РЕЖИССУРА УРОКА
АЗБУКА ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Казалось бы, какой пустяк: на каждый
урок учительница приносит с собой песочные часы!
Однако, согласитесь, случай этот из ряда вон
выходящий. Нет, в детский сад всякие завлекаловки
на занятия таскать – это как раз понятно. Но вот в
школу-то зачем?
Об этом сегодня и пойдет речь. О песочных часах,
воспитательном моменте и домашнем задании.
Кстати, именно так назывался один из материалов
нашего выпуска от 18 сентября, где мы и обещали
подробнее остановиться на взаимоотношениях со
временем учителей и учеников.
“Стоп! Время истекло!”
Обещанный комментарий к письму-отчету
сельской учительницы географии
Временные рамки – как реке берега –
очень даже нужны. Например, для того, чтобы
возникли течения – мыслей, чувств, находок. Чем
прочнее берега, тем более стремительные течения
они могут выдержать. А если берега подкопать, то
течение прекратится и начнется заболачивание
местности.
Это только когда дома сидишь и к уроку
готовишься, кажется, что две минуты – это ерунда.
А на уроке даже две минуты – это очень много. И
учителю бывает трудно даже две минуты удерживать
свое внимание на времени.
Но вот если учитель станет буквально держаться
за часы, которые не на руке его будут покоиться
(он сам по себе, они сами по себе), а именно что
перед собственным носом в кулаке будут зажаты, то
тогда есть надежда, что он, учитель, сможет-таки
продемонстрировать ученикам свою личную
дисциплинированность, подавая наглядный пример
делового отношения к каждой секунде урока.
Круговерть с часами
О песочных часах на уроке я впервые услышал от
замечательнейшей учительницы Лидии
Константиновны Филякиной. Песочные часы (я купил
их в ближайшей аптеке – стоили они тогда копейки)
оказались безотказнее, но были не всегда удобны в
работе. Песочные часы хороши тем, что впопыхах не
зачтешь какие-нибудь 1,5 минуты вместо отведенных
2 или 10. Но вот пропустить 2 минуты и спохватиться
на 8-й, а то и вовсе на 15-й – это запросто! Дал
сигнал, перевернул склянку – оглянуться не
успел, как весь песок уже давным-давно
пересыпался.
И тогда я стал на уроки приносить секундомер,
который был в моем хозяйстве с детства. Но через
месяц и от секундомера мне пришлось отказаться:
после третьего падения со стола он перестал
ходить.
И тут я перешел на обычные мужские наручные часы.
Они оказались удобнее и секундомера, и песочных
часов. Часы на руке сейчас есть у всех. Только вот
важно, чтоб они были с секундной стрелкой. Я дал
команду: начали! – и тут же большой палец правой
руки прижал к стеклу циферблата на том месте, где
в это время секундная стрелка находилась.
Преимущества секундомера
Тут я сделаю в своем рассказе прыжок назад.
Помнится, лет сто назад проводил я с
пятиклассниками соревнование на рекордно
медленное чтение (рекордно медленное, но без
потери смысла – есть у нас такой вариант
социоигровой работы над выразительным чтением;
подробности можно найти в § 31–32 моей книжки
“Педагогические таинства дидактических игр”).
Семь строчек (три предложения) стихотворного
текста сказки Жуковского Об Иване-царевиче и
Сером волке нужно прочитать как можно дольше.
Сначала даже двадцать секунд некоторым ученикам
даются с трудом. Серьезные достижения
начинаются, когда результаты приближаются к
минуте и даже больше (подчеркну: без потери
смысла). Борьба разгорается за каждую секундочку.
Подчеркну, что тренировки у нас проходили по
тройкам. На каждую тройку секундомеров не
напасешься (даже тот, что был, разбили). В ход
пошли ручные часы с секундными стрелками. И тут
преимущество секундомера стало особо очевидно.
Если ученику давать команду НАЧАЛИ, то он
начинает торопиться и рекордного времени не
добивается. А вот когда он сам открывает рот (и
секундомер включается с первым произнесенным
звуком) и, не торопясь, ползет дальше, то это
создавало самые что ни на есть благоприятные
условия для установления новых рекордов. С
первым звуком секундомер запускается, с
последним – останавливается. На циферблате –
точный результат.
Наручные часы
А вот с наручными часами сначала было не так.
Контролер (эта роль попеременно была у каждого в
тройке) возьмет циферблат и ждет, когда
секундная стрелка подойдет к удобной отметке.
Вот она приблизилась, и контролер кричит: НАЧАЛИ!
А исполнитель замешкался, оказался не готов. Тут
контролер останавливает замер: “Хитренький, –
говорит, – секунды идут, а ты молчишь. Так
нечестно. Давай сначала”. Вот они опять ждут,
чтобы секундная стрелка подошла к удобной
отметке, и… повторяется все то же самое.
Вот тогда-то и возникло это социоигровое
ухищрение – не ждать секундной стрелки и не
подавать сигнал “работнику”, а по его началу
отмечать пальцем на циферблате местонахождение
секундной стрелки. А потом высчитывать
результат.
Итак, если на выполнение было отведено 2 минуты,
то пальцем отмечается положение секундной
стрелки, и когда она полный круг пройдет и к моему
пальцу опять возвратится, то я и увижу, что
половина времени уже истекла и осталась одна
минутка.
Чтоб не пригорало
Ну а дальше я обычно поступал так. Для
поддержания (нагнетения) рабочего азарта
(социоигрового темпоритма) сообщаю, что осталось
всего-навсего одна минута. Стрелка побежала
дальше. По циферблату легко мысленно провести
диаметр и определить, где будет стрелка через 30
секунд (если отсчет пошел с отметки, например,
между четырьмя и пятью часами, то соответственно
полминуты придется на сектор между десятью и
одиннадцатью). Вот она подошла к этому месту, и я
опять сообщаю: осталось уже 30 секунд. Следующее
предупреждение – когда останется 15 секунд, потом
5 секунд (помешиваю, чтоб не пригорало). И наконец
звучит команда: СТОП! время истекло.
Надо сказать, что, засекая таким образом время, мы
ловим 133 зайца.
Во-первых, дети, заранее подготовленные к тому,
что время истекает, потом не начинают ныть: мы не
успели, мы не знали, мы не готовы! Все, как
миленькие, подчиняются общей команде стоп и
дружно начинают перена-
страиваться для выполнения каких-то других ролей
(например, при смене ролей судейских на
зрительские или на-
оборот – это как уж было задумано учителем).
Во-вторых, учителю, не на шутку занятому
циферблатом, некогда подглядывать, какие команды
что и как делают. Ведь если учитель хотя бы краем
глаза подглядит, что у кого происходит, то не
утерпит и вмешается. А детям это не всегда на
пользу. Многие учителя это понимают и стараются
придерживать язык за зубами. Но даже если учитель
вслух не высказывает замечаний, то все равно его
одобрение, возмущение или удивление угадывается
по выражению лица. А для тренировки дет-
ской самостоятельности, повторим, это не всегда
на пользу. Так пусть уж лучше учитель стоит,
вцепившись в часы, и следит за бегом секундной
стрелки, а не коршуном носится над склоненными
головами детей, мешая течению их собственных
мыслей, поиску их собственных вариантов решения.
Ну а в-третьих, учитель на деле умудряется
показать, что дорога каждая секунда. Ведь у нас на
школьных уроках как обычно бывает? Учитель чуть
что – сразу кричит: дорога каждая минута! некогда
ворон считать! При этом сам время ученическое не
ценит: читая мораль ротозеям, он тем самым
транжирит время тех учеников, которые находятся
в рабочей форме. Они-то вынуждены все то время,
которое учитель тратит на свои назидания,
терпеливо (или не очень) простаивать.
За что боролись…
Кстати, о терпении и прочей, как сейчас модно
говорить, толерантности.
Звонок на урок, а в классе только три человека!
Остальных ЕЩЕ нет! И тут начинается
разбирательство с громами и молниями. А ведь те
трое, которые пришли вовремя, не виноваты. За что
же им принимать удар на себя?
И другое дело – звонок, в классе три человека, а
учитель и бровью не ведет. Тут же
сориентировавшись, дает одно из самых заводных
(любимых в этом классе) заданий. И тогда все
опоздавшие, войдя в класс и увидев, что
интересная работа в разгаре, невольно подумают:
эх, жаль, что я опоздал – самое интересное
пропустил.
И наоборот, если опоздавший входит в класс, а там
учитель чернее тучи и всех пропесочивает, то
опоздавший невольно радуется, что на его долю
учительской ругани досталось поменьше. Так что
если он в другой раз опоздает еще больше, то
удивляться этому не стоит. Как говорится, за что
боролись, на то и напоролись…
Вячеслав БУКАТОВ
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина подарков и часов www.095SHOP.ru. На страницах интернет магазина www.095SHOP.ru представлен большой ассортимент настенных и напольных часов, включающий в себя часы Hermle, Gallo, MADO и Ridgeway, обладающих элегантным внешнем видом и высокой точностью хода, которые послужат настоящим украшением интерьера и выгодно подчеркнут статус владельца. Удобная система оплаты и доставка по всей России позволять купить часы не покидая кресла за Вашим компьютером.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|