РЕЖИССУРА УРОКА
ПОЖАРНЫЙ ВЫХОД
О “методе торговли”
Поначалу это единственно понятный и
самый простой язык общения с “трудными
подростками”. Конечно, не самый лучший. Зато
верный. Вот только застревать на нем нельзя! Он
может быть использован только на первых порах и в
исключительных обстоятельствах.
Надо признаться, я не люблю торговых
отношений с людьми. Но впервые мне пришлось
осваивать их в вечерней школе, в тот период, когда
обычная школа скидывала туда всех недоделанных,
недолюбленных, озлобленных и ничему не наученных
детей…
Разбудить “спящих”
Какие мысли приходят в голову, когда видишь
пустые глаза подростка, выкинутого в вечернюю
школу или ПТУ? Мысли о том, что никакие они не
пустые, а просто “спящие”. Эти “спящие”
мальчики и девочки привыкли быть неуспешными и
старались быть незаметными (это в лучшем случае,
если только учителя не начинали доставать их
своими придирками и не доводили до истерик и
злобных выходок!).
А ведь в школе проходит десятилетие жизни
человека. Слышите – ЖИЗНИ! Стало быть, все эти 10
лет нужно заботиться об устроении такого уклада,
чтобы человек проживал школу, а не отсиживал
положенное время. Строить жизнь в классе! – вот
что надо делать в первую очередь.
Между тем большинство учителей больше всего
волнуются о дисциплине. Но дисциплину нужно
понимать как порядок на уроке. Чаще всего учителя
думают о порядке для себя, не задумываясь о том,
что несет он детям. Одна из учительниц так и
говорила: моя основная забота – чтобы дети были
послушными. Но задумываемся ли мы о том, кому и
чему послушны должны быть дети?
Жесткая дисциплина дается порой за счет
устрашения. Когда человек боится забыть,
опоздать, не выучить, получить не ту отметку...
Школа превращается в учреждение, калечащее
здоровье и психику детей.
И вот эти выброшенные из школы собраны вместе!
Если бы я была начальником, то всех молодых
учителей велела бы отправлять именно в вечерние
школы и ПТУ, где бы каждый проверил, способен ли
он выдержать работу в этой системе. Если выживет,
то и в общеобразовательную школу его можно
принять. А если нет, то, как говорится, не судьба
быть учителем…
В то время я уже овладевала “театральной
педагогикой” А.П.Ершовой и В.М.Букатова. Мне
казалось, что этот стиль живительно скажется на
ребятах. Ведь, с одной стороны, этим ребятам надо
вернуть их непрожитую учебную деятельность,
изловчиться и показать, что это их дело и оно им
по силам. А кроме того, в занудные уроки физики
вдохнуть оживление.
Время базара
Прежде чем увлечь людей, надо бы, чтобы они тебя
признали за нужного человека. Любого учителя
дети встречают проверкой “на прочность”.
Все-таки учителя их донимали сколько-то там лет.
Вот теперь каждый из нас и получал за всех
донимателей. Ну да мне не впервой проходить
“школу собственного выживания”.
Главная особенность учащихся вечерних школ,
кулинарных техникумов и ПТУшек – развязная
разговорчивость. В любой момент урока кто-то
кем-то недовольный начинает громко и
бесцеремонно выяснять отношения. Думать, как
унять разговорчивых собеседников, приходится
быстро. И обязательно бесконфликтно. Тебя
провоцируют на раздражение. А тебе надо быть
спокойным, ровным и ни в коем случае не орать. Они
ведь к этому привычны.
Итак, иду в класс. Вхожу в класс лениво (и этим уже
вызываю их любопытство). Говорю очень тихо. Для
них это непривычно, и потому они меня слушают. Им
любопытно ведь, что их ждет.
А я достаю огромные песочные часы и объявляю, что
администрация меня предуведомила, что даже по
болезни пропущенный урок должен быть проведен,
то есть положенные часы должны быть вычитаны. Так
вот, как только начинается базар, я замолкаю и,
глядя на часы, молча хронометрирую – пишу на
доске время:
1 мин., 2 мин., 3 мин. Базарить можно только 5 минут.
Если время базара дольше, то я, как честный
человек, считаю урок непроведенным (!) и не
фиксирую его в журнале.
Если время идет, я сажусь и занимаюсь своими
делами, не обращая (якобы) внимания на
происходящее в кабинете, раз уж мне (и им)
придется повторять все занятие целиком в
какое-то другое время…
Всё! Одного такого демарша достаточно для того,
чтобы ученики усвоили этот урок! В дальнейшем,
как только я смотрю на часы, тут же все начинают
одергивать друг друга: “Тихо! Она время пишет!”
Броуновское движение
А что же на уроке? Тема “Молекулярное движение”.
И часть учеников превращаются в молекулы,
совершая беспорядочное движение по кабинету. А
другая часть – кристаллическая решетка (сидящие
за партами улавливают и притягивают к себе
замедлившую движение молекулу).
Вы думаете: что за сумасшедший дом, ведь теперь
играющих ни за что не остановить? Да нет! Звучит
“стоп!” – и вся картинка, как по волшебству,
замерла. После этого садимся и начинаем
разбираться в физическом смысле возникшей
картинки.
“Детский сад, да и только! – подумает иной
учитель. – И зачем это заводить такую
дребедень!” Может, и дребедень, да вот только
именно такой способ оживления модели
запоминается навсегда. Даже ПТУшниками. Теперь и
слова-термины учебной темы с легкостью
воспроизводятся теми, кто вроде бы никогда
ничего не мог запомнить.
Ну а начинались наши уроки всегда с взаимоопроса
в парах домашнего задания. Но не за тем, чтобы
проверить, а для того, чтобы вспомнить!
Не для проформы
На первых же уроках я старалась показать, что
каждое физическое явление можно объяснить на
четырех языках: а) графическом; б) формульном или
алгебраическом; в) модельном; г)
экспериментальном (опытном).
И предлагаю ребятам собраться в четверки. Каждая
группа договаривается, какой из четырех
возможных языков она будет учить. (Так и слышу
возможные учительские реплики: “Зачем это нам
надо?!” Дорогие оппоненты, давайте будем думать,
зачем не НАМ, а ИМ это надо!)
Так вот, верите или нет, но ученики отлавливали
меня и на переменках, и после уроков, чтобы
непременно рассказать (сдать) тему на выбранном
“в четверках” языке. И так радостно, когда
видишь лица, ожившие в неформальном (не для
проформы) учении.
Лидия ФИЛЯКИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|