РЕЖИССУРА УРОКА
ОЙ, ЗНАЮ!
Как стать властелином минут
В рядах родителей брожение: “Дети
часами делают домашнюю работу! Хоть вы задавайте
поменьше!” Ну а детям вслед за родителями как
себя не пожалеть: “Я до двенадцати ночи домашку
делал(а)! Ужас!”
Но у меня своя версия этих “ужасов”.
Версия учителя
Родители не сумели (или даже не
собирались) организовать ребенку рабочее
пространство в доме и вместе с ребенком разумно
выстроить учебный день.
Поэтому ребенок посидел пять минуточек за
уроками, а потом пошел на кухню чаю попить…
Но не смог пройти мимо телевизора, вот и
задержался на часок... Потом почитал еще пять
минут и задумался...
Потом поел... Поиграл с братом...
Потом домашняя работа растянулась у него на
целый день.
А когда пришла пора спать,
мама обнаружила, что уроки не сделаны. “О чем они
там в школе думают? Разве можно так много
задавать?”
И полусонный ребенок кое-как дописывал проклятое
упражнение...
Ритуальный замер
Решила я разобраться со временем.
Подумала-подумала и вывела мелом на доске рядом с
домашним заданием по русскому языку такую
формулу: t = ...?
– Что-о-о это? – спрашивают удивленно.
– Время засеките, – отвечаю, – когда сядете
задание по русскому делать. А потом посмотрите,
сколько оно у вас времени заняло. Все результаты
должны быть перед уроком выписаны на доске. Те,
что меньше получаса, – в кружочке, больше
получаса – в квадратике.
В классе (а он был третьим) были ребята, которые до
сих пор не умели определять время по часам –
никак не давались им эти проклятые стрелки. Насте
пришлось просить соседку объяснить ей все про
часы (мама у Насти хоть и математик, да завуч, так
что дома ее почти не бывает). Вот он – настоящий
мотив-то! И ведь не учительница задала учить ци-
ферблат, а на самом деле Насте вдруг понадобилось
срочно научиться определять время.
На следующий день вхожу в класс – вся доска в
кружочках и квадратиках. “Кружочков явно
больше”, – с облегчением отмечаю про себя.
Класс с любопытством сличал цифры. Разброс
результатов от 12 минут до 1 часа 58 минут!!! Не
скрывая радости, я сообщаю, что полчаса –
нормальное время на ежедневные занятия русским
языком и чтением.
На следующий день народ в самом деле попытался
сделать домашнюю работу по русскому, не теряя
времени даром. Получившийся результат, похоже,
ошарашил даже их. Первая реплика на уроке была
Коськина:
– Представляете?! Я даже английский на
послезавтра успел сделать! И мне разрешили
завтра к Вовке пойти!
Дети любят ритуалы. И уж коли полюбилась какая
придумка – жди, что она приобретет тотальный
характер. Так оно и случилось: вскоре все уроки,
включая устные, стали делать на время. Видно, им
понравилась такая жизнь, когда куча свободного
времени!
По просьбе трудящихся
По просьбе трудящихся было введено следующее
правило: каждый имел право один раз во время
работы (в какое – это он решал сам) подойти к
исходному тексту, который лежал на стуле в углу
класса, и заглянуть в него. Но глядеть можно ровно
столько, сколько... сыплется песок в песочных
часах, которые он сам же и перевернул, подойдя к
стулу.
Эта возможность подойти к тексту и какое-то время
поглядеть в него стала потом традицией для
многих письменных работ.
Помню, время бурно обсуждалось. Договорились про
одну минуту. Но как ее отследишь? Если самому за
секундной стрелкой наблюдать, то в текст
смотреть некогда. Кое-кто набивался в
“счетчики” – но это ж 20 минут урока (по числу
учеников) на циферблат только смотреть! Когда же
работать?.. И тут взгляд Саши упал на песочные
часы на моем столе.
Песок он и есть песок. Сыплется две минуты. Без
вариантов. “А давайте, кто хочет, два раза по
минуте!” На том и остановились.
Мария ГАНЬКИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|