Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Взгляд из окон в расписании
На что администрация школы тратит учительское время

 Долгие годы учителей воспитывали: не нужно думать о себе. Главное – профессиональный долг.
Не отсюда ли наше учительское бесправие и готовность покорно соглашаться с любыми правилами игры, которые предлагает нам начальство? И не отсюда ли любовь чиновников к разного рода аттестационным процедурам, задача которых оценить «учительский функционал». Но кто сказал, что профессия учителя функциональна?
Вот и бьется учитель в этой странной растяжке.
С одной стороны, искусство быть учителем – это искусство быть собой, искусство быть личностью. Но, с другой стороны, как оценить человеческое в объективных параметрах? В очередной раз учитель чувствует себя заложником этого школьного абсурда.
Почему-то именно в первые месяцы каждого учебного года это становится особенно явным.

Первые недели учебного года в школе, наверное, всегда неразбериха, от нее устаешь еще больше, чем от обычных уроков. Прихожу в полной уверенности, что у меня будет урок в девятом классе, а передо мной – восьмой. Все как один без учебников – им тоже не сказали, что будет мой урок. Хорошо, что работаю в школе давно, могу быстро перестроиться с одного класса на другой. Но как же трудно в такой ситуации молодому преподавателю!
Больше всего такого рода конфликтов возникает, естественно, в сентябре: утрясается расписание, объявляются ставки, надбавки... А учитель пытается бороться за комфортные условия своей работы. Борьба эта, к сожалению, чаще всего заканчивается поражением учителя.
И виноваты в этом правящие в школе законы.
Ни для кого не секрет, что учителя почти никогда не работают на одну ставку. На те деньги, которые они за это получали бы, не проживешь. Так что не от хорошей жизни учитель работает вместо положенных 18 часов в неделю по 27–30, а иногда по 36 часов. В прошлом учебном году у меня была такая нагрузка, что впервые за двадцать лет работы пришлось взять больничный, и я согласилась отдать часть часов другому учителю.
Впрочем, оттого, что веду я теперь 20 часов в неделю, меньше бывать в школе я не стала. Все равно каждый день с восьми до трех. Потому что в результате у меня оказалось восемь “окон” – уроков, во время которых я в школе все равно сижу, хотя ничего за это не получаю. Пустая трата времени, от которой устаешь не меньше, чем от уроков. Если бы у нас была комната отдыха для учителей, хорошая библиотека, нормальная столовая, в этом не было бы ничего страшного. Но в нашей школе ничего этого нет, не было и, боюсь, не будет. У нас даже туалета нормального нет, не то что хорошо оборудованной учительской.
Никто точно не знает, сколько “окон” по закону может иметь учитель. Говорят, что не больше двух, но в этот закон давно никто не заглядывал. Да и зачем его перечитывать, если соблюдать его в условиях реальной школы практически невозможно?! Главное, чтобы каждый класс получил нужное количество уроков по каждому предмету. А учителей много, и у каждого свои интересы. Всем не угодишь. И если у моих коллег по тридцать часов, сначала ставят уроки им, а потом – мне и другим, у кого часов поменьше. А думать о равных условиях труда для всех педагогов у нашей администрации почему-то не получается.
На бумаге условия труда, конечно, прописаны, но все знают, что ни одна норма не соблюдается, и спокойно закрывают на это глаза.
Если бы у учителя была возможность, работая 18 часов в неделю, получать нормальные деньги, уверена: никто не стал бы брать большую нагрузку.

Татьяна ПЕТРОВА,
учитель биологии


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru