Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №68/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Тысяча и одна инструкция
регламентируют проведение ЕГЭ. И оказывается, этого мало

Снежный ком инструктивных писем, регламентирующих проведение эксперимента по ЕГЭ, разрастается год от года. А региональные руководители просят у федерального центра все новых и новых инструкций…
«Организация выпускных и вступительных экзаменов в традиционной форме никогда не вызывала особых сомнений, – рассказывает Вероника Спасская, начальник административно-правового управления Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. – Процедура была отлажена вплоть до мельчайших деталей: например, что делать с выпускником, опоздавшим на экзамен? В период эксперимента по ЕГЭ многие мелочи превратились для регионов в актуальную проблему. В 2001 году было издано 17 документов по регулированию эксперимента по ЕГЭ, в 2004 году их количество уже превысило 40».
Основой федеральной нормативно-правовой базы является постановление правительства и постоянно действующее Положение о проведении эксперимента по ЕГЭ 2002 года. Рекомендации и инструкции выпускаются по просьбе регионов – тем надо знать, как урегулировать ту или иную проблему.
Вот какие инструктивные письма были, например, впервые изданы в 2004 году:

– Об участии в ЕГЭ отдельных категорий выпускников.
– О распределении функций по организации проведения ЕГЭ в субъекте РФ.
– Об ответственности лиц, привлекаемых к работам по проведению ЕГЭ в субъектах РФ.
– Об оплате труда лиц, привлекаемых к работам по проведению ЕГЭ в субъектах РФ.
– О хранении и уничтожении экзаменационных материалов.

Этот неожиданный перечень проясняет, какие проблемы волнуют регионы: от санкций за нарушения при проведении ЕГЭ (ответственность, как и прежде, полагается только дисциплинарная) до оплаты труда (если ЕГЭ проводится на региональные деньги, в субъекте РФ могут сами решить, по каким ставкам платить), до технологии уничтожения использованных или невостребованных пропусков в ППЭ.
Остается ряд нерешенных вопросов. Например, как проводить ЕГЭ в
так называемых удаленных и труднодоступных территориях? Федеральный центр пока не берется решать, какую территорию следует относить к труднодоступной. Критерии образовательной удаленности до сих пор остаются невнятными. Право определить, какую территорию считать труднодоступной, остается за главной исполнительной властью субъекта РФ. А технология проведения ЕГЭ в таких медвежьих углах еще будет уточняться.
Выдвинуто предложение отказаться от пересылки в столь отдаленные места свидетельств о сдаче ЕГЭ – это лишняя трата денег и времени. Возможно, выпускники смогут получать и рассылать свое свидетельство в электронном виде либо, приехав на Большую землю, воспользоваться протоколом о сдаче ЕГЭ, которому будет придан официальный статус.
Во всяком случае, в 2004 году – рекордном по задержкам с рассылкой свидетельств ЕГЭ – многие руководители образования просили урегулировать проблему со своевременной выдачей результатов госэкзамена. Некоторые даже создали у себя в районных управлениях особые «книги учета времени выдачи результатов ЕГЭ».
В 2005 году будет разработано положение о региональном центре обработки информации (РЦОИ). Планируется детально определить и расписать взаимоотношения государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), конфликтной и предметной комиссий, РЦОИ и других структур.

В 2005 году нормативно-правовое обеспечение ЕГЭ станет ключевым вопросом. За это время Министерство образования и науки и Федеральная служба по надзору в сфере образования рассчитывают подготовить нормативно-законодательную базу, которая обеспечит переход нового экзамена в штатный режим.
Первым документом в этом ряду должно стать постановление правительства. Его проект уже подготовлен и направлен в ведомства на согласование. В ноябре планируется создать рабочую группу по подготовке к созданию законодательных и подзаконных актов, касающихся ЕГЭ. В январе – начать работу над проектом нового федерального закона: о внесении изменений и дополнений, касающихся ЕГЭ, в образовательное законодательство. В марте 2005 года – разработать проект программы поэтапного проведения ЕГЭ в РФ.
В 2004 году вместо Министерства образования РФ появились три федеральных органа исполнительной власти. Общие приказы об участии регионов в ЕГЭ 2005 года и приказ об участии в эксперименте вузов и ссузов будут издаваться Министерством образования и науки РФ. Остальные документы, касающиеся конкретных проблем, – Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Инструкции по проведению ЕГЭ 2005 года будут утверждены и направлены в регионы не позже декабря. Предполагается, что они их не станут печатать в отдельных сборниках, а просто разошлют по РЦОИ в электронном виде.
Что до действующего Положения о проведении эксперимента по ЕГЭ, то оно не менялось с 2002 года. Теперь к нему прилагается столько соответствующих рекомендаций и инструкций, что юристы не берутся подготовить новое положение в будущем году. Возможно, оно появится – если появится вообще – в 2006 году.

Светлана КИРИЛЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru