальники и даже учителя. Однако по-прежнему есть «педагогические романтики», не желающие загонять своих учеников в прокрустово ложе стандартов, «базовых знаний». Они уверены, что школа должна быть местом жизни, пространством открытий, свободы, развития. Объединившись, эти люди – преподаватели лицеев, психологи, журналисты – создали манифест “Скучная школа”, основанный на уверенности, что неприступная преграда между ребенком и взрослым, между человеком и культурой может быть разрушена.

В школе всегда скучно. Так и должно быть.
Предрассудок извечный, признанный в основном самими учителями: по данным наших опросов, 80% из них убеждены, что дети ходят в школу только по принуждению взрослых.
Родители настроены чуть оптимистичнее. Только 20% из них считают школу тоскливой повинностью.
А вот сами ученики в большинстве своем (75%!) утверждают, что ходят в школу с удовольствием. И даже есть энтузиасты, предпочитающие школу телевидению и видео.
Лестная оценка. Но не стоит сильно обнадеживаться: скуки все равно достаточно в стенах школы. В 5–6 классах никогда не скучают 25% детей, тоскуют на уроках лишь 5%. А вот уже в 10 классе довольных не более 10%, а мучеников – 20%! Что происходит за пять лет с активными, живыми, любопытными детьми?

Почему им скучно?

Есть три взрослых объяснения. Во-первых, скука может быть проявлением душевного неустройства. Во-вторых, она может проистекать от лишенных смысла навязанных программ и назойливых методик, вынуждающих детей заучивать факты, но не объясняющих, зачем это нужно делать. А есть еще третья, вполне симпатичная возможность: если вашему ребенку скучно в школе, считайте, что вам крупно повезло. Умирая на уроках, он выращивает в себе небывалый талант.
Дети на те же проблемы смотрят иначе. Скучные уроки они объясняют равнодушием учителей, которые интересуются только отличниками и часами диктуют непонятные фразы из потрепанных методичек. Естественно, желание учиться пропадает. И чем старше ученик, тем ниже в его глазах учительский авторитет. Подросток видит, как педагоги занимаются бессмысленной деятельностью и пересказывают идеи, в которые сами не верят. Какой уж тут интерес!
Старшеклассники (70% из них по крайней мере) объясняют свое нежелание учиться бесперспективностью этого занятия. Они не верят, что школа поможет им сделать карьеру, чего-то добиться в жизни.

Грозные признаки

У школьной тоски, как у серьезной болезни, есть свои симптомы. Они позволяют взрослым догадаться, что у ребенка не временная депрессия, а глубоко сформировавшееся негативное отношение к школе.
Ребенок может еще некоторое время находиться под влиянием сладостных воспоминаний о былых счастливых временах, когда еще не было так тошно, когда в дневнике красовались отличные отметки. И прежде чем признать свою депрессию, большинство детей яростно ее отрицают. Однако постепенно самообман рассеивается. Уроки кажутся нестерпимо долгими, учителя – враждебными. Ухудшаются отношения с родителями: ведь для большинства из них плохой ученик значит плохой сын (дочь). В то же время, несмотря на нешуточные муки, для 77% учеников остается по-прежнему привлекательным школьный коллектив, а 46% из них даже сохраняют интерес к знаниям, но только если за них не ставят отметки.
Ребенок проходит четыре стадии школьной скуки.
Первая – пассивное сопротивление. Ученик физически в классе, а душой неизвестно где. Тут же начинаются упреки в лени, в недостаточном прилежании: «Ты способный, но безвольный!» Кажется, достаточно сделать маленькое усилие – и все будет хорошо.
Однако за первой стадией наступает вторая – стадия более открытого сопротивления. Болтовня на уроке, смешки, SMS-ки под партой, неприличные картинки на парте и на последней страничке тетради… А в ответ – обвинения в бескультурье, вызывающем поведении. Угрозы и напоминания, что потерянного времени не вернешь. Взрослые уже тревожатся, но еще не слишком.
Затем наступает третья стадия, когда появляется явное отвращение к учебе, которое проявляется в прогулах, обманах, беззастенчивом списывании. Педагоги, чувствуя свое бессилие, прибегают к карательным мерам: угрожают переэкзаменовкой, повторным курсом, исключением. Родители в гневе, но умоляют школу не портить ребенку будущее, пойти навстречу, сделать исключение.
Наконец, четвертая стадия – открытое бегство. Ребенок отказывается ходить в школу. Редкие посещения уроков неизбежно заканчиваются конфликтами. Оценок нет никаких, потому что нет ни одной сданной работы. Подросток не желает поддерживать даже видимость ученического статуса. Чаще всего его действительно выгоняют из школы, но ему это уже безразлично. Педагоги вроде бы переживают («ребенок пропадает!»), но в то же время довольны, что смогли показать, на чьей стороне сила и власть. А родители в отчаянии и обвиняют школу за то, что не удержала, не предупредила, не предотвратила.

Неприступная крепость

Интерес к учебе – это своеобразная сокровищница, которую необходимо охранять, оберегать всеми силами. Но школа своей скукой, бессмысленными упражнениями стремится уничтожить в детях всякое желание учиться. Почему же большинство с неизбежностью сдается, добровольно отказывается от радости свободного знания ради рабской повинности? В основе – желание подростка подготовить себе «выход в открытый мир», удобный, соответствующий его собственным представлениям о том, как он хочет жить. В награду за бездумное послушание он получает звание хорошего ученика или хотя бы ярлык «ребенок без особых проблем». Это облегчает существование. Да, нужно сознаться, что вторая причина школьного усердия – конформизм. Скука – реакция оригинальной, нестандартной личности, но свобода самовыражения карается достаточно сурово. Приспособленцам проще сделать домашнее задание, чем объяснять, почему его так тоскливо делать.
Третье страшное оружие школы – детская любовь к родителям, наивное желание порадовать их своими успехами, раз уж взрослые так волнуются по поводу учебы. Надо сказать, родители беззастенчиво шантажируют детей, целя в самое уязвимое место: не учишься – значит, меня не любишь, позоришь, в гроб вгонишь. Школа подливает масла в огонь родительского тщеславия: курсы повышенной сложности, зарубежные стажировки для лучших… Четвертая линия атаки – привязанность к одноклассникам, родной школе, какой бы она ни была. Для подростка это часто единственное общество, и он хочет занимать в нем достойное, прочное положение. Единственное, что остается у ребенка для самозащиты, – природная любознательность, бескорыстная тяга к знаниям. В любой школе найдется несколько ярких педагогов, которые способны пробудить ум ученика, дать толчок развитию личности. Их выпускники вспоминают с благодарностью долгие годы.

Как вернуть блудных попугаев?

Итак, скука, бегство из школы – это отказ от игры по чужим правилам, разрушение отлаженной школьной системы, но и самого себя отчасти. Ребенок отворачивается от мира культуры, образования так же, как от назойливых, неумелых проводников-педагогов. Как удержать юных разрушителей? Прежде всего помочь признать бесперспективность войны с собой, с культурой. Оценить потери, не забыв о сильных позициях, наметить этапы восстановления уже разрушенного храма знаний. Никакой вины, никакого искупления грехов. Мы стараемся сохранить ребенка для обычной школы. Поддержка возрождает желание учиться – в своем режиме, в своем темпе, в соответствии с индивидуальными возможностями. Оценивать достижения, а не очередные ошибки, опираться на завоеванные вершины, даже если они находятся вне материка школьной программы.
Конечно, конкретные советы давать трудно. Некоторые педагоги, стремясь излечить ребенка от скуки, стимулируют его тщеславие, побуждают к бешеной активности. Они дают детям опыт противостояния трудностям, опыт выживания в невыносимых условиях школьной рутины, опыт раскрытия собственного творческого потенциала по принципу «вопреки». Однако, возвращая ученика в русло дисциплины, нормы, заданной программы, не доказываем ли мы ему лишний раз, что жизнь построена по закону «выживает сильнейший, а слабый должен уйти»?
Противоположный подход заключается в предоставлении ребенку большой степени свободы. Когда мы забываем о программе, создаем в классе комфортную, демократическую обстановку. Главное – вернуть радость познания. Великая цель! Но опять – «но». Не забудет ли ученик о существовании неких объективных требований, не отвыкнет ли от работы (не слишком интересной, но крайне важной), не поверит ли всерьез, что учиться – это сплошное удовольствие, не требующее никаких усилий?
Решение где-то между этими крайностями, в мучительном поиске баланса. Следует учесть сопротивление консервативной среды, отсутствие средств, навыка и специальных умений (почему, кстати, в пединститутах так мало внимания уделяют индивидуальной работе с детьми? Впрочем, это не оправдание бездействия...)

Вопросы и советы

Мы не знаем, как сделать так, чтобы дети не воспринимали школу как тяжкую повинность, чтобы им не нужно было лгать и притворяться (лишь бы угодить нам), втайне мечтая о настоящей жизни за порогом класса, чтобы школьная программа хоть как-то соответствовала реальным потребностям учеников, чтобы они могли учиться свободно, но в жесткой сетке расписания…
Тем не менее мы, опираясь на собственный опыт, сформулировали пять основных способов борьбы с проклятой скукой.
Проектная работа в разноуровневых группах помогает ученикам найти свои цели образования, действительно значимые для личности и реально достижимые.
Социально значимая деятельность помогает обрести жизненные цели, научиться делать выбор и реализовывать свои замыслы.
Разнообразные задания – от самых скромных, до самых амбициозных – помогают понять, что ошибки неизбежны на пути к знаниям.
Оценка учителя, если она справедлива и понятна ребенку, дает ученику представление об уровне собственной компетентности, о мере прогресса, учит оценивать себя самостоятельно, не теряя ни самоуважения, ни представления о реальности.
Искренний интерес учителя может вызвать в детях ответную заинтересованность. В любом случае школьники почувствуют себя увереннее.
Еще мы хотим предупредить вас о подводных камнях, которых следует избегать, если мы всерьез решили бороться со скукой.
Никого не оставляйте на второй год и не выгоняйте из класса. Лучше спланируйте вместе с ребенком индивидуальный план работы, позанимайтесь с ним дополнительно.
Избегайте ранней профилизации образования. Подросток вряд ли заинтересуется тем, что «ради его же блага» выбрали для него (за него) взрослые. Оставаясь в рамках обычной программы, ребенок не должен принимать неприятные для него решения в угоду семейным традициям.
Не оставляйте без внимания внешкольные достижения детей. Их можно оценить, учесть при сдаче экзамена, контрольной. Это снимет часть нагрузки с ребенка, даст ему возможность собраться с силами.
Поддерживайте любые инициативы коллег, любые их попытки работать вместе, в команде. Не изучение технологий, а оптимизм, желание творить, выдумывать, сотрудничать нужны хорошему учителю.

Жан-Франсуа ВИНСАН,
психолог, педагог,
и еще 15 подписей
Франция


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru