КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ПЛЮС-МИНУС ТВ
Поцелуй на морозе
Телепоэма Льва Аннинского – почти по
Блоку – о двенадцати столпах Серебряного века
На недавно проходившем присуждении
премий «ТЭФИ» Лев Аннинский был отмечен как
лучший сценарист документального телефильма за
12-серийный цикл «Серебро и чернь» – о великих
русских поэтах Cеребряного века. Награда более
чем заслуженна, хотя формулировка награждения
навряд ли точна: Аннинский в этом цикле больше
чем сценарист – он еще и ведущий. Он в кадре, он
рассказывает о своих героях: Блоке, Клюеве,
Хлебникове, Гумилеве, Северянине, Ходасевиче,
Мандельштаме, Пастернаке, Ахматовой, Цветаевой,
Маяковском, Есенине. Каждой из серий он, автор,
предпосылает общее предуведомление: «Из
двенадцати великих поэтов Серебряного века три
казнены, еще трое казнили себя сами, еще четверо
доживают до собственной смерти, измученные
голодом, болезнями, ужасами быта, и только двое,
дожившие до преклонных лет, умирают,
сопровождаемые травлей… Сегодня мы
перечитываем этих поэтов, ища ответа на те же
вечные вопросы: почему погибла старая Россия? Что
возродилось на ее месте? Что такое вообще
Россия?»
Каждая из серий строится на авторском тексте, по
возможности привязанном к местам, связанным с
биографией героев, на старой хронике и кадрах
игровых фильмов, воспринимаемых ныне как
документ, на актерском воплощении героев. Точнее,
даже не их самих, а неких их сегодняшних
двойников, где-то почти сливающихся со своими
поэтическими прообразами, где-то демонстративно
отходящих от них в современность, подчеркивая
нетождество, свой сегодняшний взгляд на них. Эти
актерские двойники – самое спорное место
фильмов. Безусловная удача, на мой взгляд, только
одна – Михаил Ефремов в облике Северянина. В нем
есть та ирония, та двухсотпроцентная органика,
которые заставляют почувствовать сложность и
двойственность этого, в общем-то, доселе
непонятого поэтического характера. (Ну кто бы мог
подумать, что Северянин со своими «поэзами» –
великий поэт: Аннинский на этом настаивает и
убеждает.) При этом никто из актеров не
претендует на то, чтобы во всей полноте
представить своего героя как человека и поэта.
Никак не хочу принизить никого из актеров, среди
них есть мастера прекрасные и блистательные –
просто задача, стоявшая перед ними, была
сверхсложная. Осложненная помимо всего еще и тем,
что встык с ними в кадре был автор, Лев Аннинский,
игравший самого себя, и превзойти его навряд ли
бы кому удалось.
Для Аннинского рассказ об этих великих не просто
сценарная работа над увлекательной, вечно
актуальной темой. Сценарий – дело, в общем-то,
утилитарное, ремесленное. Не хочу никого обидеть,
и сам небезгрешен по сценарной части, кое-чем из
написанного в целом доволен. Дело в самом
характере работы. Сценарист сегодня пишет об
одном, завтра – о другом, о том, что сейчас
интересно зрителю. О том, что купит телеканал, не
важно, по каким соображениям: идейным,
рейтинговым или каким-то иным. Сценарии в стол не
пишутся, а если пишутся, то или ненамеренно, или
непрофессионалами. Писать так, как пишет
Аннинский, может только писатель, не беллетрист,
а художник, личность мыслящая, не писать не
способная, человек одержимый. Он и есть человек
одержимый.
Цикл «Серебро и чернь» для Аннинского –
продолжение предшествующих работ, где он писал о
Толстом и о Лескове, о современной прозе и поэзии,
о духовных поисках кино 60-х и многом, многом
другом. Когда бы и что бы он ни писал, главная и
единственная его тема – Россия, ее историческая
судьба, поиск ее пути в сегодняшнем дне, ее
ориентиры в движении из прошлого в будущее.
Потому и несоизмеримо его отношение к этому
циклу и своему участию в нем с отношением даже
самого талантливого актера, играющего даже самую
близкую и дорогую ему роль. Для Аннинского это не
роль – это дело всей его жизни, его боль, его
страсть, его счастье, его отчаянная мука. Все эти
12 очень личных рассказов о великих поэтах не
просто некие глубокие и умные биографические
эссе. Это продолжающаяся нить размышлений о
России: все его герои взяты в одном-единственном
ракурсе – в своих взаимоотношениях с Россией. И
даже не вообще с Россией, а с Россией в момент,
когда она отчаянно ищет себя, ищет Бога, бредит
Богом, дышит предчувствием катастрофы,
взрывается катастрофой, перечеркивая судьбы
миллионов, ломая хребты самым прекрасным своим
детям.
Ни у кого из героев цикла эти взаимоотношения не
просты. «Россия – сфинкс» – это хрестоматийное,
из Блока. «Русь – ты вся поцелуй на морозе» –
Хлебников. «В России множество знакомых, но мало
близких. Тем больней» – Северянин. «Я выстрадал
мучительное право любить тебя и проклинать тебя»
– Ходасевич. «Россия, ты на камне и крови» –
Мандельштам. «Россия моя, Россия, зачем так ярко
горишь» – Цветаева. «Я не твой, снеговая уродина»
– Маяковский. «Я весь мир заставил плакать над
красой земли моей» – Пастернак.
У Аннинского очень нестандартный отбор
поэтических строк и эпизодов жизни своих героев
– иногда он откровенно хрестоматиен, иногда
пронзительно нов: строки раскопаны в чьих-то
воспоминаниях, в архивных папках, в том числе
следственных, в слепых черновиках, впервые
извлекаемых на свет. У него поразительное чутье к
поэтической строке, поэтическому слову,
поэтической интонации. «Поэзия легко врет в
словах, но она не врет в интонации», – говорит с
экрана Аннинский. Сам он не врет ни в том, ни в
другом. Можно иметь другой круг предпочтений,
касательно ли самих поэтов или их избранных
стихов, можно не соглашаться с его оценками или
толкованием мотивов поступков героев – нельзя
не поверить в искренность и, главное,
выношенность каждого слова.
Тот страшный раскол, который разорвал Россию на
два непримиримых лагеря, втянул ее в кровавое
колесо братоубийства, мучит его сегодня той же
острой болью, которой жили Блок и Гумилев,
Цветаева и Пастернак…
Годы начала ХХ века, когда расколотое время
писало в судьбах героев цикла их звездные или еще
лишь самые первые страницы, жили предчувствием
надвигающейся катастрофы, которую тогда ощутили
и выразили в слове лишь вот эти немногие, самые
чуткие. В начале века XXI Аннинский – один из тех
немногих, кто ощущает в мельтешне и суете
сегодняшнего дня те же грозные очертания, те же
подспудные толчки, чреватые катастрофой. Его
цикл – это крик, обращенный ко всем нам, чтобы не
допустить, не сделать необратимый шаг. Не дать
уже обозначившейся трещине разверзнуться в
бездну…
Александр ЛИПКОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|