Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
ОЙ, ЗНАЮ!

Как стать властелином минут

В рядах родителей брожение: “Дети часами делают домашнюю работу! Хоть вы задавайте поменьше!” Ну а детям вслед за родителями как себя не пожалеть: “Я до двенадцати ночи домашку делал(а)! Ужас!”
Но у меня своя версия этих “ужасов”.
Версия учителя

Родители не сумели (или даже не собирались) организовать ребенку рабочее пространство в доме и вместе с ребенком разумно выстроить учебный день.
Поэтому ребенок посидел пять минуточек за уроками, а потом пошел на кухню чаю попить…
Но не смог пройти мимо телевизора, вот и задержался на часок... Потом почитал еще пять минут и задумался...
Потом поел... Поиграл с братом...
Потом домашняя работа растянулась у него на целый день.
А когда пришла пора спать,
мама обнаружила, что уроки не сделаны. “О чем они там в школе думают? Разве можно так много задавать?”
И полусонный ребенок кое-как дописывал проклятое упражнение...

Ритуальный замер

Решила я разобраться со временем. Подумала-подумала и вывела мелом на доске рядом с домашним заданием по русскому языку такую формулу: t = ...?
– Что-о-о это? – спрашивают удивленно.
– Время засеките, – отвечаю, – когда сядете задание по русскому делать. А потом посмотрите, сколько оно у вас времени заняло. Все результаты должны быть перед уроком выписаны на доске. Те, что меньше получаса, – в кружочке, больше получаса – в квадратике.
В классе (а он был третьим) были ребята, которые до сих пор не умели определять время по часам – никак не давались им эти проклятые стрелки. Насте пришлось просить соседку объяснить ей все про часы (мама у Насти хоть и математик, да завуч, так что дома ее почти не бывает). Вот он – настоящий мотив-то! И ведь не учительница задала учить ци-
ферблат, а на самом деле Насте вдруг понадобилось срочно научиться определять время.
На следующий день вхожу в класс – вся доска в кружочках и квадратиках. “Кружочков явно больше”, – с облегчением отмечаю про себя.
Класс с любопытством сличал цифры. Разброс результатов от 12 минут до 1 часа 58 минут!!! Не скрывая радости, я сообщаю, что полчаса – нормальное время на ежедневные занятия русским языком и чтением.
На следующий день народ в самом деле попытался сделать домашнюю работу по русскому, не теряя времени даром. Получившийся результат, похоже, ошарашил даже их. Первая реплика на уроке была Коськина:
– Представляете?! Я даже английский на послезавтра успел сделать! И мне разрешили завтра к Вовке пойти!
Дети любят ритуалы. И уж коли полюбилась какая придумка – жди, что она приобретет тотальный характер. Так оно и случилось: вскоре все уроки, включая устные, стали делать на время. Видно, им понравилась такая жизнь, когда куча свободного времени!

По просьбе трудящихся

По просьбе трудящихся было введено следующее правило: каждый имел право один раз во время работы (в какое – это он решал сам) подойти к исходному тексту, который лежал на стуле в углу класса, и заглянуть в него. Но глядеть можно ровно столько, сколько... сыплется песок в песочных часах, которые он сам же и перевернул, подойдя к стулу.
Эта возможность подойти к тексту и какое-то время поглядеть в него стала потом традицией для многих письменных работ.
Помню, время бурно обсуждалось. Договорились про одну минуту. Но как ее отследишь? Если самому за секундной стрелкой наблюдать, то в текст смотреть некогда. Кое-кто набивался в “счетчики” – но это ж 20 минут урока (по числу учеников) на циферблат только смотреть! Когда же работать?.. И тут взгляд Саши упал на песочные часы на моем столе.
Песок он и есть песок. Сыплется две минуты. Без вариантов. “А давайте, кто хочет, два раза по минуте!” На том и остановились.

Мария ГАНЬКИНА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru