ЛИЦЕЙСКИЙ СЧЕТ
Педагогика лиц
Царскосельский Лицей в
характеристиках его знаменитых воспитанников
Когда в
начале девяностых стало возможным открывать
собственные, авторские учебные заведения,
возникла и потребность в поиске образа хорошей,
подлинной школы. Для одних педагогов это была
дореволюционная русская классическая гимназия,
для других – романтический образ
Царскосельского Лицея, давшего русской культуре
трех поэтов, двух политических заговорщиков,
одного мореплавателя, одного блестящего
министра, одного музыканта, одного талантливого
актера и многих просто порядочных, честных людей,
верных и добрых. Разве мы не мечтаем, чтобы и наши
дети выросли такими? Тяга к лицею не убывает. Во
многих школах играют в пушкинскую эпоху, в лицей
с переодеваниями, яркими постановками,
поэтическими салонами. Лицеев как
общеобразовательных учреждений стало теперь
столько, что слово «лицеист» никого не удивляет.
Но все лицеи, даже самые замечательные, пишутся
на вывесках с маленькой буквы. И только один
Лицей с большой. Тот самый, Императорский
Царскосельский, затем Александровский, а для нас
навсегда – Пушкинский.
Но если мы отвлечемся от романтических
представлений о Лицее, сложившихся в наших
головах, и попробуем вчитаться в документы,
оставленные воспитанниками и педагогами
первого, пушкинского, курса, вдруг окажется, что
феномен «лицейскости», если можно так
выразиться, – плод совершенно особенной,
единичной, никем в дальнейшем в такой полноте не
повторимой лицейской педагогики. Тех особенных
отношений, сложившихся между взрослыми и
подростками, жившими в одних стенах вместе шесть
лет. И дело здесь не только в том, что время, общие
впечатления, общий опыт жизни объединяют сами по
себе. Оказывается, именно тонкое, любовное,
бережное отношение наставников к лицеистам, их
острое педагогическое зрение помогли в свое
время разглядеть не столько их блестящее
будущее, тогда неизвестное, сколько тот
внутренний ресурс души, который был в каждом из
этих мальчиков, очень разных по возрасту, образу
домашнего воспитания и социальному положению.
Вот перед нами замечательный документ той эпохи,
когда еще не существовало ни дневников, ни
классных журналов, ни вызовов родителей в школу.
Это табель об успехах и поведении, составленная
по итогам занятий в течение нескольких месяцев
учебного года. Трудно удержаться от желания
прочесть ее с карандашом в руках, испещрив
пометками. Но пусть каждый сам сделает ремарки в
такт своим мыслям. Мы же лишь выделили курсивом
то, что достойно, по нашему мнению, специального,
чисто учительского внимания.
В списке – тридцать человек, целый класс. Мы
выбрали пятерых, знакомых многим. Александр
Пушкин, Антон Дельвиг – троечники, будущие поэты,
Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер – хорошисты,
будущие декабристы, Константин Данзас –
последний ученик в классе, будущий секундант
Пушкина на дуэли.
Но не безликие цифры отметок, а дети и учителя
смотрят на нас со страниц этого текста. Каждый
предстает таким, каков есть, но, с другой стороны,
каким может стать в скором времени. Тени школьных
предметов не заслоняют детские лица, напротив,
учительские заметки не только описывают уровень
овладения «знаниями, умениями, навыками» по
предмету, но и самое главное – какие стороны
личности ребенка открываются через призму
школьных уроков. Между строчек живет надежда,
никто никому не выносит окончательного
приговора, даже самому беспутному и
бестолковому.
Судьба человека, особенно маленького, слишком
часто действительно в руках у учителя. Видимо,
это ясно сознавали наставники первого,
пушкинского, курса и не стремились переделать
воспитанников под один, пусть и самый прекрасный
шаблон. Они искали в каждом его особенное, его
лицо и, отталкиваясь от этого, вводили детей в
Культуру. Может быть, Лицей и лицо – слова
однокоренные, как это ни странно звучит? Лицей –
лицо – личность. Может быть, поэтому русская
культура так внезапно и щедро была одарена этими
мальчиками, что встретились на пути их жизни
такие учителя?
Кстати сказать, многие и учителями-то не были в
нынешнем смысле слова. Но зато умели смотреть в
глубь человека, а не скользить по поверхности
внешнего поведения. Может, и нам стоит у них
поучиться так видеть своих детей?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|