ПЕРВАЯ ПОЛОСА
Министру надоело
12 лет разработчики пытались вычислить
образовательный минимум. Все закончилось
волевым решением Владимира Филиппова...
Закон о государственном
образовательном стандарте, позволяющем
школьникам всей страны получать одинаковый
набор знаний, по праву может называться самым
важным из трех «китов» модернизации образования.
Второй «кит» – единый государственный экзамен.
Третий – ГИФО, механизм которого позволяет
перевести в рубли баллы, полученные каждым
абитуриентом на ЕГЭ.
С тех пор как в Законе РФ «Об образовании» 1992 года
было упомянуто о необходимости разработать и
принять стандарты школьного образования, между
профессионалами не затихали споры, нужен ли
стандарт школе.
В СССР нужды в школьных стандартах не было.
Единообразие обучения обеспечивал единый
учебник, единая программа и унифицированная
подготовка учителей. В начале 90-х годов (при
активном участии Эдуарда Днепрова, первого и
последнего избранного министра образования и
одного из ведущих разработчиков стандартов)
школа взяла курс на вариативность. Поэтому
авторы стандартов (они создавались в 1995, 1997, 1998,
2000–2002 годах) безнадежно пытались решить главную
задачу: вычислить «потребительскую корзину»
школьных знаний и навыков, необходимых
современному человеку. Эти знания государство
должно дать бесплатно.
С принятием Госсоветом и Правительством РФ
Концепции модернизации российского образования
предполагалось, что в 2004/05 учебном году (сейчас
сроки сдвинулись на 2006–2008 годы) вся учащаяся
Россия должна перейти на ЕГЭ. А чтобы успешно
сдать ЕГЭ на всей территории от Калининграда до
Владивостока, выпускник должен овладеть
стандартным набором знаний. Следовательно,
скорейшее принятие закона о стандартах
становилось залогом успеха ЕГЭ. Для решения этой
задачи были мобилизованы все силы.
Временный научный коллектив под руководством
академиков РАО Эдуарда Днепрова и Владимира
Шадрикова попытался сделать невозможное: за
короткий срок согласовать между собой
академическое лобби и мнение учительской
общественности. Согласия не было. Первой
восстала Российская академия образования,
которой не понравилось, что у нее отнимают ее
священное право – решать, о чем писать в школьных
учебниках. Затем против принятия проекта закона
о стандартах выступило ректорское лобби во главе
с ректором МГУ Виктором Садовничим.
Еженедельно за длинный стол в одной из аудиторий
Высшей школы экономики садились почти одни и те
же лица: руководители временного
научно-исследовательского коллектива по
созданию проекта стандартов, рецензенты проекта
стандартов из НФПК, руководители Высшей школы
экономики, журналисты, директора НИИ и один или
два учителя, которым, впрочем, нечего было
добавить к речам представительного собрания.
«Необходимо было определить, что входит в
общекультурный стандарт. Эту проблему мы до
конца не решили», – признал главную трудность
замминистра образования Виктор Болотов.
Заметим: вопрос о том, что есть «общекультурный
уровень», относится к области общественного
договора. В Казахстане при создании национальных
стандартов с «общекультурным уровнем»
разобрались за четыре месяца. Два месяца ушло на
обсуждение с общественностью, два месяца – на
доработку казахского законопроекта о
стандартах.
«Если не будет достигнуто согласие 90 процентов
участников обсуждения – мы просто не примем
законопроект о стандартах», – заверил
журналистов Болотов.
Между тем над Министерством образования
сгущались тучи. Мероприятия Концепции
модернизации образования одно за другим давали
трещину. Эксперимент по ГИФО, проводимый в трех
регионах, принес наряду с полезной информацией
перерасход бюджетных средств. Эксперимент по ЕГЭ
держался на сотнях миллионов рублей, выделяемых
из ФПРО, и не вызывал бурной симпатии у
общественности и ректорского корпуса. В качестве
показателя успешной работы Министерства
образования оставался только стандарт…
«Не будет стандарта, о котором все скажут: «Это
хорошо!» Всегда будут достаточно авторитетные
сторонники и противники содержания стандартов,
– считает Исаак Калина, руководитель
Департамента государственной политики в сфере
образования Министерства образования и науки РФ.
– Это значит, всегда кому-то придется принимать
решение. Хорошо, что для принятия таких решений
существует должность министра. Вот Владимир
Филиппов и принял решение…»
Светлана КИРИЛЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|