ЛИЦЕЙСКИЙ СЧЕТ
Отзывы наставников о воспитанниках
1-го курса Императорского Царкосельского Лицея
«Табель, составленная из поданных
ведомостей гг. профессоров, адъюнкт-профессоров
и учителей:
1) об успехах, 2) о прилежании, 3)о дарованиях
воспитанников Императорского Царскосельского
Лицея, какие оказали они с 19 марта по ноябрь 1812
года».
Данзас Константин, 11 лет.
Нельзя сказать, чтобы не имел способностей, но
свойственная ему мешкотность, вялость,
неловкость и притом леность делают их
бесплодными. Он требует неусыпного понуждения и
поощрения к учению, гневен, груб, нерадив,
непризнателен и неопрятен, не столько по
намерению, сколько по дурному воспитанию,
впрочем, в нем довольно простосердечия; он начал
немножко исправляться как в прилежании, так и в
обращении. Особенно приметна в нем
художественная способность и подражательность,
вообще он более механик и потому к наукам,
требующим умственных сил, он мало оказывает
охоты и способности.
В русском и латинском языках. Не видно еще
способностей, прилежания нет, ни успехов.
Во французском языке. Ни успехов, ни надежды оных
нет.
В немецком языке. Ограничен, ленив и ненадежен.
По словесности немецкой и французской. Худые
успехи, ни способности, ни прилежания, ни охоты.
В логике и нравственности. Непонятен, вовсе не
прилежен и слаб рассудком.
В математике. Ни охоты, ни способности. Успехов ни
малейших.
В географии и истории. Нерадив, беззаботен,
неуспешен.
В рисовании. Отличных дарований, посредственного
прилежания. Успехи хороши.
В чистописании. Нерадив, успел весьма мало.
В фехтовании. Весьма худо.
По нравственной части. Не всегда благонравен,
довольно простосердечен, но вял, неловок и
гневен.
Барон Дельвиг Антон, 14 лет.
Способности его посредственны, как и прилежание,
а успехи весьма медленны. Мешкотность вообще его
свойство и весьма приметна во всем, только не
тогда, когда он шалит или резвится; иногда и
нескромен, в нем примечается склонность к
праздности и рассеянности… Впрочем, приметное в
нем добродушие, усердие его и внимание к
увещаниям, при начинающемся соревновании в
российской истории и словесности
облагородствуют его склонности и направят его к
важнейшей и полезнейшей цели.
В русском и латинском языках. Посредственные
способности, охота к российской словесности;
прилежен и успехи в русском хороши.
Во французском языке. Старается, но менее всех
успел.
В немецком языке. При всем старании ни мало не
успевает.
По словесности немецкой и французской. С
способностию, но без охоты.
В логике и нравственности. Слабое понятие и ни
мало не прилежен, отвечает без размышления.
В математике. Отменно ленив. Успехов ни малейших.
В географии и истории. Мало дарований, но по
склонности к истории ожидается успехов.
В рисовании. Хороших дарований, хороших успехов.
В чистописании. Способен и прилежен.
В фехтовании. Довольно хорошо.
По нравственной части. Не похвального поведения,
в полезном медлен, в шалостях резок, насмешлив,
нескромен, приметно и добродушие.
Кюхельбекер Вильгельм, 15 лет.
Способен и весьма прилежен; беспрестанно
занимаясь чтением и сочинениями, он не радеет о
прочем, оттого мало в вещах его порядка и
опрятности. Впрочем, он добродушен, искренен с
некоторою осторожностью, усерден, склонен ко
всегдашнему упражнению, избирает себе предметы
важные, героические и чрезвычайные; но гневен,
вспыльчив и легкомыслен; не плавно выражается и
странен в обращении. Во всех словах и поступках,
особенно в сочинениях его приметны напряжение и
высокопарность, часто без приличия. Неуместное
внимание происходит, может быть, от глухоты на
одно ухо. Раздраженность нервов его требует,
чтобы он не слишком занимался, особенно
сочинением.
В русском и латинском языках. Способности,
прилежание и успехи хороши.
Во французском языке. Примерного прилежания и
успехов, но тщеславен.
В немецком языке. Внимателен, прилежен и отличные
успехи.
По словесности немецкой и французской. Отличное
знание, прилежность с педантством.
В логике и нравственности. Понятен и внимателен,
занимается с размышлением и весьма рачителен.
В математике. Основателен, но ошибается по
самодовольствию, прилежание и успехи хорошие.
В географии и истории. Охота к науке, судит
здраво, успехи хороши.
В рисовании. Хороших дарований, хороших успехов.
В чистописании. Способен и прилежен.
В фехтовании. Лучше, нежели в начале.
По нравственной части. Благонравен, довольно
искренен, добродушен, но гневен, вспыльчив и
легкомыслен.
Пущин Иван, 14 лет.
С весьма хорошими дарованиями; всегда прилежен
и ведет себя благоразумно. Благородство,
воспитанность, добродушие, скромность,
чувствительность, с мужеством и тонким
честолюбием, особенно же рассудительность –
суть отличные его свойства. В обращении приятен,
вежлив и искренен, но с приличною разборчивостью
и осторожностью.
В русском и латинском языках. Счастливые
способности, редкое прилежание, успехи твердые.
Во французском языке. Прилежен, здраво мыслит и
весьма заметные успехи.
В немецком языке. Прилежание и успехи надежные.
По словесности немецкой и французской. Великие
способности и прилежание.
В логике и нравственности. Понятен, но не так
внимателен и слишком скор на ответы.
В математике. Внимание, прилежность и хорошие
успехи.
В географии и истории. Очень хороших дарований и
охота к учению, судит основательно, подает
хорошую надежду.
В рисовании. Отличных дарований, очень хороших
успехов.
В чистописании. Очень способен и прилежен.
В фехтовании. Довольно хорошо.
По нравственной части. Весьма благонравен, с
осторожностию и разборчивостью, благороден,
добродушен, рассудителен, чувствителен с
мужеством.
Пушкин Александр, 13 лет.
Имеет более блистательные, нежели
основательные дарования, более пылкий и тонкий,
нежели глубокий ум. Прилежание его к учению
посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось
его добродетелью. Читав множество французских
книг, но без выбора, приличного его возрасту,
наполнил он память свою многими удачными местами
известных авторов; довольно начитан и в русской
словесности, знает много басен и стишков. Знания
его вообще поверхностны, хотя начинает несколько
привыкать к основательному размышлению.
Самолюбие вместе с честолюбием, делающее его
иногда застенчивым, чувствительность с сердцем,
жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и
особенная словоохотливость с остроумием ему
свойственны. Между тем приметно в нем и
добродушие, познавая свои слабости, он охотно
принимает советы с некоторым успехом. Его
словоохотность и остроумие восприял новый и
лучший вид с счастливою переменою образа его
мыслей, но в характере его вообще мало
постоянства и твердости.
В русском и латинском языках. Более понятливости
и вкуса, нежели прилежания, но есть соревнование.
Успехи довольно хороши.
Во французском языке. Стал прилежнее и успехи
постоянные.
В немецком языке. При всей остроте и памяти
нимало не успевает.
По словесности немецкой и французской. Худые
успехи, без способностей, без прилежания и без
охоты, испорченного воспитания.
В логике и нравственности. Весьма понятен,
замысловат и остроумен, но не прилежен вовсе и
успехи не значущие.
В математике. Острота, но для пустословия, очень
ленив и в классе нескромен, успехи посредственны.
В географии и истории. Более дарования, нежели
прилежания, рассеян. Успехи довольно хороши.
В рисовании. Отличных дарований, но тороплив и
неосмотрителен. Успехи неощутительны.
В чистописании. Способен и прилежен.
В фехтовании. Довольно хорошо.
По нравственной части. Мало постоянства и
твердости, словоохотен, остроумен, приметно и
добродушие, но вспыльчив с гневом и легкомыслен.
В Законе Божием. Все слушали прилежно и
внимательно.
Подписано:
Директор Императорского
Царскосельского Лицея
Василий МАЛИНОВСКИЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|