ДОМАШНИЙ АРХИВ
ОДИНОКАЯ ТЕТРАДЬ
Осенний вечер с капитаном
Митрохиным
После ночной вахты он мог пойти в свою
капитанскую каюту, где его ждал старый плюшевый
диван, но его тянуло к людям. Он подсел ко мне, и мы
вместе стали любоваться берегами. Разговорились
о красоте волжской, о былой жизни на этих берегах,
о пароходах. Веселое солнце бежало за соснами…
Вот так и остались в моем блокноте эти рассказы
капитана теплохода “Николай Славянов”
Александра Сергеевича Митрохина. Надеюсь, что
если он уж и не на капитанском мостике сейчас, то
во всяком случае – на огороде. Доброго здоровья
вам, Александр Сергеевич!
Как я бросил огород и вернулся в
капитаны
…Я работал на большом теплоходе
“Леонид Собинов”, ходил по Волге и Оке 14 лет.
Теплоход зимовал у меня в Касимове. Потом
“Собинова” продали в Болгарию, отогнал я его и
ушел на пенсию. Предлагали мне на грузовой пойти.
Я им говорю: “Ну как я пойду? Не могу. Я привык
работать вместе с женой...”
Прошло несколько лет, вожусь я на огороде,
окучиваю картошку. Вдруг внучка кричит: “Деда,
тебя к телефону!” Было это в начале перестройки,
когда все молодые разбежались и начальник
пассажирского порта вдруг вспомнил, что есть
такой капитан Митрохин. Подхожу к телефону, а
начальник спрашивает:
– Ты чем там занимаешься?
– Да вот пришел с огорода, обирал жуков
колорадских...
– Может, ты бросишь грабли, приедешь ко мне
работать капитаном на теплоход “Славянов”?
– Жену можно взять?
– Бери...
Как под парусом
Тринадцать лет отработал я капитаном на
колесном теплоходе “Кременчуг”. Симпатичный
такой, венгерский, 737-й проект. Каюты, коридоры
очень напоминают “Славянова”. А тогда работали
еще дореволюционные пароходы – “Спартак”,
“Володарский”, “Память Азина”, “Чичерин”...
Они ходили даже на скоростных линиях. Там же
стояли уникальные паровые машины. Огромнейший
запас мощности. Мы ходили иногда на пароходах со
скоростью 24 километра в час, а теплоходы от силы
дают 21 километр. Колесные теплоходы были очень
быстроходными. Мы обгоняли совершенно спокойно
винтовые.
На колесных оба колеса работали вперед или оба
назад. И чтобы в сильный ветер не потерять
маневренность, надо иметь огромную практику. Но
при большой волне колесники, конечно, чувствуют
себя неважно. В случае отказа колеса приходится
становиться на якорь.
Что было замечательно – паровой флот работал на
самом дешевом топливе, на отходах
нефтепродуктов, на мазуте. Для этого по берегам
содержали нефтестанции. Осень–весна, мазут
твердеет, его надо подогревать. И вот решили
избавиться от колесных пароходов. Молодежь это
быстро почуяла и неохотно шла на механический
факультет, на паровые машины. Все, кто
посообразительней, шли на дизельный флот. Я когда
пришел на “Собинова”, то первое время не мог
уснуть – вибрация. Пятьсот оборотов машина дает,
а на колесном всего сорок два. И потому на
колесном никакой вибрации нет. Плывешь себе тихо,
как под парусом.
Дорога
Я родился в 27 километрах от Касимова, в
деревне Гиблицы. Кстати, учился в одной школе с
космонавтом Владимиром Аксеновым – слышали?
Дважды Герой Советского Союза. После первого
полета его пригласили в горком партии как
земляка-героя. Предложили: “Давайте мы вам
сошьем дубленки – вам, жене, детям”. А он говорит:
“Огромное вам спасибо, не нужна мне дубленка, а
есть у меня к вам одна просьба: вот до села моего
родного дорогу сделайте, чтобы автобус ходил”. И
сделали дорогу.
Фрол Романович
А в соседней с нами деревне Лощины
другой был замечательный земляк. Ну, вы молодой,
наверное, не слышали. Во времена Хрущева был член
Политбюро Фрол Романович Козлов. Он часто
приезжал в Лощины, уже будучи секретарем ЦК. У
него в деревне сестра жила. Работала рядовой
дояркой в колхозе. А дом – обычный, деревенский,
печка, дрова. Когда Козлов приезжал, сестра
спрашивала: “Ну, Фрол, кого в гости пригласим?”
Она же сама не могла звать всех подряд –
уровень-то какой! Член Политбюро! А он говорил:
“Никого не надо. Пригласи Алексея Иваныча
Марехина”. Козлов у него когда-то учеником
столяра был. Алексею Иванычу в ту пору
восьмидесятый год шел. И вот придет старик, очень
рад, что вождь, можно сказать, пригласил его в
гости. Сестра самовар поставит. Фрол скажет:
– Алексей Иваныч, может, мы с тобой по рюмочке?
– Да, с удовольствием.
Алексей Иваныч выпьет, а Козлов тут и спрашивает:
– Ну, как вы тут живете?
– Да уж как мы тут живем... Вот так и так...
И все ему расскажет. А потом через неделю перед
отъездом к Фролу делегация: секретари горкома,
председатель горисполкома – хотят рассказать,
что и как. А Фрол уже все знает. И что до ближайшей
станции 75 километров и ходит один-единственный
автобус, и тот всегда переполненный... Уезжая от
сестры, Фрол Романович говорил: “Завтра к тебе
приедут из горкома, будут тебе предлагать дом
отремонтировать, пристройку сделать, газ
подвести... Все тебе предложат, а ты ни на что не
соглашайся – чтобы все как есть, так и
оставалось. Если ты что-то у них возьмешь, я
больше не приеду. Мне нравится с ведром ходить за
водой...”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|