Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛИЦЕЙСКИЙ СЧЕТ 
 

Елена ЛИТВЯК

Педагогика лиц

Царскосельский Лицей в характеристиках его знаменитых воспитанников

Когда в начале девяностых стало возможным открывать собственные, авторские учебные заведения, возникла и потребность в поиске образа хорошей, подлинной школы. Для одних педагогов это была дореволюционная русская классическая гимназия, для других – романтический образ Царскосельского Лицея, давшего русской культуре трех поэтов, двух политических заговорщиков, одного мореплавателя, одного блестящего министра, одного музыканта, одного талантливого актера и многих просто порядочных, честных людей, верных и добрых. Разве мы не мечтаем, чтобы и наши дети выросли такими? Тяга к лицею не убывает. Во многих школах играют в пушкинскую эпоху, в лицей с переодеваниями, яркими постановками, поэтическими салонами. Лицеев как общеобразовательных учреждений стало теперь столько, что слово «лицеист» никого не удивляет. Но все лицеи, даже самые замечательные, пишутся на вывесках с маленькой буквы. И только один Лицей с большой. Тот самый, Императорский Царскосельский, затем Александровский, а для нас навсегда – Пушкинский.
Но если мы отвлечемся от романтических представлений о Лицее, сложившихся в наших головах, и попробуем вчитаться в документы, оставленные воспитанниками и педагогами первого, пушкинского, курса, вдруг окажется, что феномен «лицейскости», если можно так выразиться, – плод совершенно особенной, единичной, никем в дальнейшем в такой полноте не повторимой лицейской педагогики. Тех особенных отношений, сложившихся между взрослыми и подростками, жившими в одних стенах вместе шесть лет. И дело здесь не только в том, что время, общие впечатления, общий опыт жизни объединяют сами по себе. Оказывается, именно тонкое, любовное, бережное отношение наставников к лицеистам, их острое педагогическое зрение помогли в свое время разглядеть не столько их блестящее будущее, тогда неизвестное, сколько тот внутренний ресурс души, который был в каждом из этих мальчиков, очень разных по возрасту, образу домашнего воспитания и социальному положению.
Вот перед нами замечательный документ той эпохи, когда еще не существовало ни дневников, ни классных журналов, ни вызовов родителей в школу. Это табель об успехах и поведении, составленная по итогам занятий в течение нескольких месяцев учебного года. Трудно удержаться от желания прочесть ее с карандашом в руках, испещрив пометками. Но пусть каждый сам сделает ремарки в такт своим мыслям. Мы же лишь выделили курсивом то, что достойно, по нашему мнению, специального, чисто учительского внимания.
В списке – тридцать человек, целый класс. Мы выбрали пятерых, знакомых многим. Александр Пушкин, Антон Дельвиг – троечники, будущие поэты, Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер – хорошисты, будущие декабристы, Константин Данзас – последний ученик в классе, будущий секундант Пушкина на дуэли.
Но не безликие цифры отметок, а дети и учителя смотрят на нас со страниц этого текста. Каждый предстает таким, каков есть, но, с другой стороны, каким может стать в скором времени. Тени школьных предметов не заслоняют детские лица, напротив, учительские заметки не только описывают уровень овладения «знаниями, умениями, навыками» по предмету, но и самое главное – какие стороны личности ребенка открываются через призму школьных уроков. Между строчек живет надежда, никто никому не выносит окончательного приговора, даже самому беспутному и бестолковому.
Судьба человека, особенно маленького, слишком часто действительно в руках у учителя. Видимо, это ясно сознавали наставники первого, пушкинского, курса и не стремились переделать воспитанников под один, пусть и самый прекрасный шаблон. Они искали в каждом его особенное, его лицо и, отталкиваясь от этого, вводили детей в Культуру. Может быть, Лицей и лицо – слова однокоренные, как это ни странно звучит? Лицей – лицо – личность. Может быть, поэтому русская культура так внезапно и щедро была одарена этими мальчиками, что встретились на пути их жизни такие учителя?
Кстати сказать, многие и учителями-то не были в нынешнем смысле слова. Но зато умели смотреть в глубь человека, а не скользить по поверхности внешнего поведения. Может, и нам стоит у них поучиться так видеть своих детей?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru