Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Как оценить труд учителя
Вариантов много – и ни один не совершенен

Тарификация, аттестация – эти кошмарные слова уже месяца два витают в школьных коридорах, в кабинетах администрации, в учительской.
По какому разряду тебя протарифицировали? Как оценили твои усилия? Почему не заметили достижений, которые так непросто достались?
Пора повышать разряд, сдавать кучу бумаг, не имеющих никакого отношения к тому, что ты делаешь на самом деле, чем гордишься, над чем бьешься из урока в урок. И не сдавать нельзя. Обидно, стыдно быть хуже других, хочется официального признания.
Понятно желание любого начальства, от завуча до министра, как-то разобраться, насколько я хороший или плохой учитель, сравнить меня с коллегами и воздать по заслугам (пусть в рамках небогатой учительской зарплаты, тарифной сетки). Но как это сделать правильно, по-настоящему. По каким критериям?
Сдельно? По количеству часов? Но бывает мало уроков, зато какие – на всю жизнь. А можно «дать 40 часов в неделю», и ничего не останется ни в тебе, ни в детях.
По результату? А что это такое? Ведь не оценки, не количество ошибок в тетради и не процент поступления в престижные вузы твой педагогический результат! Все перечисленное – бюрократия, статистика, следствие умелой дрессировки, жесткого отбора, удачного стечения обстоятельств, побочного эффекта настоящего образования…
Когда начинается время результатов?
После урока один ученик пулей выскакивает из класса, радуясь освобождению от каторги, а другой остается доспорить про Гамлета, все-таки любившего (или нет?) несчастную Офелию. Это уже результат? Или результат определится в конце четверти, года, школы, на экзамене? А может, через 10 лет после выпуска? Сложилась у человека жизнь или нет… Только поздно задним числом повышать учителю разряд или лишать всех премий.
Так что же, может, и верно, провести с педагогом «экзамен по предмету» и определить на его основании, хорош или не хорош педагог?
Что ж, самый легкий вариант. Пусть почитает умные журналы, выучит, напишет реферат… Но станет ли от этого детям интереснее на уроке?
Педагог не дает никаких гарантий, он не может механически воспроизводить отработанные технологии.
Учитель – не узкий предметник. Он прежде всего работает человеком. И потому его нельзя оценить, протарифицировать.
Я знаю, что в мире существуют разные критерии повышения учительской зарплаты. Что ценится больше всего? Конечно, уровень компетентности. От этого все равно не уйти. Хотя тут же вопрос на засыпку: а как ее определишь, учительскую компетентность? Во всяком случае, не через то, как ты выучил учебник по педагогике.
А еще ценится работа учителя над повышением собственного образовательного уровня. Учись где хочешь и чему хочешь, хоть на барабане играть, но если у тебя есть эта потребность учиться и ты ее заявляешь, повышение зарплаты обеспечено. И это, наверное, правильно: какой же ты учитель, если у тебя угасла тяга к собственному образованию?
Ценится и количество учеников, выбравших тебя своим учителем. Да много вариантов! И ни один не совершенен.
И нет, наверное, идеальных конструктивных решений в этом вопросе. А потому я принимаю субъективное решение: не глядя расписываюсь в тарификации и отправляюсь на урок.
Все остальное к делу не относится.

Любовь ПАВЛОВА,
учитель-словесник


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru