Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Мнение директора

По тому, как школьная администрация поощряет труд учителей, можно понять, что ценится в этой конкретной школе.
Многое становится видно, если внимательно вчитаться в формулировки. Возьмем формальную формулировку: «…награждается за улучшение воспитательного процесса». Что стоит за этой общей фразой? Простая вещь: администрация не выделяет, какой реальный вклад внес этот человек в общее дело.
Вот мы решили ко Дню учителя наградить грамотами практически всех сотрудников школы. Но мы написали, за что конкретно поощряется тот или иной человек. Например: «За работу по созданию благоприятной атмосферы во время дополнительного питания учителей и взрослых». Учительница руководит ребятами, которые работают в школьном кафе. Быть может, она не проявляет выдающихся творческих способностей. Но она создает ощущение комфорта. И детям это важно.
Некоторые думают, что в «Школе самоопределения» работают только те, кто наполнен постоянным творчеством. А в действительности нам нужны и хорошие исполнители.
Вот воспитатель группы продленного дня. Возможно, этот человек не особо озабочен тем, чтобы продвигать детей в развитии. Но у нее ребята всегда будут накормлены, класс проветрен. Она не оставит детей без прогулки. Казалось бы, мелочь, ерунда. Но на самом деле нет.
Школа может работать только на знания, и тогда будут важны лишь контрольные срезы. А условия труда, напряжение, нервозность, которые формируются при этом у детей, не будут учитываться. Но ведь кто-то создает эту нервозность, а кто-то снимает. В нашей школе особенно ценится внимание к человеку.
Что касается размера материального поощрения, то мне не хотелось бы разрабатывать положение о премиях, где бы точно было определено, за что и сколько нужно платить. Директору надо просто чувствовать свой коллектив и понимать, что именно важно отметить в данный момент. К примеру, в какой-то момент необходимо поощрить инициативу, а в другой – аккуратность. Например, сейчас особенно важной становится безопасность.
Школа – сложный, меняющийся организм. К тому же она находится в сложной ситуации по отношению к социуму. Там тоже происходят изменения. И я, например, никогда не думал, что придется заниматься усилением охраны и заделкой дыр в заборе.

Александр ТУБЕЛЬСКИЙ,
генеральный директор НПО
«Школа самоопределения»
г. Москва

Материальное поощрение труда учителей определяется системой ценностей директора. У каждого руководителя есть свое представление о том, какой должна быть школа. И каждый шаг учителя, который приближает школу к этой идеальной модели, может быть поощрен.
Но вряд ли существует формула, по которой директор может высчитать, насколько тот или иной человек вписывается в эту идею. Такая технология, на мой взгляд, невозможна.
Как же тогда принимается решение, кого и как поощрить материально? Интуитивно, на основании собственного опыта и понимания.

Рустам КУРБАТОВ,
директор школы «Ковчег»
г. Красногорск


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru