ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Игорь ЯКИМОВ,
учитель начальных классов
Трудно жить на свете пастушонку
Пете…
Урок литературы в начальной школе
существует не для ученика. И не для учителя. Тогда
для кого?
Листаю старый «Букварь» Тихомировых (1914
г.) – «для совместного обучения письму, русскому
и церковнославянскому чтению и счету». Издание
уже тогда было 159-м, тем не менее прописи с нажимом
немедленно оживляют во мне каллиграфические
муки первого класса, и я думаю: неужели так же
бессмысленно – ус, су-шу, су-ма – и постоянно, из
века в век, взрослые определяют репертуар письма
и чтения ребенка?
Первые коротенькие рассказы для чтения –
аллегорические нравоучительные истории о вреде
неуступчивости и пользе сговорчивости, о
неудачной хитрости и умной осторожности. Про то,
что «жить трудно, а умирать не хочется», что «своя
хатка – родная матка». Картинки иллюстрируют
пользу труда, устойчивость в беде и готовность
перетерпеть ненастье. Сонное село с занесенными
снегом избами: «Спит крестьянский люд, / Позабыв
тревогу и тяжелый труд» (И.Никитин). Тот же тон в
изложении Священной истории: «Крест учит нас
терпеливо переносить страдания и прощать своих
врагов». Пожалуй, это не «Букварь», а катехизис
россиянина. Вот в чем государственная выгода от
просвещения народа: простолюдин получает
письменное, культурно зафиксированное
подтверждение существующего порядка вещей – не
важно, кем, когда и для кого установленного.
Век прошел. За это время создано не одно
поколение букварей и учебников словесности для
первого класса. Сегодня учитель может выбрать
для обучения первоклассников любую книгу из
десятка рекомендованных министерством. Но
упрямые Козлики все так же валятся в реку с моста,
а любительница полакомиться Лиса до сих пор
бегает с кувшином на голове. Муравей по-прежнему
трудится, а Стрекоза пребывает в беззаботности.
Стихи и истории про хмурую осень, холодную зиму и
прочие неприятности – «У сгнившей лесной
избушки», «Дни стали ненастные», «Дедушка Мазай и
зайцы», «Серая шейка», «Три поросенка» –
преобладают. Легкие, прозрачные и чистые
произведения почти отсутствуют. О да! Чтение –
занятие серьезное: Ушинский, Толстой, Гаршин,
Соколов-Микитов, Гарин-Михайловский, Бианки,
Крылов… А жизнь – штука сложная: нравится тебе
или не нравится, а будь добр ответь на вопросы:
«Какие птицы возвращаются к нам весной и в каком
порядке?» (по Бианки), «Какие приметы поздней
осени отмечены в стихотворении Пушкина?», «Какие
буквы называл Филиппок неправильно, поправь его»
(по Толстому). Некоторый прогресс в вопрошании
заметить можно: «Во всем ли прав Муравей, когда
отказывает Стрекозе в помощи?» Но подобные
творческие порывы авторов редки – в целом
репертуар вопросов и корпус текстов архаический,
так что современному ребенку на время освоения
чтения не худо бы вообразить себя наивным
крестьянским отроком – в холщовой рубахе,
подпоясанным. Забыть обо всем, что вокруг
делается, слушается, смотрится, и стать
значительно меньше себя… Только кто же такое
полюбит? Вот и не любят наши дети чтение.
Детское чтение любят взрослые. Особенно
академические педагоги. Они неустанно
составляют и издают хрестоматии по детской
литературе: «Книга для внеклассного чтения»,
«Читаем вместе», «Большая книга для маленьких
ребят» – все не перечислить. Составители
одержимы одной страстью: познакомить детей с
самой лучшей детской литературой. Причем одним
авторам кажется, что без «Рамаяны» и
«Махабхараты» детям никак не обойтись, другим,
напротив, хочется простоты: «Денискины рассказы»
и «Чипполино» с «Буратино». Есть фанаты
волшебных сказок, а есть поклонники поэзии
Брюсова. Кажется, «возрастные возможности
младших школьников», на которые ссылаются авторы
всех концепций, безграничны. Фольклор.
Православие. Фэнтези. Военно-патриотическая
тематика – все это срочно и немедленно!
«Мой маленький друг! Ты уже научился читать!
Теперь ты можешь получать из книг знания,
узнавать о жизни на Земле, знакомиться с
литературными произведениями...» Но знакомство
первоклассников с литературными произведениями
настолько опосредовано искусственными
представлениями взрослых о детях, что подобные
предисловия – чистая демагогия. Увы, над
вредными советами Григория Остера дети до 10 лет
не смеются! Никто из семилетних не умиляется
рассказами Виктора Драгунского! И только
взрослые потешаются над словесными выкрутасами
Михаила Яснова: «В Чудетство откроешь окошко»!
В том-то и дело, что «как бы детское» и «как бы
игровое» – это и не детское и не игровое.
Прекрасный писатель Юрий Коваль специально для
детей не писал, как, впрочем, и Пушкин. Однако
надуманные природоведческие этюды Виталия
Бианки входят в обязательный репертуар чтения
школьника, а тонкие, ненавязчивые истории Юрия
Коваля и Геннадия Снегирева – нет. Талантливое
пугает педагогов – нравоучительное и
простенькое привлекает. Затверженное держится, а
свежее отсекается. Обывательский подход к
начальному чтению налицо, но кому он выгоден?
Подумаем: стоит ли помещать в книги для чтения те
произведения, сюжет которых досконально
известен детям по фильмам-мультипликациям?
Обязательно ли учителю брать к изучению те
произведения, на которых у него уже глаз
замылился и которые ему самому неинтересны?
Сказать этому «нет» сегодня – при таком-то
обилии программ начального чтения (и все с грифом
министерства!) – можно без опаски. Но не говорим.
Потому что не о привитии любви к чтению помышляем
(тогда бы мы заботились о качественных
полновесных текстах), а о… соответствии своих
действий школьным представлениям о чтении. Мы
строго внушаем детям на каждом уроке: «Очень
плохо читаете (тихо, медленно, невыразительно)!»,
«Вы так мало читаете!», «Вижу-вижу, как вы читать
не любите!» – и превращаем процесс чтения в
подневольный труд. Ему соответствуют грубые
оттенки разговора о произведении,
бесчувственные и неосмысленные слова.
Разумеется, учитель начальных классов
догадывается, что эти некрасивости не вяжутся с
литературой как искусством слова, зато он точно
знает: они вполне соответствуют духу школьной
литературы, которую детям предстоит изучать еще
десять лет. Мы же не свободные художники, а
государственные служащие. Как сто лет назад.
И по-прежнему «трудно жить на свете пастушонку
Пете, длинной хворостиной управлять скотиной»…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|