КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Мнение директора
По тому, как школьная администрация
поощряет труд учителей, можно понять, что ценится
в этой конкретной школе.
Многое становится видно, если внимательно
вчитаться в формулировки. Возьмем формальную
формулировку: «…награждается за улучшение
воспитательного процесса». Что стоит за этой
общей фразой? Простая вещь: администрация не
выделяет, какой реальный вклад внес этот человек
в общее дело.
Вот мы решили ко Дню учителя наградить грамотами
практически всех сотрудников школы. Но мы
написали, за что конкретно поощряется тот или
иной человек. Например: «За работу по созданию
благоприятной атмосферы во время
дополнительного питания учителей и взрослых».
Учительница руководит ребятами, которые
работают в школьном кафе. Быть может, она не
проявляет выдающихся творческих способностей.
Но она создает ощущение комфорта. И детям это
важно.
Некоторые думают, что в «Школе самоопределения»
работают только те, кто наполнен постоянным
творчеством. А в действительности нам нужны и
хорошие исполнители.
Вот воспитатель группы продленного дня.
Возможно, этот человек не особо озабочен тем,
чтобы продвигать детей в развитии. Но у нее
ребята всегда будут накормлены, класс проветрен.
Она не оставит детей без прогулки. Казалось бы,
мелочь, ерунда. Но на самом деле нет.
Школа может работать только на знания, и тогда
будут важны лишь контрольные срезы. А условия
труда, напряжение, нервозность, которые
формируются при этом у детей, не будут
учитываться. Но ведь кто-то создает эту
нервозность, а кто-то снимает. В нашей школе
особенно ценится внимание к человеку.
Что касается размера материального поощрения, то
мне не хотелось бы разрабатывать положение о
премиях, где бы точно было определено, за что и
сколько нужно платить. Директору надо просто
чувствовать свой коллектив и понимать, что
именно важно отметить в данный момент. К примеру,
в какой-то момент необходимо поощрить
инициативу, а в другой – аккуратность. Например,
сейчас особенно важной становится безопасность.
Школа – сложный, меняющийся организм. К тому же
она находится в сложной ситуации по отношению к
социуму. Там тоже происходят изменения. И я,
например, никогда не думал, что придется
заниматься усилением охраны и заделкой дыр в
заборе.
Александр ТУБЕЛЬСКИЙ,
генеральный директор НПО
«Школа самоопределения»
г. Москва
Материальное поощрение труда учителей
определяется системой ценностей директора. У
каждого руководителя есть свое представление о
том, какой должна быть школа. И каждый шаг
учителя, который приближает школу к этой
идеальной модели, может быть поощрен.
Но вряд ли существует формула, по которой
директор может высчитать, насколько тот или иной
человек вписывается в эту идею. Такая технология,
на мой взгляд, невозможна.
Как же тогда принимается решение, кого и как
поощрить материально? Интуитивно, на основании
собственного опыта и понимания.
Рустам КУРБАТОВ,
директор школы «Ковчег»
г. Красногорск
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|