Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №70/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
кинопробы

Женщина, которая существует сама по себе
Рената Литвинова: мистическое послание о любви с небес на грешную землю

wpe1FF.jpg (47336 bytes)

Как ни относись к персоне Ренаты Литвиновой – сценаристке, актрисе, телеведущей, а теперь еще продюсеру и режиссеру, нельзя не признать, что она является не просто «человеком-стилем» (как провозгласили критики целых десять лет назад), но и «миром в себе». Можно сказать, даже особой вселенной, которая существует в отдельности и суверенности, почти не соприкасаясь с другими галактиками или пролетая только по касательной. И вопреки распространенному мнению, что Литвинова себя сделала, «слепила из того, что было», пожалуй, она с детства была не то чтобы не от мира сего, странная, загадочная и «энигматичная», а словно засланная откуда-то в нашу земную действительность, прибывшая из параллельной реальности.
Название режиссерского дебюта «Богиня: как я полюбила» сценаристки и актрисы Ренаты Литвиновой в игровом кино (до этого у нее была документальная лента «Нет смерти для меня» о пяти знаменитых актрисах советского кино) можно было бы счесть довольно нескромным, если бы оно все-таки не оправдывалось на сюжетном уровне. Ведь фильм композиционно строится вроде бы как личный дневник того, кто безнадежно влюблен в главную героиню – женщину-следователя Фаину – и, по сути, боготворит ее. Хотя финальные сцены развертываются уже вне поля зрения Николая, коллеги Фаины по работе, откуда она к тому моменту была уволена и вообще оказалась потерянной в этой жизни, потом закономерно попадая в некий иной мир, за пределы нашего бытия. Она и раньше чувствовала свою интуитивную, непостижимую на уровне логики тесную связь с другой реальностью. Где люди пребывают в качестве бессмертных душ, видимых только теми, кто может как бы путешествовать между двумя параллельными измерениями. Оттого героиня Литвиновой (кстати, ей она дала отчество своей реальной матери, назвав Фаиной Михайловной) ощущает себя «посланной». Так же, как и ей самой некто должен быть послан, чтобы пробудить неиспытанную любовь. Может, все и нужно только для любви, пусть она приобретает порой странные и даже уродливые формы.
Несчастные отец и мать пропавшей год назад девочки стараются уговорить друг друга, что по-прежнему хранят любовные чувства. Их несколько подозрительные соседи из квартиры с верхнего этажа, потеряв любимую собачку, задавленную машиной именно отца исчезнувшей малышки, тоже заклинают себя, что любят, любят, любят, как будто пытаются заранее оправдаться в смертных грехах. Бывший подследственный Полосуев, который взял в заложницы девушку с ножом в груди, требует непременной встречи с Фаиной, чтобы признаться ей напоследок. Одержимый ученый Михаил проводит какие-то эксперименты над собой, чтобы встретиться хоть на мгновение с умершей женой (ему помогают шофер и служанка-горбунья, сама мучающаяся от безответного влечения к хозяину). Этот безгранично любящий мужчина впервые заставляет Фаину осознать, что такое любовь, и прельщает перспективой странствия в мир иной, куда ее и так звала мать, постоянно являвшаяся в снах. И другие тени уже ушедших, вновь воплощающиеся с неизбежностью, но и с трогательным укором, взывают к совершенно неприспособленной к существованию на этом свете, мятущейся и не находящей себя женщине.
Проще всего увидеть в картине Ренаты Литвиновой расхожую мистику пополам со скандальным криминалом, так влекущим к себе обывателей всех мастей, их хлебом не корми – только дай вкусить запретных прелестей от того, что они сами считают отклонениями от нормы. И странная следовательница Фаина, угадывающая преступления по какому-то наитию свыше, как раз годится в очередные «ненормальные» персоны, поскольку и сама мало чем отличается от разных свихнувшихся особ по обе стороны реальности. Однако «Богиня: как я полюбила», начавшись как весьма стильный российский аналог тоже дебютного «Элемента преступления» ныне знаменитого датчанина Ларса фон Триера и имея немало перекличек с другими творениями мастеров мирового кино – от Киры Муратовой до Дэвида Линча, от Билли Уайлдера («Двойная страховка» и «Сансет-бульвар») до Жана Кокто («Орфей»), является прежде всего интимной исповедью на темы жизни и смерти.
И тут важен подзаголовок фильма «Как я полюбила», возникший уже на стадии монтажа, когда из отснятого большого материала (первая монтажная сборка была на два с половиной часа проекции) требовалось оставить самое необходимое. Хотя Литвинова не избежала излишних повторов в мистической части повествования, почти гипнотически внушая зрителям образы мира иного (но повторяющиеся движения камеры вдоль геометрически посаженных деревьев в лесу по-своему очаровывают), и немного скомкала в сюжетном и смысловом плане финал своего произведения с исчезающей героиней. В то же время заключительная кода, где выдуманные персонажи чередуются с документально снятыми людьми с улицы, твердящими на разные голоса единственное слово «любовь», оказывается гимном во славу жизни, а не смерти.
Во второй раз после ленты «Небо. Самолет. Девушка», где Рената Литвинова пересказала на свой лад пьесу «104 страницы про любовь» Эдварда Радзинского и популярную экранизацию «Еще раз про любовь» Георгия Натансона с Татьяной Дорониной в главной роли, возникает в ее творчестве, для кого-то манерном и искусственном, подлинно живая интонация, способная растрогать чуть ли не до слез. И вообще казавшаяся прежде бесплотной и присочиненной, будто плод яркой фантазии, Литвинова вдруг обнажает собственную душу и становится благодаря этому более жизненной и вызывающей искреннее сочувствие, несмотря на сохраняющуюся «нездешность» очередной героини, которая словно спустилась с небес на грешную землю, а потом вернулась обратно, где ей только и есть надлежащее место.   

Сергей КУДРЯВЦЕВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru