ШКОЛА И ВЛАСТЬ
Бумажное образование
Для хорошей отчетности талантливые люди
не нужны
Общение с чиновниками любых рангов –
занятие крайне полезное для душевного здоровья.
Ну, например, начинаешь ты подозревать, что в
родной стране не все благополучно, предположим, с
образованием.
Что сельские школы закрываются, что бесплатно
поступить в вуз уже невозможно, что талантливым
педагогам работать не дают… Послушаешь
директоров и учителей, и подозрения только
усиливаются.
И тогда единственное твое спасение – поговорить
с чиновником. Госслужащий в два счета уверит
тебя, что никаких проблем нет, а все плохое тебе
просто померещилось. Деньги выделены и освоены,
целевые программы приняты, плановые мероприятия
проведены.
Общение с государственными служащими – отличное
противоядие от суровой действительности. А сами
они – неутомимые творцы виртуального мира
отчетов, докладов и постановлений.
Историческая закономерность: чем хуже
становится жизнь, тем радужнее она выглядит в
бумажной вселенной номенклатурных рапсодов.
Народ делится на два лагеря: и те и другие
чиновникам не верят, но одни живут так, как им
скажут, а вторые – своим умом.
К министру за компьютером
Станица Полтавская – административный центр
Красноармейского района Краснодарского края. С
виду – обычный населенный пункт, каких на юге
России сотни: розы в палисадниках, на обочинах
продают дыни, в пыли спят беспородные псы.
На самом деле Полтав-
ская – место уникальное. Все жители здесь умеют
пользоваться компьютером. И… знают, как писать
исковые заявления в суд. Электронный и правовой
ликбез – дело рук одного человека: Любови
Алимовой, бывшей учительницы физики средней
школы № 1, а ныне директора учебного комбината
«Росток».
Первую ЭВМ типа «Корвет» Любовь Александровна
привезла в родную станицу в 1989 году. За
компьютерами пришлось ехать на прием к министру
образования Эдуарду Днепрову. Компьютеры
министр дал, только они оказались бракованными.
Тогда Любовь Алимова первый раз в жизни подала в
суд. Не на министра – на завод-производитель.
Через два года судебных разбирательств Алимова
выиграла это заведомо бесперспективное дело. А
на полученные по иску деньги купила-таки в класс
работающие компьютеры.
С тех пор Любовь Алек-
сандровна поверила в правосудие. Более того,
научила писать заявления и оформлять иски и
других жителей Полтавской.
К инициативе компьютерного просвещения районные
власти отнеслись индифферентно. А вот ликвидация
правовой безграмотности затронула их за живое.
Любовь Алимова считает, что именно с этого
начались злоключения компьютерного центра
«Росток».
За 10 лет до информатизации
Но вернемся в начало
90-х.
– Я с головой ушла в
информатику, – вспоминает Любовь Алимова. – Для
меня, обычной сельской учительницы, это было
что-то из другой реальности. Я ночи напролет
просиживала над задачниками по
программированию, а днем пыталась разобраться в
машинах. Потом разрабатывала собственные
методики преподавания: ведь тогда еще никаких
пособий по информатике не было. Но скоро мне
этого показалось мало. Я подумала: вот у нас
отличные машины, а работаем мы на них от силы 18
часов в неделю. Но ведь можно в нашем
компьютерном классе обучать и ребят из остальных
школ станицы.
И вот в 1992 году, задолго до того, как идею
информатизации сельских школ стали продвигать
на госу-
дарственном уровне, в средней школе № 1 станицы
Полтавской открылся компьютерный центр
«Росток». Любовь Алимова стала его директором.
Крыло школы, где обосновался центр,
разваливалось. С потолка сыпалась штукатурка, в
полу зияли дыры. Шутка ли – здание было построено
в 1911 году…
Помещение вскоре отремонтировали на
самостоятельно заработанные деньги. Дело в том,
что в «Ростке» обучались информатике, умению
обращаться с компьютером не только ученики
четырех школ Полтав-
ской, но и взрослые. В отличие от школьников
станичные бухгалтеры и чиновники районной
администрации обучались за деньги. Это и
позволило центру выжить в эпоху «дикого
капитализма».
С первого года существования «Ростка» его
воспитанники стали занимать призовые места на
районных и краевых олимпиадах по информатике.
Несколько человек по итогам олимпиад были без
экзаменов приняты в вузы края.
– Они приезжали в Краснодар из глухой станицы,
название которой никто не слышал, – говорит
Алимова. – И на равных конкурировали с учениками
элитных городских школ, где условия обучения
несравнимы с нашими. Все это благодаря
постоянной работе с учебниками и результатам
предыдущих олимпиад. Плюс азарт и желание
доказать, что деревня не хуже.
Однако несколько лет назад юные программисты из
Полтавской перестали удивлять комиссии краевых
олимпиад.
В стране была объявлена всеобщая информатизация
сельских школ. Информатику, которую до этого
опытные учителя по авторским программам
преподавали только в «Ростке», передали в школы,
куда завезли «президентские» компьютеры.
– Чиновникам никак не объяснить простую вещь, –
говорит Любовь Алимова, – что иметь компьютер
совсем не значит знать предмет. Если мне подарят
автомобиль, я не поеду, потому что не умею, и уж
тем более не буду обучать вождению. А в школе все
просто. Скомандовали – поехали.
И вот в новых компьютерных классах вчерашние
преподаватели биологии или химии стали учить
детей обращаться с компьютером.
Биться за возвращение информатики в «Росток»
Алимова не стала. Переписала учебный план, прошла
соответствующие инстанции – и в компьютерном
центре стали преподавать уроки технологии для 10
и 11 классов. Ребята осваивали здесь четыре
профессии: оператора ЭВМ, секретаря, социального
работника и продавца. Как и раньше, большую часть
занятий проводили у компьютеров. Сначала в
«Ростке» им выдавали просто справки, потом –
дипломы государственного образца.
Когда объективные трудности были преодолены, в
историю вмешался субъективный фактор.
– Почему-то «Росток» не дает нашим чиновникам
покоя. Я для них – как красная тряпка для быка.
Слишком самостоятельно себя веду, что ли? –
рассказывает Любовь Алимова. – Вот уже несколько
лет нас откровенно травят.
«Вы же сами можете зарабатывать. Вот и
зарабатывайте»
Самостоятельность и живучесть «Ростка» внезапно
обернулись против него. В 2002 и 2003 годах
учреждение не получило от управления
образования ни копейки. «Вы же сами можете
зарабатывать. Вот и зарабатывайте», – говорили в
ответ на все просьбы Алимовой.
При этом «Росток» – не коммерческая организация,
и целиком окупить затраты на обучение
старшеклассников, на содержание современного
компьютерного парка не получается. В итоге
доходит до абсурда. Изучать Интернет, например,
приходится почти на пальцах. Ученики «Ростка»
умеют создавать собственные сайты и
интернет-страницы, только вот увидеть их в режиме
он-лайн не могут. Выход во всемирную паутину
осуществляется только через телефон, за
выделенную линию Алимова бьется уже не первый
год.
– Если бы «Росток» был для меня способом
заработать деньги, как почему-то считают наши
чиновники, я давно бы уже махнула рукой: здоровье
дороже. Да и много ли тут заработаешь? Вот у меня
уроки с утра до ночи, без выходных плюс еще
директорские, стаж, платные курсы… и за все
вместе платят пять тысяч. Для сельского учителя
это, конечно, много, но для жизни издевательски
мало. Стоит ли так биться за пять тысяч?! Конечно,
не стоит. Но я же не для себя стараюсь, а ради
детей, чтобы они не отставали от жизни, были
современными, могли потом поступить в любой вуз.
Однако у районного управления образования,
похоже, другие планы относительно будущего
выпускников сельских школ.
Когда Любовь Алимова по требованию роно пыталась
зарегистрировать свой компьютерный центр как
межшкольный учебный комбинат, в том же роно ей
сказали: в районе уже есть один учебный комбинат,
где готовят будущих трактористов, и второй не
нужен.
– Я стояла перед начальником управления
Владимиром Полищуком. У меня слов не было, –
вспоминает Любовь Алимова, – просто руки
опустились. Как это так «не нужен»? Полищук
пытался было отговориться ограниченностью
бюджета, но самому стыдно стало. Какой бюджет –
мы же денег не просим, если что, сами сможем
заработать, не в первый раз! Мы же просим одного:
оставьте нас в покое, не мешайте работать!
Пожарных вызывали?
Статус межшкольного учебного комбината «Росток»
все-таки получил. Может быть, потому, что ученики
Алимовой стали рассылать во все инстанции
(председателю районного совета, главе района)
коллективные письма: «Мы хотим получить
качественное образование в сфере высоких
компьютерных технологий! Мы не хотим быть
трактористами, а хотим быть операторами ЭВМ!»
– Тогда «Росток» стали «заказывать», – говорит
Любовь Александровна, непроизвольно переходя на
криминальный сленг, – сначала «заказали» нас
СЭС. Но с врачами удалось договориться. А потом
приехали пожарные…
Здесь история маленького учебного заведения
станицы Полтавской принимает детективный
характер.
Пожарный надзор нагрянул 19 августа прошлого
года. В здании находились завхоз Наталья Екимова
и сама Алимова. Они доделывали ремонт в классе.
– Пожарные ворвались очень эффектно, как в
фильмах. Разговаривали с нами с первой же минуты,
как с террористками какими-нибудь, – вспоминает
Алимова. – Схватили Наталью, сунули ей в руки
огнетушитель и рявкнули: «Как этим
пользоваться?» Она от неожиданности ничего
сказать не может, а они: «Ага, не умеет обращаться
с огнетушителем! Штраф! 500 рублей!» Потом
пробежались по кабинетам, ничего толком не
объясняя, и в запале говорят: «Грубые нарушения!
Все опечатать! Покинуть помещение!»
Я им спокойно объясняю: «Я не могу отсюда уйти,
здесь дорогостоящая техника. Кто мне поручится
за ее сохранность? Мне надо дождаться сторожа». А
они кричат: «Ах, вы сопротивляетесь! Тогда мы
зовем милицию!» И правда позвали. Приехали
милиционеры. Всего получилось шестеро мужиков на
двух женщин. Причем все они – бывшие мои ученики.
Я им говорю: что, арестовывать меня будете? А они
глаза прячут и отворачиваются. В итоге составили
протокол и выписали мне штраф на 2 тысячи рублей.
Но Алимова штраф платить не стала, а подала на
пожарных в суд.
«Я не умею проигрывать»
Дело это на первый взгляд выглядело еще более
безнадежным, чем давняя тяжба по поводу
компьютеров министра Днепрова. По всей России
руководители учебных заведений безропотно
платят за нарушение пожарной безопасности. А
учительница информатики из станицы Полтавской
берется доказать, что это противоречит закону.
Все элементарно: школа не имеет собственных
средств, живет за счет государственного
финансирования, а значит, в том, что нет денег на
установку пожарной сигнализации и покупку новых
огнетушителей, виноваты не директора, а
чиновники. Их и надо штрафовать.
В районном суде иск Алимовой, не особо вникая,
удовлетворить отказались. Любовь Александровна
обратилась в суд краевой. И неожиданно вышла из
этой тяжбы победителем.
– Просто я не умею проигрывать, – говорит Любовь
Алимова. – Особенно когда речь идет о такой
вопиющей несправедливости. Когда это касается
всех, а не только меня. Если я хочу чего-то
добиться, я это обязательно сделаю.
Непреодолимых препятствий нет: если есть
проблема, есть и решение. Это моя жизненная
позиция.
Профсоюз
Воспитанию правового
сознания жителей Полтав-
ской способствовала не одна Алимова. Четыре года
назад другую учительницу, Людмилу Малыч, избрали
председателем районного профсоюза работников
образования. С тех пор спокойная жизнь для
местных властей закончилась.
– Меня обвиняют, – рассказывает Людмила Малыч, –
в том, что я «не советуюсь с администрацией
района». Это же просто абсурд! Что же, когда я на
них в суд подаю, мне у них надо разрешение
спрашивать?
А исковых заявлений в районный суд поступает
немало. Поводы самые разные: неверно посчитанный
стаж, недоплаченные пенсии, несправедливые
приказы о наказании педагогов.
– Надо учитывать наш кубанский менталитет, –
говорит Людмила Малыч. – Законы, суды – для людей
это понятия далекие. О своих правах здесь мало
кто слышал. Но мы стараемся, воспитываем,
объясняем. Узнав, что они могут за себя постоять,
люди очень удивляются.
Еще Людмилу Малыч обвиняют в том, что она
«баламутит район». 20 октября здесь планируют
присоединиться к всероссийской забастовке. Но,
может, бастовать будет уже некому. На 19-е
назначена профсоюзная конференция, на которой
должны выбирать председателя.
– Администрация района делает все возможное, –
говорит Людмила Малыч, упорно не желающая
понимать, чьи именно интересы должен защищать
профсоюз, – чтобы меня убрать. Они знают: если не
вмешаться, то меня, конечно, переизберут. Поэтому
действуют по традиционному сценарию: звонят
директорам школ и просят оказать давление на
членов профсоюза, работающих в их школе.
Директора оказывают. Где намеками, а где прямо
говорят: проголосуешь за Малыч – сократим часы,
лишим премии. А одной учительнице, которая у нас в
профсоюзе тоже активно работает,
вообще пригрозили увольнением. Но я уверена в
победе.
История с интернатом
Впрочем, учителя не всегда
воевали с районной властью. Было время, когда во
главе управления образования стоял нетипичный
чиновник – Светлана Олиференко. Она занималась
несерьезными для государственного служащего
делами: помогала учителям, вникала в их проблемы.
Однако ее от управления образования отстранили и
«сослали» в одно из самых проблемных учебных
заведений района – школу-интернат для детей с
диагнозом «олигофрения».
Разжалованная начальница роно отчаиваться не
стала. За два года Светлана Олиференко очень
основательно включилась в проблемы интерната. А
еще – нашла деньги на ремонт и превратила
разваливавшееся здание в главную
достопримечательность района. Покрашенным и
отштукатуренным фасадом интерната очень
гордится новый глава управления – Владимир
Полищук.
«Вот я вам обязательно покажу нашу
школу-интернат, – любит говорить он, – как там
теперь стало хорошо. Это один из примеров, когда
общими силами мы делаем одно общее дело, получаем
общий хороший результат».
Отремонтировав здание, Светлана Олиференко
взялась за учебный процесс.
– Здесь огромное упущение, – говорит она, – у нас
дети учатся только до 9 класса. А на работу берут с
18 лет. То есть два года они где-то болтаются без
надзора, без средств к существованию, буквально
брошенные на произвол судьбы. И в это время они
творят все что угодно: киоски грабят или что
похуже.
Светлана Олиференко решила открыть еще и 10 класс,
где воспитанники интерната могли бы не только
дотянуть до совершеннолетия, но и освоить
какую-нибудь профессию. Причем вся необходимая
для этого материально-техническая база, то есть
мастерские и инструменты, у интерната уже есть.
От районного управления образования требовалось
немного: две ставки воспитателя, то есть четыре
тысячи в месяц и соответственно 48 тысяч в год.
Денег в роно, естественно, не нашли, хотя цифра
эта для местного бюджета далеко не критичная.
Район богатый, и на образование тратятся намного
более серьезные суммы. По словам Владимира
Полищука, в 2004-м только на подготовку школ к
новому учебному году было израсходовано 10
миллионов рублей. Из них два миллиона 58 тысяч
ушло на облицовку школьных пищеблоков новой
плиткой и пластиком. Дело, бесспорно,
благородное. Особенно если учесть, что
отремонтированные столовые не менее приятно
показывать гостям и ревизорам, чем
благоустроенное крыльцо интерната. А вот 48 тысяч
на открытие в том же интернате 10 класса у роно
нет. И поэтому дети с диагнозом «олигофрения»
продолжают в 15 лет попадать на улицу.
Молодые специалисты
А у местного роно помимо новой
плитки в пищеблоках есть масса других поводов
для гордости. Например, районная программа
поддержки молодых специалистов.
«Везде есть проблемы с молодежью. Мало платят,
работа непрестижная, – рассказывает Владимир
Полищук, – в нашем районе глава придумал, как
привлечь молодежь. На День учителя к нам пришли 25
молодых специалистов, и всем им выдали
единовременное пособие в 2,5 тысячи. И еще: если в
других районах молодые специалисты начинают
работать с 8-го разряда тарифной сетки, то у нас с
11-го. Это где-то 470 рублей ежемесячно к основному
заработку. Тоже неплохо».
