ХОД КОНЕМ
Трудового спора нет
Профсоюз хотел добиться повышения
учительской зарплаты через трудовой арбитраж.
А получилась, как всегда, забастовка
20 октября в стране пройдет массовая
забастовка бюджетников. Ее устраивает
Ассоциация профсоюзов работников
непроизводственной сферы России, в которую
входят профсоюзы учителей, врачей и работников
культуры.
Профсоюзные чиновники утверждают, что эта
забастовка коренным образом отличается от
предыдущих. Если раньше просто писали плакаты и
шли к Белому Дому, то сегодня Ассоциация
профсоюзов попыталась по Трудовому кодексу
вступить с Правительством и образовательным
ведомством в «коллективный трудовой спор». То
есть – сформулировать свои требования, создать
так называемую примирительную комиссию, чтобы
решить, как эти требования воплощать в жизнь…
Правительство на требования Ассоциации не
ответило, комиссии не случилось. Какая разница,
где эти требования написаны – на бумаге с
профсоюзной печатью или на плакате в руках
пикетчика, если в Белом доме знают: ничего,
потребуют, помитингуют – и разойдутся.
И вот теперь профсоюз выводит людей бастовать.
Понятно, что обращения учителей к власти
справедливы: если раньше зарплата была просто
нищенской, то теперь людей лишили и гарантий, что
ее будут выплачивать. Но, как показывают события
прошлых лет, от забастовок раз в год учительский
заработок фактически не увеличивается…
Сначала – предыстория нынешней
забастовки. 10 июня 2004 года Федерация независимых
профсоюзов России (ФНПР) провела очередную
всероссийскую акцию протеста профсоюзов.
Митинги сменялись демонстрациями и чередовались
с шествиями, воззваниями, письмами и
телеграммами в адрес правительства. 600 тысяч
людей вышли на улицы.
А с начала октября началась подготовка к
четвертой по счету всероссийской забастовки
работников образования, здравоохранения и
культуры.
Требования профсоюзов к правительству были
такими:
– повысить с учетом инфляции заплату всем
бюджетникам, независимо от их подчиненности, в 1,5
раза уже во втором полугодии 2004 года;
– при рассмотрении бюджета 2005 года заложить
увеличение зарплаты не менее чем в 2 раза
работникам федеральной бюджетной сферы и
оказать финансовую помощь регионам для такого же
повышения;
– сохранить льготы сельским учителям и
обеспечить полное финансирование этих льгот;
– законодательно закрепить федеральные
гарантии по минимальным уровням оплаты труда
всех бюджетников, а также по порядку индексации
их заработной платы.
Требования были сформулированы еще весной, в
конце июня они были официально отосланы
правительству и всем заинтересованным
федеральным министерствам. На требования эти
никто не ответил. И в конце лета ассоциация
решила вступить с правительством в коллективный
трудовой спор.
“Коллективный трудовой спор, –
объясняет заведующая правовым отделом профсоюза
работников образования Жанна Осипцова, – это
самый радикальный из всех предусмотренных
законом способов решения трудового конфликта. В
рамках нового трудового кодекса мы к этой мере
прибегаем впервые. Просто позиция правительства
не оставляет нам другого выхода”.
Немного углубимся в юриспруденцию. Трудовой
коллективный спор – это спор между
работодателем и трудовым коллективом. Процедура
его разрешения устанавливается в коллективном
трудовом договоре.
В нашем случае роль договора выполняет
трехстороннее соглашение между учительским
профсоюзом, Министерством образования и науки и
правительством.
Первый этап рассмотрения коллективного
трудового спора – создание примирительной
комиссии. В случае, если работодатель
отказывается войти в состав этой комиссии, для
разрешения спора создается трудовой арбитраж.
Если работодатель отказывается войти в состав
арбитража, работники имеют право на забастовку.
Причем для работодателя за отказ от участия в
примирительных процедурах не предусмотрена
административная ответственность.
Когда правительство узнало, что с ним хотят
вступить в спор, вместо примирительной комиссии
по данному делу в спешном порядке была
реанимирована РТК – Российская трехсторонняя
комиссия по регулированию социально-трудовых
отношений, не созывавшаяся к тому времени уже
полгода. Координатором комиссии был назначен
А.Д.Жуков – заместитель председателя
Правительства РФ. Прошло несколько встреч в
формате “совещаний по согласованию позиций”. И
стало ясно, что в спор, тем более коллективный, да
еще и трудовой, никто с той стороны вступать не
хочет.
В связи с этим 17 сентября ассоциация приняла
решение проводить второй этап всероссийской
забастовки, назначив ее на 20 октября. Речь шла о
пятидневной забастовке.
После этого в воскресенье вечером, 12 октября,
состоялась встреча глав профсоюзов с
председателем правительства Фрадковым,
зампредседателя Жуковым и министрами Фурсенко,
Зурабовым, Соколовым. По итогам встречи стороны
согласились с необходимостью “уточнить
комплекс запланированных мер по повышению
заработной платы работникам организаций
бюджетной сферы”.
После этого ассоциация решила снизить срок
забастовки до одного дня – 20 октября,
приостановив, а не прекратив ее с 21-го. Как было
сказано, “учитывая начавшийся переговорный
процесс”. А он, процесс этот, может быть разным.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Юридически неверно представлять
профсоюз работников образования как «трудовой
коллектив», а правительство и Министерство
образования и науки как «работодателей», для
того чтобы воспользоваться схемой коллективного
трудового спора.
Правительство РФ не может считаться
работодателем в отношении учителей, поскольку
заработную плату им обеспечивают региональные
власти. А вскоре они сами будут решать, кому
сколько платить – единая федеральная ЕТС и общие
для всех российских педагогов льготы перестают
существовать 1 января 2005 года.
Уже теперь при разработке и принятии в 89
субъектах РФ законов о бюджете размер
учительской зарплаты и объем учительских льгот и
гарантий каждый регион будет устанавливать
самостоятельно, исходя из собственных
финансовых возможностей и собственных
представлений о социальных приоритетах.
А Министерство образования РФ, подписавшее
последнее отраслевое соглашение с
ассоциированным всероссийским профсоюзом, не
имеет на сегодняшний день прямого
правопреемника. Федеральное агентство по
образованию отвечает лишь за финансирование
федеральных же вузов. Поэтому попытки
профсоюзных лидеров создать примирительную
комиссию и трудовой арбитраж заранее были
обречены на неуспех – субъект спора отсутствует.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|