Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2004

Первая тетрадь. Политика образования


ХОД КОНЕМ 

Алексей ОЛЕЙНИКОВ

Трудового спора нет

Профсоюз хотел добиться повышения учительской зарплаты через трудовой арбитраж.
А получилась, как всегда, забастовка

20 октября в стране пройдет массовая забастовка бюджетников. Ее устраивает Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы России, в которую входят профсоюзы учителей, врачей и работников культуры.
Профсоюзные чиновники утверждают, что эта забастовка коренным образом отличается от предыдущих. Если раньше просто писали плакаты и шли к Белому Дому, то сегодня Ассоциация профсоюзов попыталась по Трудовому кодексу вступить с Правительством и образовательным ведомством в «коллективный трудовой спор». То есть – сформулировать свои требования, создать так называемую примирительную комиссию, чтобы решить, как эти требования воплощать в жизнь…
Правительство на требования Ассоциации не ответило, комиссии не случилось. Какая разница, где эти требования написаны – на бумаге с профсоюзной печатью или на плакате в руках пикетчика, если в Белом доме знают: ничего, потребуют, помитингуют – и разойдутся.
И вот теперь профсоюз выводит людей бастовать. Понятно, что обращения учителей к власти справедливы: если раньше зарплата была просто нищенской, то теперь людей лишили и гарантий, что ее будут выплачивать. Но, как показывают события прошлых лет, от забастовок раз в год учительский заработок фактически не увеличивается…

1.jpg (6631 bytes)

2.jpg (6656 bytes)

Сначала – предыстория нынешней забастовки. 10 июня 2004 года Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) провела очередную всероссийскую акцию протеста профсоюзов. Митинги сменялись демонстрациями и чередовались с шествиями, воззваниями, письмами и телеграммами в адрес правительства. 600 тысяч людей вышли на улицы.
А с начала октября началась подготовка к четвертой по счету всероссийской забастовки работников образования, здравоохранения и культуры.
Требования профсоюзов к правительству были такими:
– повысить с учетом инфляции заплату всем бюджетникам, независимо от их подчиненности, в 1,5 раза уже во втором полугодии 2004 года;
– при рассмотрении бюджета 2005 года заложить увеличение зарплаты не менее чем в 2 раза работникам федеральной бюджетной сферы и оказать финансовую помощь регионам для такого же повышения;
– сохранить льготы сельским учителям и обеспечить полное финансирование этих льгот;
– законодательно закрепить федеральные гарантии по минимальным уровням оплаты труда всех бюджетников, а также по порядку индексации их заработной платы.
Требования были сформулированы еще весной, в конце июня они были официально отосланы правительству и всем заинтересованным федеральным министерствам. На требования эти никто не ответил. И в конце лета ассоциация решила вступить с правительством в коллективный трудовой спор.

“Коллективный трудовой спор, – объясняет заведующая правовым отделом профсоюза работников образования Жанна Осипцова, – это самый радикальный из всех предусмотренных законом способов решения трудового конфликта. В рамках нового трудового кодекса мы к этой мере прибегаем впервые. Просто позиция правительства не оставляет нам другого выхода”.

Немного углубимся в юриспруденцию. Трудовой коллективный спор – это спор между работодателем и трудовым коллективом. Процедура его разрешения устанавливается в коллективном трудовом договоре.
В нашем случае роль договора выполняет трехстороннее соглашение между учительским профсоюзом, Министерством образования и науки и правительством.
Первый этап рассмотрения коллективного трудового спора – создание примирительной комиссии. В случае, если работодатель отказывается войти в состав этой комиссии, для разрешения спора создается трудовой арбитраж. Если работодатель отказывается войти в состав арбитража, работники имеют право на забастовку. Причем для работодателя за отказ от участия в примирительных процедурах не предусмотрена административная ответственность.
Когда правительство узнало, что с ним хотят вступить в спор, вместо примирительной комиссии по данному делу в спешном порядке была реанимирована РТК – Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, не созывавшаяся к тому времени уже полгода. Координатором комиссии был назначен А.Д.Жуков – заместитель председателя Правительства РФ. Прошло несколько встреч в формате “совещаний по согласованию позиций”. И стало ясно, что в спор, тем более коллективный, да еще и трудовой, никто с той стороны вступать не хочет.
В связи с этим 17 сентября ассоциация приняла решение проводить второй этап всероссийской забастовки, назначив ее на 20 октября. Речь шла о пятидневной забастовке.
После этого в воскресенье вечером, 12 октября, состоялась встреча глав профсоюзов с председателем правительства Фрадковым, зампредседателя Жуковым и министрами Фурсенко, Зурабовым, Соколовым. По итогам встречи стороны согласились с необходимостью “уточнить комплекс запланированных мер по повышению заработной платы работникам организаций бюджетной сферы”.
После этого ассоциация решила снизить срок забастовки до одного дня – 20 октября, приостановив, а не прекратив ее с 21-го. Как было сказано, “учитывая начавшийся переговорный процесс”. А он, процесс этот, может быть разным.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Юридически неверно представлять профсоюз работников образования как «трудовой коллектив», а правительство и Министерство образования и науки как «работодателей», для того чтобы воспользоваться схемой коллективного трудового спора.
Правительство РФ не может считаться работодателем в отношении учителей, поскольку заработную плату им обеспечивают региональные власти. А вскоре они сами будут решать, кому сколько платить – единая федеральная ЕТС и общие для всех российских педагогов льготы перестают существовать 1 января 2005 года.
Уже теперь при разработке и принятии в 89 субъектах РФ законов о бюджете размер учительской зарплаты и объем учительских льгот и гарантий каждый регион будет устанавливать самостоятельно, исходя из собственных финансовых возможностей и собственных представлений о социальных приоритетах.
А Министерство образования РФ, подписавшее последнее отраслевое соглашение с ассоциированным всероссийским профсоюзом, не имеет на сегодняшний день прямого правопреемника. Федеральное агентство по образованию отвечает лишь за финансирование федеральных же вузов. Поэтому попытки профсоюзных лидеров создать примирительную комиссию и трудовой арбитраж заранее были обречены на неуспех – субъект спора отсутствует.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru