Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
ПОЖАРНЫЙ ВЫХОД

О “методе торговли”

Поначалу это единственно понятный и самый простой язык общения с “трудными подростками”. Конечно, не самый лучший. Зато верный. Вот только застревать на нем нельзя! Он может быть использован только на первых порах и в исключительных обстоятельствах.

Надо признаться, я не люблю торговых отношений с людьми. Но впервые мне пришлось осваивать их в вечерней школе, в тот период, когда обычная школа скидывала туда всех недоделанных, недолюбленных, озлобленных и ничему не наученных детей…

Разбудить “спящих”

Какие мысли приходят в голову, когда видишь пустые глаза подростка, выкинутого в вечернюю школу или ПТУ? Мысли о том, что никакие они не пустые, а просто “спящие”. Эти “спящие” мальчики и девочки привыкли быть неуспешными и старались быть незаметными (это в лучшем случае, если только учителя не начинали доставать их своими придирками и не доводили до истерик и злобных выходок!).
А ведь в школе проходит десятилетие жизни человека. Слышите – ЖИЗНИ! Стало быть, все эти 10 лет нужно заботиться об устроении такого уклада, чтобы человек проживал школу, а не отсиживал положенное время. Строить жизнь в классе! – вот что надо делать в первую очередь.
Между тем большинство учителей больше всего волнуются о дисциплине. Но дисциплину нужно понимать как порядок на уроке. Чаще всего учителя думают о порядке для себя, не задумываясь о том, что несет он детям. Одна из учительниц так и говорила: моя основная забота – чтобы дети были послушными. Но задумываемся ли мы о том, кому и чему послушны должны быть дети?
Жесткая дисциплина дается порой за счет устрашения. Когда человек боится забыть, опоздать, не выучить, получить не ту отметку... Школа превращается в учреждение, калечащее здоровье и психику детей.
И вот эти выброшенные из школы собраны вместе! Если бы я была начальником, то всех молодых учителей велела бы отправлять именно в вечерние школы и ПТУ, где бы каждый проверил, способен ли он выдержать работу в этой системе. Если выживет, то и в общеобразовательную школу его можно принять. А если нет, то, как говорится, не судьба быть учителем…
В то время я уже овладевала “театральной педагогикой” А.П.Ершовой и В.М.Букатова. Мне казалось, что этот стиль живительно скажется на ребятах. Ведь, с одной стороны, этим ребятам надо вернуть их непрожитую учебную деятельность, изловчиться и показать, что это их дело и оно им по силам. А кроме того, в занудные уроки физики вдохнуть оживление.

Время базара

Прежде чем увлечь людей, надо бы, чтобы они тебя признали за нужного человека. Любого учителя дети встречают проверкой “на прочность”. Все-таки учителя их донимали сколько-то там лет. Вот теперь каждый из нас и получал за всех донимателей. Ну да мне не впервой проходить “школу собственного выживания”.
Главная особенность учащихся вечерних школ, кулинарных техникумов и ПТУшек – развязная разговорчивость. В любой момент урока кто-то кем-то недовольный начинает громко и бесцеремонно выяснять отношения. Думать, как унять разговорчивых собеседников, приходится быстро. И обязательно бесконфликтно. Тебя провоцируют на раздражение. А тебе надо быть спокойным, ровным и ни в коем случае не орать. Они ведь к этому привычны.
Итак, иду в класс. Вхожу в класс лениво (и этим уже вызываю их любопытство). Говорю очень тихо. Для них это непривычно, и потому они меня слушают. Им любопытно ведь, что их ждет.
А я достаю огромные песочные часы и объявляю, что администрация меня предуведомила, что даже по болезни пропущенный урок должен быть проведен, то есть положенные часы должны быть вычитаны. Так вот, как только начинается базар, я замолкаю и, глядя на часы, молча хронометрирую – пишу на доске время:
1 мин., 2 мин., 3 мин. Базарить можно только 5 минут. Если время базара дольше, то я, как честный человек, считаю урок непроведенным (!) и не фиксирую его в журнале.
Если время идет, я сажусь и занимаюсь своими делами, не обращая (якобы) внимания на происходящее в кабинете, раз уж мне (и им) придется повторять все занятие целиком в какое-то другое время…
Всё! Одного такого демарша достаточно для того, чтобы ученики усвоили этот урок! В дальнейшем, как только я смотрю на часы, тут же все начинают одергивать друг друга: “Тихо! Она время пишет!”

Броуновское движение

А что же на уроке? Тема “Молекулярное движение”. И часть учеников превращаются в молекулы, совершая беспорядочное движение по кабинету. А другая часть – кристаллическая решетка (сидящие за партами улавливают и притягивают к себе замедлившую движение молекулу).
Вы думаете: что за сумасшедший дом, ведь теперь играющих ни за что не остановить? Да нет! Звучит “стоп!” – и вся картинка, как по волшебству, замерла. После этого садимся и начинаем разбираться в физическом смысле возникшей картинки.
“Детский сад, да и только! – подумает иной учитель. – И зачем это заводить такую дребедень!” Может, и дребедень, да вот только именно такой способ оживления модели запоминается навсегда. Даже ПТУшниками. Теперь и слова-термины учебной темы с легкостью воспроизводятся теми, кто вроде бы никогда ничего не мог запомнить.
Ну а начинались наши уроки всегда с взаимоопроса в парах домашнего задания. Но не за тем, чтобы проверить, а для того, чтобы вспомнить!

Не для проформы

На первых же уроках я старалась показать, что каждое физическое явление можно объяснить на четырех языках: а) графическом; б) формульном или алгебраическом; в) модельном; г) экспериментальном (опытном).
И предлагаю ребятам собраться в четверки. Каждая группа договаривается, какой из четырех возможных языков она будет учить. (Так и слышу возможные учительские реплики: “Зачем это нам надо?!” Дорогие оппоненты, давайте будем думать, зачем не НАМ, а ИМ это надо!)
Так вот, верите или нет, но ученики отлавливали меня и на переменках, и после уроков, чтобы непременно рассказать (сдать) тему на выбранном “в четверках” языке. И так радостно, когда видишь лица, ожившие в неформальном (не для проформы) учении.

Лидия ФИЛЯКИНА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru