ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Говорят, любовь к книге – это талант. Как
музыкальный слух, как математические
способности. И если этого таланта нет, то какую
книжную радугу перед ребенком ни раскладывай, он
будет с интересом читать только рекламу и
объявления.
Так ли это?
Дети очень хотят быть похожими на любимых
взрослых. Книга для ребенка всегда связана с
человеком, который ее читает.
Вот бабушка в Рождественский или Великий пост
читает вслух евангелие на старославянском языке
– ребенок не понимает ни слова, но слушает и
получает чудесное ощущение. Вот старший брат
читает вслух учебник – ребенок понимает не всё,
но ему интересно. Вот мама читает на ночь – это
покой. А вот и первая учительница с книгой в
руках… Момент судьбоносный. Интересно ли?
Чудесно или бесконечно скучно и для учительницы,
и для ученика?
“Робинзон Крузо” в школе и дома
А умеют ли читать родители? Этим
вопросом задается школьный библиотекарь
«У нас всегда ребята сдают учебники в
очень хорошем состоянии. Вот, посмотрите!» –
сказала Светлана Валентиновна Кошелева,
библиотекарь средней школы №2 из города Боровичи
Новгородской области, подводя меня к книжным
полкам. Действительно, учебники старые, многие
служат больше пяти лет, но в них – ни одной записи
ручкой, ни одной разрисованной фотографии.
Потрепанные обложки, аккуратные страницы.
Мы часто забываем, что дети, пришедшие в
школу, живут еще и в другом мире, в мире своей
семьи. От того, как в семье относятся к чтению,
даже в большей степени, чем от школьного учителя,
зависит, научится ребенок читать или нет.
Каждый год, встречаясь в начале сентября с папами
и мамами первоклассников, Светлана Валентиновна
спрашивает, умеют ли взрослые люди... читать.
Естественно, в ответ – недоумение, граничащее с
возмущением. Конечно, все умеют, благо и в школе
учились, и в институте. Но можно складывать из
букв слова, из слов – предложения, а можно видеть
прочитанное, словно ты и не читаешь вовсе, а
просто переносишься в другое измерение и
ощущаешь, представляешь то, о чем написано в
тексте. Как это объяснить взрослым людям?
«При первой встрече я читаю родителям небольшой
текст. Очень простой – о том, что в красивой
комнате на столе лежит ароматный ярко-желтый
лимон, от которого отрезают тоненький ломтик,
посыпают сахаром, кладут на язык... Читаю
медленно, с выражением, а потом спрашиваю,
почувствовали ли слушатели вкус лимона. Многие
даже морщатся в этот момент, во рту становится
кисло. Тогда я объясняю, что для того, чтобы
научить своего ребенка читать, обязательно нужно
как можно чаще заниматься этим вместе с ним.
Читать ему вслух, причем так, чтобы образ
прочитанного вставал перед глазами обоих. Этому
я приглашаю их научиться на моем кружке для
взрослых».
Вспоминается традиция, давным-давно введенная в
начальной школе: проверка так называемой
скорости чтения. Дети, один за другим, выходят к
учителю (часто рядом с ним еще один проверяющий,
завуч) и читают кусочки текста с максимальной
скоростью. При этом взрослые засекают одну (!)
минуту и считают (!), сколько слов ребенок сумел за
это время прочитать. Вот уж действительно,
лучшего способа отбить желание читать и не
придумаешь! Если после этого закрыть рукой текст
и попросить ребенка пересказать его, можно
услышать и такой ответ: «У меня не было такого
задания! Я же читал, а не понимал!» Чтение –
отдельно, понимание – отдельно.
А вот при совместном домашнем чтении не
проверяют «скорость», просто родители и дети
вместе погружаются в текст. Сначала читает
ребенок. А когда устает – книжку в руки берут
родители и дочитывают сказку до конца. Ведь это
просто интересно – узнать, чем же закончилась
история!
Так день за днем детей приучают: чтение – это
увлекательное и интересное занятие, на него не
жалко времени никому. Иногда книги начинают
читать вслух целыми семьями, включая бабушек и
дедушек. А в центре этого процесса всегда книга, а
не секундомер и не отметка за выполнение
домашнего задания.
«Я считаю, что неправильно говорят, мол, новое
поколение стало меньше читать. Они читают, но
другую литературу – по информатике, например,
или в Интернете. Это – то, что интересно
сегодняшним детям, и мы должны уважать их
интересы. А чтобы читать все, что мы им предлагаем
и все, что интересно им, не хватит ни времени, ни
сил. Но всегда у взрослых есть возможность
поделиться с детьми своими увлечениями. Я своим
детям даже в старших классах читала вслух «Графа
Монте-Кристо», например. И отнюдь не считала, что
делаю что-то особенное: сыну было интересно
слушать, а глаза за день так уставали, что сам
читать просто не мог. Нагрузка у школьников
слишком большая».
Добиться уважения можно только одним способом:
уважая интересы другого человека. Так просто. Так
сложно. А когда книга, прочитанная вместе,
закрывается, происходит другое таинство –
обсуждение прочитанного. Именно таинство, потому
что в этот момент люди делятся с близкими самым
сокровенным – своими мыслями. Научиться
по-настоящему обсуждать что-то вместе с ребенком
трудно. Мы, взрослые, часто убеждены, что понимаем
все лучше, чем дети, поэтому вместо обсуждения
начинаем навязывать свои мысли, идеи, свое
понимание, причем этим можно навсегда отбить
желание и читать, и думать о прочитанном. Но
счастливы дети и родители, сумевшие преодолеть
барьер времени и научившиеся, обсуждая книгу,
быть интересными друг другу людьми.
«С родителями мы встречаемся раз в четверть, я
даю им список книг, которые рекомендую прочитать
дома, иногда советую, как лучше проводить
обсуждение. Зато с ребятами кружок проходит
каждую неделю, и о родителях мы не забываем
никогда. Например, читаем в классе какое-нибудь
произведение, и я прошу спросить у своих близких,
читали ли они его, если да, то что они думают о том
или ином герое. А потом дети рассказывают друг
другу о мнениях своих родителей».
Это не позволяет папам и мамам отмахнуться от
детских вопросов. Если взрослые не читали
интересующую ребенка книгу, они не смогут
отделаться пустыми фразами типа «интересная
сказка» или «поучительный рассказ». Ведь их
ребенок будет рассказывать друзьям о мнении
своих родителей, для ребенка очень важно, чтобы
то, что он рассказывает, было и интересно, и
оригинально. Дети хотят гордиться своими
родителями не меньше, чем родители – детьми. При
этом задача, возлагающаяся на первоклассника,
очень сложна: ему нужно не только понять, что
именно родители хотели сказать, но и донести их
мысли до одноклассников. При этом у
первоклассника развивается множество качеств,
необходимых и в жизни, и в учебе. Среди них умение
понимать другого, сохраняя собственную точку
зрения. Где еще наша школа учит этому?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|