УЧЕБНИКИ N68
Без версий
Улунян А. А. Новейшая история
зарубежных стран: Учеб. для 11 кл. общеобразоват.
учреждений / А.А.Улунян, Е.Ю.Сергеев; Под ред. А.О.Чубарьяна.
– З-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2003. –
319 с.: ил., карт.
Почему-то считается, что чем старше
школьник, тем более безликим и бледным должен
быть созданный для него учебник. Таким странным
образом учитываются, видимо, «возрастные
особенности учащихся»: способность
старшеклассников к анализу, абстрактному
мышлению и т.п.
Черно-белое исполнение книги и единственный –
голубой – цвет выделяемых объектов в книге вряд
ли можно назвать самым удачным решением.
Иллюстрации вряд ли обрадуют
одиннадцатиклассников: малочисленные и не очень
качественные изображения раскиданы в учебнике
произвольно, по принципу – где густо, а где пусто.
Шрифт в документах и в вопросах к документам
совершенно одинаковый, и несмотря на то что
вопросы все-таки выделяются отступом и маленьким
голубым квадратиком, текст документа так и
норовит слиться с самими вопросами.
Если говорить собственно о содержании, то здесь
прослеживается похожая тенденция: видеть в
старшеклассниках студентов исторического
факультета. Параграфы напоминают пространные
лекции, язык которых сух и наукообразен. В
основном тексте нельзя найти никакой иной точки
зрения, кроме авторской. Это положение
усугубляется подавляющим преобладанием в
учебнике политической и экономической истории.
Количество страниц, посвященных развитию
культуры и науки, совершенно ничтожно. История
быта и повседневности не представлена вовсе,
хотя, казалось бы, в этой сфере по сравнению с ХIХ
веком произошли некоторые изменения. Здесь могли
бы выручить иллюстрации, но, как уже было сказано,
иллюстраций мало, а половина из них – портреты
различных деятелей эпохи. Следует, впрочем,
отметить один плюс: изображение исторического
персонажа сопровождает его краткая биография, а
не просто имя и в скобках – годы жизни.
Но несмотря на то что старшеклассников считают
уже взрослыми людьми, почему-то с поразительным
упорством от них скрывается тот факт, что в
отношении исторического процесса существовали и
существуют разные, подчас противоположные точки
зрения. А ведь умение «…сравнивать предлагаемые
исторические версии и оценки, выявляя сходство и
различие…» входит в число требований,
предъявляемых к уровню подготовки выпускников 11
класса (Требования к уровню подготовки по
истории выпускников общеобразовательных
учреждений среднего (полного) общего образования
// Настольная книга учителя истории. – М.: АСТ, 2003.).
К тому же «современные научные достижения»
заключаются в том числе и в попытках осмысления
всей сложности и неоднозначности исторического
процесса и его оценок. К сожалению, всего три раза
(не из основного текста, а из вопросов – с. 66, 183 и
206) школьник может узнать о наличии нескольких
точек зрения на то или иное событие. Но лишь
узнать, что их было несколько – «исторических
версий и оценок» – и не более того. Далее
старшекласснику предлагается самому выяснить
подробности.
Источников, равно как и иллюстраций, явно не
хватает. Рубрика «Документы» после некоторых
параграфов отсутствует вовсе. Вопросы к
документам могут быть, а могут и не быть (с. 86 и 170,
например). Подавляющее большинство источников
носит официальный характер: это выдержки из
протоколов, конвенций, договоров и т.д. Услышать
голос простого человека практически невозможно.
При этом выборка документов такова, что
самостоятельная работа с ними, без обращения к
авторскому тексту, почти невозможна.
Методический аппарат учебника производит
двойственное впечатление. С одной стороны, он
довольно интересен и предоставляет и педагогу, и
учащимся различные варианты работы. С другой же
стороны, налицо некоторая бессистемность, когда
отсутствуют вопросы к документам или когда
какая-нибудь иллюстрация так и напрашивается на
постановку актуальной для школьников проблемы, а
вместо этого незначительный вопрос задается по
поводу незначительного рисунка. Еще один промах
в методическом аппарате учебника – это
«неработающие» карты, включенные в текст, и
«неработающая» цветная вклейка, где мы находим
карты и произведения искусства прошедшего
столетия. Вопросы и задания к ним просто-напросто
отсутствуют, так что «организовывать
эффективную работу учащихся на уроке и дома» с
этими компонентами учебника педагогу придется
самому.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|