…После вуза Галина и Андрей Шевченко – молодая
учительская семья – вернулись в родную школу № 1.
Галина стала преподавателем начальных классов,
Андрей – учителем истории, а потом и директором
школы.
Все было хорошо, пока Галина Шевченко не стала
финалисткой всероссийского конкурса «Учитель
года-2003». Когда молодая учительница вернулась из
Москвы, где, как она выражается, «ее носили на
руках», ей пришлось привыкать к еще одному новому
ощущению...
– У меня теперь две жизни, – рассказывает Галина
Шевченко, – одна здесь, в классе, среди детей.
Жизнь счастливая и насыщенная. А потом я
переступаю через порог, и начинается другая
жизнь. Иду по коридору и слышу у себя за спиной
шепотки. А завуч мне так прямо и сказала: «Может,
хватит звездить и выпендриваться?» Эта зависть
так изматывает, у меня уже сил нет. Больше всего я
боюсь, что мое состояние отразится на детях.
Они-то здесь ни при чем!
Популярность принесла молодой учительнице и
более серьезные неприятности, чем завистливый
шепот за спиной. Навестить Галину Шевченко,
прославившую станицу Полтавскую на всю Россию,
собрался сам губернатор края. Узнав о визите
Александра Ткачева, районные чиновники сильно
занервничали. Заглянули в школу и увидели, что
состояние учебного заведения может расстроить
высокого гостя. Чиновники решили
перестраховаться – и сняли директора школы
Андрея Шевченко. Чтобы в случае чего можно было
отвечать: «молодой руководитель не справился,
уже наказан».
А семья молодых специалистов с тех пор живет на 2,5
тысячи (больше Галина зарабатывать не может, так
как в начальных классах максимальная нагрузка 20
часов). Из этой суммы большая часть уходит на
оплату коммунальных услуг. А еще в семье Галины и
Андрея подрастает дочь…
Очень прямая речь
После таких историй хочется
чего-нибудь успокоительного. Какого-нибудь
светлого финального аккорда. Например, пойти в
роно и послушать, что там говорят об образовании.
Итак, слово начальнику управления образования
Красноармейского района Краснодарского края
Владимиру Полищуку:
«Большие изменения у нас произошли в сфере
образования, когда пришел новый глава района. У
нас были проблемы до этого с подготовкой школ,
менялись начальники управления образования. Вот
такая была чехарда.
Наш новый глава Михаил Тимофеев уделяет
образованию большое внимание. В конце каждого
учебного года вместе с большой комиссией он
объезжает все школы района, осматривает все и
говорит: в этой школе мы будем делать то-то и
то-то, такой-то объем работ будем выполнять. А все
члены комиссии записывают: записывает начальник
управления образования, записывают подрядчики.
Вот в этом году из Москвы привезли плитку. Мы
поставляем в школы стройматериалы, а задачи школ
их вложить в дело: положить плитку, прибить
пластик, положить кирпич… Распоряжения даны,
работа закипела.
Кроме того, в этом году по всем школам, ну, или
почти по всем, а их у нас в районе всего 28, мы
поставили туалеты. Потому что зима, холод, сами
понимаете… Советую посмотреть, какие это
туалеты. Пластик, плитка, зеркало. Цветы стоят.
Это нужно было сделать. Глава определил – и
директора школ начали собирать деньги,
привлекать родителей, спонсоров.
Это очень непросто – подготовить школу. Ведь в
это время идет и оздоровительная кампания. Но все
прекрасно понимают: придет время, и глава со всех
спросит: мы вам дали строительный материал, мы
вам дали деньги, подключили подрядчиков, а вы что
сделали? Уже с первого года общения с нашим
главой все поняли: трудиться надо в поте лица.
И у нас ведь не просто так: объехал глава и
посмотрел. Кто работал – надо и наградить. В
соседних районах призовой фонд – 15 тысяч. А я
горжусь: у нас 500 тысяч! Представляете: 500 тысяч
призового фонда раздали – за благоустроенный
туалет, за пищеблоки… мы отметили все учреждения
образования, ни одно не оставили в обиде…»
Наталья КЛЮЧАРЕВА
Фото Данила РОМАНОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|