ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
ЕГЭ: праздник закончен
Проведение единого госэкзамена
вступило в полосу скучных будней: без денег, зато
с многочисленными вопросами,
на которые надо найти ответ
Региональные министры образования,
привыкшие расхваливать в Москве свои достижения
по проведению ЕГЭ, попали впросак на 4-м
Всероссийском совещании, посвященном подведению
итогов эксперимента в 2004 году. Рапорты об успехах
оказались не к месту. Праздник с раздачей слонов,
то есть компьютеров-сканеров-принтеров и
миллионов рублей в придачу, закончен. Лишь
немногие руководители образования из 61 региона
догадались, что на этот раз они едут в Москву на
вынос тела. Дорогой покойник – весьма дорогой,
если учесть, во сколько сотен миллионов рублей он
обошелся налогоплательщикам, – почил скромно.
В правительстве в настоящее время
подводят итоги по результатам четырех лет
эксперимента. Они оказались не слишком
впечатляющими. Уже выброшены в мусорную корзину
тезисы о «всеобщей измерительной линейке» и о
«единой пятерке от Калининграда до
Владивостока».
За четыре года проведения ЕГЭ, освоив
грандиозные средства, руководители Министерства
образования получили подтверждение старых
истин: 60% учеников не усваивают школьную
программу, 20% выпускников не имеют права получить
аттестат, а треть золотых медалистов не
подтверждают своих знаний. Можно было бы мерить и
дальше, только деньги закончились.
По данным из хорошо информированного источника,
с ЕГЭ планируется поступить следующим образом.
ЕГЭ на территории России не будет обязательным
экзаменом: выпускники школ получат право сами
выбрать форму итоговой аттестации. Результаты
ЕГЭ не будут использоваться для аттестации школ
и учителей (впрочем, Министерство образования
дальновидно запретило такую практику еще два
года назад). ЕГЭ станет скорее всего обязательным
экзаменом для абитуриентов, поступающих в вузы.
Эту процедуру будут проводить организации,
выигравшие тендер.
Таким образом, единый государственный экзамен
тихо трансформируется в единый вступительный
экзамен. Не факт, что результаты такого экзамена
согласятся принять все ведущие вузы страны. МГУ,
например, против.
Но создатели ЕГЭ всегда дальновидно возражали,
что вопрос о лояльности ректоров – не к ним.
Не ждали...
Такой поворот сюжета – неожиданность для
руководителей регионального образования. Во
время совещания куратор эксперимента по ЕГЭ
Виктор Болотов попросил министров ответить на
два вопроса: нужна ли, на их взгляд,
добровольность при выборе итоговой аттестации?
Нужно ли сохранить систему «плюс один балл»
(когда выпускник, получивший на ЕГЭ два балла,
получает в аттестат тройку)?
«Сейчас для ЕГЭ, пожалуй, предпочтительнее такая
модель, – пояснил Болотов собравшимся. – Когда
ребенок не может выбрать определенный экзамен,
он вправе выбрать форму аттестации – в виде ЕГЭ
или школьных экзаменов. Если он выбрал экзамен,
который вуз засчитает при поступлении на
определенную специальность, экзамен нужно
сдавать только в форме ЕГЭ и без системы «плюс
один балл». Либо, на худой конец, выпускник может
выбрать для итоговой аттестации экзамены, не
сдающиеся в форме ЕГЭ: физкультуру или ОБЖ. Если
же мы хотим знать, как осваиваются школьные
программы, достаточно сделать репрезентативную
выборку и протестировать учащихся в регионе…»
От такого сообщения местные руководители
образования растерялись. На протяжении трех лет
создатели ЕГЭ расхваливали свое детище как
идеальный безальтернативный инструмент для
итоговой аттестации школьников. На местах
привыкли повторять все слово в слово за
федеральным начальством.
Поэтому мнения были таковы:
Министр образования и науки Самарской области
Ефим Коган: «ЕГЭ – способ завершения общего
образования в нашей стране, именно так его
следует позиционировать. Должна быть
федеральная форма экзаменов, и выбор формы
экзамена исключен. Сохранение традиционных форм
испытаний лишает нас возможности узнать
объективную картину знаний выпускника».
Министр образования Челябинской области
Владимир Садырин: «ЕГЭ должен быть обязательным
для всех – это наша позиция вместе с местным
Союзом ректоров».
