КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Темные воды школьной бухгалтерии
Это только считается, что зарплата
учителя зависит от его квалификационной
категории
Еще на августовском педсовете в
присутствии членов городской администрации
завуч зачитывала длинный список кружков:
туристической песни, стрелковый, кройки и шитья,
еще какие-то… Октябрь кончается, а ни один из них
не ведется. Хотя деньги кто-то получает исправно.
Зато учитель-предметник, у которого на носу
аттестация, «за бесплатно» занимается созданием
такой вещи, как журнал детского творчества.
Логика у директора простая: «нужных» людей
следует поощрять материально, а учителям,
которым предстоит аттестация, платить не
обязательно, они и так сделают все, что прикажут,
да еще и сверх того. И потом, за что платить: это же
им в удовольствие – собираться с детьми,
сочинять, писать, рисовать, набирать на
компьютере, верстать…
…В классе учатся 17 человек. По списку 24.
Постоянно отсутствующие – «мертвые души».
Когда-то это были реальные дети из этого класса,
но они давно куда-то переехали. И продолжают
числиться.
Зачем это делается? Для сохранения количества
класс-комплектов. Класс, в котором меньше 20
человек, по закону должен быть расформирован. А
это невыгодно, потому что когда в школе классов
много, то и ставок больше, и труд стоит дороже.
Или вот вопрос: одна ставка у завуча или полторы?
Это зависит от количества обучаемых в школе
детей. Сумма директорского фонда также
возрастает прямо пропорционально количеству
учеников. Вот и выходит, что городская школа
может получать 20 тыс. рублей ежемесячно, а
интернат, в котором учет детей очень строгий, в
два раза меньше, хотя нуждается в средствах
гораздо больше.
А как расходуется директорский фонд? Только не
спрашивайте об этом у директора! «Не ваше дело,
это не предмет обсуждения!» Приказ о
распределении материального фонда вывешивается
только в тех редких школах, где профсоюзный
комитет с администрацией не заодно. В первых
строках таких приказов фигурируют имена членов
администрации, которых поощряют «за внедрение»,
«подготовку и проведение». Причем суммы напротив
их фамилий несопоставимы с теми крохами,
которыми удостаивают учителей, например, за
открытые уроки на городских и областных
семинарах.
…Теперь в некоторых школах своя бухгалтерия.
Когда фронтальные проверки приходят в школу, они
касаются и бухгалтеров. Справка по нашей школе,
например, начинается словами о неправильном
расчете бухгалтерами собственных зарплат.
Причем завышены они не на единицы процентов, а
ровно в два раза.
Про большую дружбу директора с бухгалтерами и
про способы ее проявления знают все. Известный
факт: некоторые люди, включенные в штатное
расписание, годами работают где-то в Москве, а
кто-то ежемесячно расписывается в ведомости – за
рабочих столовых, электриков и слесарей... Личная
портниха директора, например, уже несколько лет
оформлена у нас как учитель трудовых технологий.
И все это известно классным руководителям,
которые раз в три месяца должны раскладывать
перед родителями совсем другие ведомости,
собирая деньги за охрану, в фонд школы, в фонд
класса, на рабочие тетради, на ремонт…
Это только считается, что зарплата учителя
зависит от его квалификационной категории.
Больную тему о том, как измываются над
аттестующимся учителем, требуя от него
исполнения любых инициатив администрации,
сейчас затрагивать не хочется. А вот особый
вопрос о том, что есть более «тонкие», сугубо
приватные тарифные сетки. Например, говорят:
«Мужчине стыдно так мало зарабатывать, надо для
него изыскать возможность доплаты, а то в школе
некому гвоздь забить». И изыскивается
какая-нибудь «мертвая» ставка, а то и полторы –
это когда надо регулярно заполнять журнал кружка
или факультатива, никаких занятий не ведя. Дети
из «списков участников» даже не подозревают, что
их охватили творческой или познавательной
деятельностью. И не то обижает педагогов, что
мужчина в школе хорошо зарабатывает, а то, что эта
подтасовка носит дискриминационный характер.
Почему администрация не помогает
учителю-женщине, у которой двое детей и нет мужа?
Да потому, что такая учительница сама «горит на
работе» и «живет с детьми общей жизнью»
совершенно бесплатно и от души.
И сколько ни пытаются школу нормализировать с
помощью всяких инспекций и ограничения
директорских прав, она стоит себе как маленький
феодальный город, в котором царящий произвол
скрыт не только стенами изобретательности и
административной сметки, но и молчаливым
согласием горожан с необходимостью произвола.
Евгения АКИМОВА,
заслуженный учитель России
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|