ДОМАШНИЙ АРХИВ
КНИЖНАЯ ПОЛКА
“Под шатром сияющих звезд...”
или Урок литературы пятьдесят
третьего года
Аня Сафонова в возрасте 17 лет
|
Анна Васильевна Книпер (в первом
браке – Тимирева) родилась 18 июля 1893 года в
Кисловодске в семье известного педагога и
дирижера, первого директора Московской
консерватории Василия Ильича Сафонова. Умерла в
Москве 31 января 1975 года. Талантливый поэт,
художница и мемуарист, Анна Васильевна, увы,
известна большинству читателей лишь как
легендарная возлюбленная А.В.Колчака.
Ее действительно необычная биография в
последние годы пользуется пристальным вниманием
не очень щепетильных и весьма легкомысленных
литераторов. Тиражируются сплетни и домыслы,
запросто перелицовываются подлинные документы,
беззастенчиво используются воспоминания и
письма Анны Васильевны, выходят
беллетристические сочинения, написанные от
лица… Анны Васильевны.
И во всех публикациях действие вертится вокруг
прибыльного сюжета, вокруг отношений Анны
Васильевны и знаменитого адмирала. До
трагической судьбы замечательной русской семьи
Сафоновых никому дела нет.
Книга «…Не ненавидеть, но любить» возвращает нас
к чистоте и подлинности. Ее составитель Илья
Кириллович Сафонов (племянник Анны Васильевны),
по образованию инженер-связист, много лет
оставался последним хранителем памяти и
духовного наследия большой, многогранно
талантливой семьи Сафоновых. Его трудами были
опубликованы воспоминания А.В.Книпер о
А.В.Колчаке (М., «Прогресс», «Феникс», 1990), вышел в
свет сборник писем и документов «Милая,
обожаемая моя Анна Васильевна…» (М., «Русский
путь», 1996), в Бутово прошла выставка работ сына
Анны Васильевны, художника Володи Тимирева,
расстрелянного в 1938 году в возрасте 23 лет.
В книгу «…Не ненавидеть, но любить» вошли более
ста впервые публикуемых стихотворений Анны
Васильевны, ее воспоминания «Дом, семья,
детство», репродукции акварелей Володи Тимирева,
фотографии из семейного архива. Среди них –
поразительный по красоте и забытому нами
семейному ладу снимок «Сафоновская лесенка»:
родители и дети стоят шеренгой, выстроившись по
росту и возрасту – от крохотной малышки в белом
платьице до студента в пенсне.
Публикацию стихов предваряет внимательный обзор
поэтического творчества Анны Васильевны в
статье Бориса Горзева «Argumentum contrario –
доказательство от противного».
Свой лирический дневник Анна Васильевна вела и в
лагерях, и в ссылке, везде, где она могла
раздобыть карандаш и клочок бумаги.
Хорошо бывает уснуть
На холодной жесткой земле
После долгой и тяжкой работы
Рядом с сонным и теплым быком
Под шатром сияющих звезд…
Как же будет отраден сон
Глубоко под доброй землей
После длинной и трудной жизни…
(1946 г.)
Заключает книгу очерк «Семья»,
написанный Ильей Кирилловичем Сафоновым. Это
строго документальное повествование с каждой
прочитанной страницей вырастает в реквием. И не
только семье Сафоновых, а всем загубленным,
безвестным, канувшим в лихолетьях двадцатого
века.
«…Десять детей было в семье Сафоновых. Казалось,
такое мощное дерево станет родоначальником рощи,
которая в свою очередь принесет новый урожай…
Мне бы расти в окружении по крайней мере десятка
кузин и кузенов, а уж число племянников даже не
пытаюсь вообразить. Но нет… Можно пуститься в
анализ причин феномена крушения семьи Сафоновых,
но факт остается фактом: вместо того чтобы
увеличиваться, расти, она готова совершенно
исчезнуть. Да, всего лишь два побега дало мощное
древо Сафоновых на моем уровне, двух внуков: меня
и Володю Тимирева, да и то одного из нас тирания
уничтожила.
…Сегодня нет никого из семьи Сафоновых старше
меня. За окнами плющихинской квартиры мелькают
шуршащие автомобили, снуют озабоченные граждане
– все так обыденно. Но стоит отойти от окна, и
замершая за стеной комната гасит заоконный шум,
выключает сегодняшний день и переносит меня
совсем в другое время: будто бы окликает меня из
кухни тетя Аня – «И-лень-ка, подойди-ка сюда…».
Что же происходит здесь, чем объясняются эти
путешествия во времени, где отличия этой комнаты
от других, для меня обычных? Да нет в ней ничего
особенного – здесь не музей и не храм, такой же
поток быта, как в любой московской квартире,
осаждается здесь илом узнаваемых мелочей.
Главное во взаимодействии всего, что есть в этой
квартире, с памятью, с сознанием. А уж они-то легко
откликаются на едва слышимые намеки предметов,
рассыпанных там и здесь…»
Илья Кириллович с детских лет, с 1943 года, рос на
Плющихе, где жила его тетя (еще одна из сестер
Сафоновых – Елена Васильевна). Она нашла
маленького Илюшу в Иванове, куда он попал после
гибели родителей из блокадного Ленинграда. «С
тех пор Плющиха стала моим убежищем, – пишет Илья
Кириллович, – родиной, а ее имя – моим паролем,
талисманом, заговором, оберегом – центром
жизни».
Илья Кириллович Сафонов в последние годы
возглавлял историко-краеведческое общество «Моя
Плющиха». Как горько, что приходится так писать –
«в последние годы». В начале нынешнего страшного
августа Илья Кириллович погиб в автокатастрофе
под Сергиевым Посадом. Его похоронили на
Ваганьковском кладбище в семейном некрополе
Сафоновых.
О Плющихе и ее старинных жителях
он оставил рукопись воспоминаний, которая ждет
своего издателя.
В Кисловодске его прадед построил курзал, ныне
филармонию. Имя его деда носят Большой зал
Кисловодской филармонии и музыкальная школа в
Кисловодске. В последние годы регулярно
проводятся музыкальные фестивали и конкурс юных
пианистов имени В.И.Сафонова. В Георгиевске
сохранилось имение, которое называют Сафоновой
дачей. Как мечталось Илье Кирилловичу, чтобы в
этом доме была летняя дача для учеников
Пятигорской музыкальной школы.
В ноябре этого года исполняется 130 лет со дня
рождения адмирала Колчака. К этой дате наверняка
появятся не только публикации в исторических
журналах, но и в глянцевой прессе.
Илья Кириллович с грустью осознавал всю
невозможность противостояния мощному напору
пошлости. И все-таки по поводу одной из книг
(детектив Валентина Ставицкого «Замерзшие
ландыши», изданный в 2003 году загадочным МООС
«ЭзиОС») он высказался, написав статью, которая
так и осталась неопубликованной. В ней он пишет:
«Читатель вынужден глотать авторские фантазии
как истину в изложении реального исторического
лица… Подобное использование воспоминаний
выходит, по моему мнению, за рамки обычного
приличия. Не буду говорить о множестве промахов и
самого автора, и готовившего книжку издательства
– тут и грамматические казусы, и фактические
ошибки. Но чего стоит стиль, в котором ведутся в
книге беседы героини романа Анны Васильевны с ее
первым мужем Сергеем Николаевичем Тимиревым или
с адмиралом Колчаком, – автор уснащает их
боцманскими шутками и словечками из жаргона.
Адмирал Тимирев – этот достойный морской офицер
– представлен грубым пьяницей и распутником.
«Поднять швартовы», «заглушить переговорное
устройство», «марш на камбуз…» – вот взятые
наугад образцы речи Сергея Николаевича в
разговоре с женой… Я не рекомендую читателю эту
книгу, так как она полна ложных представлений о
действующих лицах переломного и трагического
периода русской истории…»
А.В. Книпер. «…Не ненавидеть, но любить».
Стихи. Воспоминания. Кисловодск. Театр-музей
«Благодать», 2003
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|