Министр образования и науки Карачаево-Черкесии
Любовь Абрекова: «Я поддерживаю предложение,
чтобы все предметы для сдачи ЕГЭ были
обязательными»
Начальник департамента образования и науки
администрации Костромской области Александр
Герасимов: «Для ЕГЭ должна быть норма
обязательности. В демократию мы уже наигрались,
когда речь шла о вариативности учебников».
Болотов не выдержал. «Может быть, на трибуну
выйдет кто-нибудь из сторонников добровольной
формы ЕГЭ? – спросил он. – Есть такие в зале?»
На зов робко поднялся представитель Кемеровской
области. «Я вообще-то за добровольность при сдаче
ЕГЭ! – сообщил он. – Не во все вузы и не на все
специальности принимают по ЕГЭ. Значит, ребенок
должен потренироваться в школе сдавать экзамены
по билетам, если в такой форме экзамены принимают
в вузе. Вот и все…»
«Короче, у нас две проблемы, – завершил сюжет
руководитель Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки. – Если сделать ЕГЭ
обязательным, принимать его по-честному и
отказаться от системы набавления одного балла, 20%
детей не получат аттестаты. Сегодня у нас
аттестаты выдаются 100% детей. Во Франции,
например, только 81% детей заканчивают школу со
степенью бакалавра. Если 20% получат двойки на ЕГЭ
и им не выдадут аттестаты, то эти дети лишатся
будущего. А кроме того, если эти 20% детей не
получат аттестаты, нам с вами долго не жить. В
таком случае мы должны решить, на основании чего
мы выдадим детям, получившим на ЕГЭ двойки,
аттестат? У нас было предложение – выдавать
аттестат без оценок с правом продолжить обучение
на высшем уровне. Но что будет со школьной
оценкой и кому она будет нужна?.. Либо мы не выдаем
аттестаты 20% школьников, либо начнем врать на ЕГЭ.
Подумайте».
Гражданская война за золотую медаль
Однако врать привыкли все. И были сильно
озадачены, когда им предложили перестать таковым
делом заниматься. В ходе эксперимента 2004 года
выяснилось: ЕГЭ нанес чувствительный удар по
межнациональным отношениям.
Кое-какие республиканские руководители сочли
нужным пожаловаться на это безобразие в Москве.
«Многонациональный регион Российской Федерации,
– аккуратно сформулировал проблему с трибуны
министр образования Республики
Кабардино-Балкария, – это очень хрупкий
механизм. И в нем ЕГЭ может являться
дестабилизирующим фактором…»
Напомним, что Кабардино-Балкария – уникальная
республика. Все последнее десятилетие она
оставалась общероссийским лидером по числу
золотых медалей, выдаваемых на душу населения.
Далеко позади кабардинцев плелись Москва,
Санкт-Петербург, Челябинск, Томск. И теперь
создатели ЕГЭ, предлагающие отменить золотые
медали, грозят разрушить покой в золотомедальной
Кабардино-Балкарии.
Республиканский министр ненавязчиво намекнул
федеральному начальству, что в будущем придется
произвести маленький обмен: упраздненная
золотая медаль в Кабардино-Балкарии должна быть
заменена 100-балльной оценкой на ЕГЭ. Иначе –
кошмар и хаос гражданской войны в республике...
«Я понимаю ситуацию в многонациональных
республиках, – прокомментировал ситуацию
руководитель Федеральной службы по надзору в
сфере образования и науки. – Но ведь в ряде южных
регионов количество выданных медалей не
соответствует результатам в 100 баллов на ЕГЭ. И
министры образования этих регионов в этом году
сумели удержать ситуацию под контролем. Значит,
удержите и вы. У нас не будет ЕГЭ для разных
национальностей. Мы не будем создавать КИМы
отдельно для кабардинцев и балкарцев! Выход для
вас – целевые приемы в вузы и работа на
опережение. Нужно дать детям компьютеры, послать
учителей на обучение. Тогда не возникнет
проблемы, что дети одной национальности сдали
ЕГЭ хуже, чем дети другой. Чтобы даже не возникало
такого соблазна, мы будем активно развивать
институт общественных наблюдателей на ЕГЭ. В
этом году в ППЭ Москвы, где было много криков о
несправедливости ЕГЭ, работали всего 16
общественных наблюдателей. Летом 2005 года в
каждом пункте проведения экзамена должно быть по
общественному наблюдателю».
Подайте на общежитие!..
Главный сюжет совещания касался проблемы,
которая в будущем станет главной, – согласия
вузов принимать свидетельства ЕГЭ.
«Вопрос стоит так, – сформулировал Болотов, –
какие дополнительные испытания нужны вузам,
чтобы принимать абитуриентов со свидетельствами
ЕГЭ? Какую информацию об абитуриенте должен
дополнительно запросить вуз? Мы опросили около 300
вузов. Традиционный ответ таков: черт с ним, с ЕГЭ,
оставьте вступительные испытания. Либо: согласны
на ЕГЭ, но дополнительно абитуриенту нужно сдать
письменные экзамены по школьным предметам. Но
зачем, – спрашиваю я вас, – если человек уже сдал
ЕГЭ? Это вопрос открытый. Перечень этих испытаний
я попросил бы вас обсудить».
Обсуждения не последовало. Никто не был к нему
готов.
Но на совещании обнаружился весь спектр мнений,
которые высказывают российские вузы по
отношению к ЕГЭ.
Первое мнение – полное и безоговорочное
неприятие. За бойкот ЕГЭ, как это выяснилось в 2004
году, ректора нельзя ни уволить, ни наказать.
«У нас в Тольятти есть уникальная выпускница, –
заметил министр образования и науки Самарской
области Ефим Коган. – Летом этого года она
набрала 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку и 100
баллов на ЕГЭ по литературе. С такими
результатами ей пришлось полностью сдать все
экзамены в МГУ. И она это сделала. Что бы мы с вами
ни обсуждали, арбитром в этом эксперименте
выступает ректор МГУ профессор Садовничий».
Второе мнение – полное и безоговорочное
принятие ЕГЭ.
Как выяснилось в 2004 году, за него ректора вуза
тоже нельзя ни наказать, ни уволить.
«В России есть вузы (замечу, что это 20
государственных вузов, а отнюдь не их
сомнительные филиалы), которые в этом году
принимали абитуриентов с двойками по ЕГЭ, –
сообщил собравшимся Болотов. – Эти абитуриенты
не набрали даже 20 баллов. Как вузы собираются
учить таких студентов? Мы сейчас обсуждаем
санкции, которые будут применены к их
руководителям. Во всяком случае, на будущий год
мы обязательно опубликуем список этих вузов.
Пусть их знает вся страна».
Сообщению Болотова несознательные руководители
образования, сидящие в зале, обрадовались.
«Обязательно опубликуйте, – посоветовали с
задних рядов. – И чтобы вся страна узнала! Как
абитуриенты тогда в эти вузы побегут!»
Зачем нужно зачислять на первый курс двоечников,
популярно объяснил собравшимся ректор
Тольяттинского госуниверситета Сергей Жилкин.
Тольятти – город маленький. Абитуриенты
поступают главным образом в местный университет.
Так что ЕГЭ открыл перед предприимчивым ректором
новые возможности: можно, например, пополнять
ряды первокурсников даже за счет двоечников,
которые при иной системе набора пошли бы в
дворники. Поэтому тольяттинская альма-матер
первой перешла на 100-процентный набор
абитуриентов по результатам ЕГЭ.
«С 2007 года в России должна заработать жесткая
государственная машина оценки знаний. Пора
заканчивать, извините за выражение, всякие там
муси-пуси, – сурово сказал Жилкин. – Да, мы
принимаем в наш университет абитуриентов с
двойками по русскому языку. Но затем так
составляем учебный план, чтобы научить
первокурсников родному языку. Мы вошли в век
всеобщего высшего образования. Поэтому
университеты должны искать свои способы
выдавать качественный продукт, невзирая на
уровень принимаемого сырья!»
Осторожную позицию, свойственную московским
ректорам, высказал Александр Сигов, ректор
Московского института радиоэлектроники и
автоматики. «Должен быть длительный переходный
период, когда все формы приема вступительных
экзаменов имеют право на существование:
централизованное тестирование, олимпиады и тому
подобное, – заметил он. – Вообще же я предложил
бы перестать жаловаться на то, что ЕГЭ закроет
Ломоносовым путь в высшее образование. Давайте
больше думать о массах: Ломоносовы никуда не
денутся, они все равно попадут в наши сети».
Впрочем, ни для кого не секрет, почему Сигов так
охотно предложил МИРЭА как площадку для
проведения экспериментов в области различных
технологий вступительных экзаменов. МИРЭА – вуз
сугубо московский. Общежития при нем нет.
Следовательно, наплыва иногородних абитуриентов
со 100-балльными свидетельствами ЕГЭ Сигову
опасаться нечего.
А вот руководители образования Санкт-Петербурга
(город на Неве в этом году впервые провел
всеобщий обязательный ЕГЭ по русскому языку) не
на шутку встревожены.
«В системе “ЕГЭ–вуз” до сих пор нет регулятора,
– пояснил председатель Комитета по науке и
высшей школе Санкт-Петербурга Александр
Викторов. – Альтернатива на самом деле такая:
либо вуз, принимая абитуриентов со
свидетельствами ЕГЭ, сам производит отсев,
проводя дополнительные вступительные испытания,
либо каждый год просит у государства
дополнительные бюджетные места (а это
бесполезно). Сегодня у нас в Санкт-Петербурге в
среднем на два процента в год увеличивается
число иногородних студентов. Мы уже столкнулись
с проблемами общежитий. В этом году нам удалось
ввести два новых общежития на 700 мест. Но прирост
иногородних абитуриентов даже на два процента в
год – это ежегодно минимум 600 новых мест в
общежитиях! Что же нам делать?»
На этот вечный российский вопрос ответа, как
обычно, не предвидится.
«ЕГЭ – один из элементов равной доступности
образования, но проблема более сложная, – охотно
согласился куратор эксперимента по ЕГЭ. – Нужны
общежития».
Четыре года на проведение и пропаганду единого
госэкзамена вкладывались сотни миллионов
рублей. С помощью современных математических
методов измерялось то, что можно было отмерить
школьной линейкой.
Теперь все вернулось на круги своя. ЕГЭ не будет
обязательным для итоговой школьной аттестации.
Но не потому, что жаль детей и учителей. Просто не
всякий регион сможет найти деньги на дорогую
процедуру массового тестирования по школьным
предметам.
ЕГЭ не скоро сможет стать обязательным для
поступления в вузы. Высшая школа примет его
только с оговорками – да и то с такими, которые
убьют саму идею единого экзамена. Руководители
престижных альма-матер всегда будут держать в
уме, что у их вузов нет общежитий, либо этих
общежитий недостаточно для иногородних
абитуриентов.
На строительство новых университетских корпусов
нужны те самые миллионы рублей, которые четыре
года с размахом тратились на ЕГЭ.
И высшая школа не скоро это забудет.
...и “Про это”
Напоследок руководитель Федеральной службы по
надзору в сфере образования и науки Виктор
Болотов сообщил участникам совещания, что в
ноябре должно выйти постановление
правительства, посвященное единому
государственному экзамену.
Основные положения проекта постановления звучат
так:
В 2005–2008 годах во всех субъектах Российской
Федерации должно завершиться внедрение ЕГЭ. 2006
год – крайний срок поэтапного перехода на ЕГЭ
для регионов, которые участвовали в эксперименте
три года. Для новичков, только что вступивших в
эксперимент, срок отодвигается до 2008 года. До 2006
года ЕГЭ должен финансироваться из ФПРО при
долевом участии субъектов РФ. С 2006–2008 годов ЕГЭ
планируется проводить за счет централизованного
финансирования. Предполагается также частичное
финансирование из ФПРО.
Что касается централизованного финансирования
ЕГЭ, то оно вроде веревки в доме повешенного – о
нем теперь не упоминают.
Ни один из выступавших на совещании местных
руководителей образования, за исключением
министра образования и науки Самарской области
Ефима Когана, не рискнул даже заикнуться «про
это». Все уже смирились с тем, что денег за
проведение ЕГЭ в ближайшем будущем не видать,
хотя руководители многих регионов сняли деньги
на проведение ЕГЭ с других счетов и теперь им
грозят кары налоговиков за нецелевое
использование средств.
Таким образом, 2004 год стал репетицией того, что
произойдет на ЕГЭ в 2005 году. А в следующем году с
централизованным финансированием ЕГЭ все будет
намного хуже.
По неведомой причине из бюджета выпала строка на
проведение ЕГЭ, а это 495 миллионов рублей.
Следовательно, проводить ЕГЭ 2005 года в регионах
придется своими силами, уже не рассчитывая
получить обратно свои средства.
Заявки на участие в эксперименте подали 78
регионов, где экзамен будут сдавать около 1200
тысяч школьников (в этом году участвовало около
982 тысяч выпускников). «Ни одна заявка не была
снята», – заметил не без удивления куратор
эксперимента по ЕГЭ.
Остался только один принципиальный неучастник
ЕГЭ – это Нижний Новгород. Руководители области
заявили, что не согласятся на ЕГЭ, пока новый
экзамен не будет введен законодательно.
Руководителей купеческой области можно понять.
Практичные нижегородцы пощелкали калькулятором
и подсчитали, что эксперимент по ЕГЭ ничего,
кроме расходов, им не принесет.
Светлана КИРИЛЛОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|